16 миллионов гостей
— Василий Александрович, по результатам высокого сезона уже можно сделать прогноз итогов курортного года в целом. Удастся ли Кубани повторить прошлогодний показатель в почти 16 млн туристов?
— Если судить по сегодняшней динамике, то мы наблюдаем даже определенный прирост турпотока по сравнению с прошлым годом. С января по 1 сентября 2018-го гостями края стали более 13,3 млн человек — это на 3 % больше, чем в тот же период 2017-го. Только за три летних месяца регион посетило свыше 10,4 млн гостей. И здесь мы тоже видим рост к прошлому высокому сезону на 5%. Так что, по нашим ожиданиям, до конца 2018 года на курортах Краснодарского края побывают около 16 млн отдыхающих.
— В крае уже два месяца действует курортный сбор. Ранее вы говорили, что в случае негативной реакции людей его могут обнулить. Есть ли уже понимание того, как восприняли сбор отдыхающие?
— Насколько мне известно, люди нововведение восприняли абсолютно нормально. Самыми показательными, на мой взгляд, были первые две недели, когда к сбору туристы еще только привыкали. Так вот, за этот период его уплатили более 158 тысяч человек. Были и такие, кто отказался от уплаты, но их в общей массе оказалось всего 280 человек или 0,17 %. И денег за эти две недели было собрано больше, чем мы планировали — около 14 млн рублей, а прогноз был на уровне 10 млн рублей.
В 2018 году в реализации этого эксперимента на Кубани участвуют восемь курортных территорий. Сбор, напомню, был введен с 16 июля, он равен 10 рублям в сутки с человека. Этот дополнительный «взнос» с отдыхающих берут в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, а также в Джубге, Небуге, Новомихайловском и Шепси. Средства пойдут на развитие курортной инфраструктуры. Сами кубанцы от курортного сбора освобождены.
Маркетинг для межсезонья
— В последнее время край делает большую ставку на привлечение туристов в межсезонье. Какова стратегия Кубани в этом плане?
— Сегодня курорты региона предлагают круглогодичный отдых, поэтому само понятие «межсезонье» становится, на мой взгляд, неактуальным. Предприятия туриндустрии предлагают услуги в принципе для любого туриста, с совершенно разным уровнем достатка, и готовы предоставлять большинство из них в любое время года. Единственная разница: летом на наши курорты туристы в основном едут ради пляжного и морского отдыха, а зимой — ради горноклиматического.
Как показывает наш опыт, один из эффективных инструментов для наращивания турпотока в низкий сезон — реализация маркетинговых программ. Мы, к примеру, в прошлом году запустили маркетинговую программу «Южная здравница», которую разработало министерство курортов региона. Она действовала с 1 октября 2017 года до 1 мая 2018 года. В ней приняли участие 56 предприятий, они предоставляли скидки от 5 % до 50 % на недельные оздоровительные туры и программы лечения, рассчитанные на 14 или 21 день. «Южная здравница» признана одной из лучших практик по оздоровлению в России, и Ростуризм рекомендовал ее для распространения на других курортных территориях РФ. По нашим подсчетам, реализация программы позволила нарастить турпоток в низкий сезон в тех компаниях, которые приняли участие в «Южной здравнице», на 7 – 10 %.
В 2018 году программа также стартует 1 октября и будет действовать до 1 мая 2019 года. На сегодняшний день желание участвовать в ней изъявили уже 60 здравниц из 14 районов Кубани.
Также с февраля 2018-го года стартовала маркетинговая программа «Отдых с видом на горы». Она создана министерством курортов для увеличения турпотока в горно-предгорные районы Кубани. Действует программа весь год. Сегодня порядка 28 агротуристических комплексов, баз отдыха, гостевых домов, поместий и других средств размещения, которые в ней участвуют, предлагают туристам отдых со скидками от 5 до 40 % на проживание или активности.
Предприятия расположены на территории восьми муниципалитетов: Горячего Ключа, Новороссийска, Абинского, Апшеронского, Северского и других горных и предгорных районов региона. В наличии есть свыше 50 коротких туров на два-три дня по активному отдыху со скидками. В рамках «Отдыха с видом на горы» жители и гости края могут принять участие в рафтинге, рыбалке, экскурсиях по памятникам природы, воспользоваться программами релаксации, посетить СПА и соляные пещеры, искупаться в термальных источниках.
Курортное разнообразие
— Насколько сегодня «дифференцирована» курортная отрасль, на ваш взгляд?
— В Краснодарском крае создана система стратегического планирования, в рамках которой по моему поручению министерство курортов разработало Концепцию развития санаторно-курортного и туристского комплекса региона до 2030 года. Она определяет приоритетные направления для кубанского туризма. На сегодня на самом деле у нас развиты все основные направления — пляжный и морской туризм, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой и событийный, горноклиматический и аграрный. Мы предлагаем экскурсионные и туристские маршруты, яхтинг, дайвинг, винд- и кайтсерфинг, рафтинг и многое другое. Гостям края и его жителям доступно около 100 км комфортных пляжей Азово-Черноморского побережья, порядка 6200 классифицированных средств размещения, из них свыше 190 здравниц, 620 объектов турпоказа, почти 300 экскурсионных и туристских маршрутов, свыше 100 объектов агротуризма.
Конечно, основная масса отдыхающих посещает Кубань летом, поскольку наши соотечественники, особенно семейные пары с детьми, стараются брать отпуск в это время из-за каникул в школах. Однако последние три года мы отмечаем значительный рост турпотока и увеличение загрузки предприятий туриндустрии и в низкий сезон.
На сегодня мощности предприятий санаторно-курортного комплекса позволяют принимать в низкий сезон свыше 8 миллионов отдыхающих. При этом «круглогодичный» потенциал санаторно-курортного комплекса увеличивается каждый год.
Однако мы стараемся расширять возможности для комфортного отдыха и в летний период. К примеру, перед высоким сезоном 2017 года мы качественно улучшили пляжные территории. Минкурортов предложило бизнесу стандарты по оформлению пляжей, экскурсионных бюро и бюро по размещению отдыхающих в едином стиле с использованием зонтичного бренда «Курорты Краснодарского края» и брендов курортных территорий. Эту практику уже реализовали Анапа, Геленджик, Туапсинский район. В перечень лучших муниципальных и ведомственных пляжей вошли 27 территорий — десять в Сочи, по пять в Анапе и Ейском районе, три в Туапсинском, по два пляжа в Темрюкском районе и в Геленджике. Их опыт мы внедряем во всех остальных муниципалитетах, где есть прибрежные курортные зоны.
Также хочу заметить, что наш регион одним из первых в стране начал проводить добровольную классификацию пляжных территорий. На сегодня в минкурортов региона аккредитованы и получили ту или иную категорию почти 90 пляжей. Больше всего в Анапе, Сочи и Геленджике, также участвовали в классификации Туапсинский, Темрюкский и Ейский районы.