— Как изменился подход бизнеса к добровольному медицинскому страхованию в 2018 году? Что для него сейчас важно?
— Если говорить в целом о российском рынке ДМС, то сервисная составляющая в процессе организации и контроля лечебного процесса сейчас является важнейшим требованием для крупных корпоративных клиентов. Именно в этом контексте страховые компании, занимающиеся ДМС, прикладывают огромные усилия по созданию инструментов, облегчающих пациентам получение медицинской помощи и создающих возможности контроля качества лечебного процесса.
Речь идет о таких проектах, как телемедицина, второе или экспертное мнение, отдельное окно в регистратуре, психологическая поддержка застрахованных и т. д. Если же говорить о принципиальном изменении подхода бизнеса к продукту ДМС, то требования к нему сегодня формулируются как принципиальное рассмотрение ДМС в качестве инвестиций в персонал, которые дадут эффект в виде монетизированной экономии и доходов.
— Какие продукты ДМС сейчас пользуются наибольшей популярностью? Какие программы востребованы крупными компаниями, а какие — малыми и средними?
— Корпоративный ДМС только претерпевает те изменения, о которых мы сказали выше. Разница лишь в бюджетах и, соответственно, наборе рисков, которые могут позволить себе клиенты. С небольшой статьей расходов на ДМС компания может в лучшем случае позволить себе поликлиническую программу, а те, кто не жалеет на ЗОЖ денег, как правило, страхуют своих работников по принципу все включено: поликлиническое и стационарное лечение, стоматологическая помощь, вакцинопрофилактика, опции «Врач офиса» и «Семейный врач», дополнительное медикаментозное обеспечение.
— Насколько велика конкуренция среди клиник, предлагающих ДМС, в Краснодарском крае? Какие ключевые конкурентные преимущества позволяют быть в лидерах?
— Большая часть лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) края сотрудничают со страховыми компаниями и обслуживают клиентов в рамках ДМС. Безусловно, борьба за дополнительный поток денежных поступлений нарастает. До сих пор доля выплат в клиники от страховых компаний была относительно небольшой по сравнению с деньгами, которые приносят частные пациенты, но она постоянно растет. Те клиники, которые решили выстраивать партнерские отношения со страховщиками, в перспективе будут лидерами рынка и платных медицинских услуг. Страховая компания формулирует требования к ЛПУ, которые, в свою очередь, предъявляются ее клиентами к лечебному процессу, и выступает посредником между клиниками и пациентами. Если медицинская организация эти требования выполняет, то она становится более привлекательной на рынке — таков синергетический эффект от партнерства страховых компаний и ЛПУ. И, напротив, те ЛПУ, которые рассматривают лечебный процесс исключительно как бизнес, получая сегодня чуть большую прибыль, проиграют «в долгую».
— Каков средний срок контрактов на ДМС, которые заключаются с корпоративными клиентами? Какова тенденция — он увеличивается или сокращается?
— Очень правильный вопрос. Большая часть контрактов заключается в настоящее время на один год, чтобы получить налоговые льготы. Однако сегодня мы формируем тенденцию заключения двух- и трехлетних контрактов, которые позволят внедрить программы по управлению здоровьем персонала. Ведь для того чтобы выявить самые проблемные зоны коллектива, определить цели, ради которых будет работать медицинская отрасль региона, разработать и внедрить программу профилактических и оздоровительных мероприятий, требуется время.
— Какие новые виды услуг были включены в вашем учреждении в пакеты ДМС в 2018 году?
— Всем нашим клиентам по ДМС мы предоставляем доступ к порталу «Академия здоровья». Это не просто онлайн-платформа о ЗОЖ, но и площадка для реализации первого этапа программы «Управление здоровьем персонала». Четыре кафедры «Академии здоровья» — профилактической медицины, физического воспитания, эмоционального здоровья и финансового благосостояния — предлагают различные интерактивные опции и актуальные знания о важных аспектах здоровья. Контент обновляется регулярно, и для этого мы привлекаем ведущих экспертов в области здравоохранения, охраны труда и здорового образа жизни. По запросу клиентов, мы можем подготовить кастомизированный контент, актуальный для их бизнеса. Портал создан специально для компаний, которые хотят по-настоящему правильно заботиться о своих сотрудниках. «Академия здоровья» предлагает следующие бесплатные сервисы: «Медицинский консилиум» — возможность задать вопрос врачу московской клиники «Альфа-центр здоровья» и «Психологическая поддержка» — запись на бесплатную консультацию с психологами «АльфаСтрахование» для оказания плановой психологической помощи.