финансы
Игорь Галась: «С задачей в 2018 году увеличить бюджет края до 260 млрд рублей мы справимся»
Вице-губернатор региона об исполнении главного финансового документа Кубани, планах и Стратегии развития края, упрощении системы госзакупок и снижении государственного долга
Бюджет текущий...
— Заканчивается третий квартал года, уже можно достаточно четко прогнозировать результат финансового года для региона в целом. Как идет бюджетный процесс, выполняются ли планы по доходам, возможны ли до конца года внесения изменений в расходную часть?
— Несмотря на то, что до конца финансового года еще три месяца, я уверенно прогнозирую его успешное завершение. Напомню задачу, которую ставил перед органами власти и муниципалитетами губернатор в начале года: мобилизовать в консолидированный бюджет края не менее 260 млрд рублей. Проанализировав текущие результаты, прихожу к выводу, что поручение будет однозначно выполнено. Более того, есть перспективы даже превысить заданную планку.
Уже сейчас (данные на 17 сентября) годовое назначение исполнено более чем на 72 %: объем налоговых и неналоговых доходов составил 184 млрд рублей с темпом роста 107,3 % к аналогичному периоду прошлого года. В абсолютной сумме прирост уже 12,5 миллиардов. 26 муниципалитетов сох­ра­няют темп роста доходов в консолидированный бюджет края более 110 %. Такой результат, конечно, в первую очередь, обеспечен стабильным экономическим ростом. Сейчас ВРП края — 102,2 %, и практически все отрасли демонстрируют устойчивую положительную динамику.

— Какие отрасли делают наибольший вклад в бюджетную «корзину»?
— Самый большой вклад в формирование доходов консолидированного бюджета края делают организации топливно-энергетического комплекса — 7,8 %, потребительской сферы — 13,8 %, агропромышленного комплекса — 9,3 %, транспорта и дорожного хозяйства — 9 %, строительства — 3,9 %. Закономерно и наибольший прирост поступлений в доходную часть бюджета по итогам восьми месяцев обеспечен организациями ТЭК — на 5,8 млрд рублей, потребительской сферы — на 2,1 млрд рублей, агропромышленного комплекса — на 1,3 млрд рублей, транспорта и дорожного хозяйства — на 1,1 млрд рублей.
Не менее важным считаю тот факт, что год от года в части мобилизации платежей совершенствуется, оттачивается взаимодействие федеральных структур, органов исполнительной власти края и муниципальных образований. Совместно мы выработали тот четкий алгоритм действий, который позволяет качественно работать с организациями и населением, как в части своевременной уплаты налогов, легализации платежей в бюджет, так и в части взыскания недоимки.

— Что в данный момент наиболее актуально в плане работы с бюджетом?
— В этом году у нас на особом контроле проблема легализации налоговой базы по НДФЛ, а конкретно сейчас мы проводим кампанию по уплате имущественных налогов с физических лиц. Чтоб избежать пени и штрафов земельный, транспортный и налог на имущество физлицам необходимо оплатить до 3 декабря. Я надеюсь, что все налогоплательщики проявят должную ответственность.
Именно своевременное и стабильное поступление доходов позволяет нам увеличивать расходную часть бюджета. По сравнению с первоначально принятым законом о краевом бюджете, в течение года мы уже увеличили расходы на 19,2 млрд рублей.
Кроме того, что все социальные выплаты, зарплата бюджетникам, финансирование госучреждений осуществляются без каких-либо опозданий, в этом году мы направляем значительные суммы на расходы капитального характера и на развитие отраслей реального сектора экономики.
«Перед органами власти и муниципалитетами губернатор поставил задачу: мобилизовать в консолидированный бюджет края не менее 260 млрд рублей. Могу уверенно говорить, что поручение будет однозначно выполнено. Более того, есть перспективы его перевыполнить»
… и будущий
— Уже началась работа по формированию бюджета на 2019 год и последующие периоды. Можно ли в общих чертах рассказать об основных параметрах, которые планируется заложить в главном финансовом документе на следующий год?
— Активная работа над проектом бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов началась в мае. Сейчас она близка к завершению, и до 1 ноября проект бюджета будет внесен на рассмотрение в Законодательное собрание края.
На 2019 год планируем положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края, с ростом не менее 105 %.
При формировании нового бюджета мы руководствовались традиционными задачами: с одной стороны — обеспечить финансирование всех социальных обязательств, содействовать развитию экономики, а с другой — сохранить сбалансированность бюджета.
Уже заложены средства на повышение с 1 января 2019 года оплаты труда работников бюджетной сферы на 5 %, индексации социальных выплат (в том числе стипендий) на 4 %, увеличение расходов на обеспечение питанием, медикаментами, оплату коммунальных услуг — на 4 %.

— На что еще будут направлены основные статьи расходов?
— Крупные расходы краевого бюджета в среднесрочной перспективе также будут направлены на развитие общественной инфраструктуры. Так, значительные суммы мы резервируем на завершение строительства наших долгостроев. Их сейчас и на краевом уровне и в муниципалитетах достаточно много. Один из примеров — «Дворец водных видов спорта» в Краснодаре.
Наша задача — максимально сконцентрировать расходы капитального характера на завершение ранее начатых объектов и повышение эффективности использования средств бюджета.
Но это не значит, что мы не будем начинать новые стройки. Однозначно продолжится возведение школ и детсадов. Более 5 миллиардов на это уже предусмотрено в бюджете. Кроме того, любые дополнительные доходы, в первую очередь будут направляться именно на данные цели.

— Традиционно значительная часть расходов бюджета связана с развитием здравоохранения. Какие процессы в этой сфере намечены на 2019 год?
— В 2018 году по поручению губернатора мы завершим процесс передачи всех учреждений здравоохранения с муниципального уровня на краевой и с 2019 года будем их финансировать уже напрямую из краевого бюджета.
Еще продолжим реализовывать проект по капитальному ремонту больниц и поликлиник, замене медицинского оборудования. Что касается появления новых учреждений, то помимо средств на новые офисы врачей общей практики в проекте бюджета предусмотрены расходы на строительство детской краевой клинической больницы — более 2,5 млрд рублей. Кроме этого, сейчас определяются возможности, в том числе с привлечением федеральных средств, строительства иных крупных системообразующих учреждений здравоохранения.

— Ждут ли муниципальные образования какие-то изменения «правил игры» в плане бюджетирования?
— В следующем году мы планируем уделить особое внимание укреплению финансовых основ местного самоуправления. Для этого, в частности, увеличиваем норматив отчисления с 15 до 20 % по упрощенной системе налогообложения.
Также в новом бюджете предусмотрена хорошо себя зарекомендовавшая в текущем году дотация на сбалансированность местных бюджетов. Этот механизм, как страховочный, уже показал свою эффективность. Чтобы поддержать муниципалитеты, которые в силу тех или иных причин проседают по доходам, практику дотации на сбалансированность продолжим в 2019 году.
Отдельное внимание будет уделено содействию развития экономики, особенно тем секторам, которые обладают наибольшим потенциалом ускоренного роста, включая перспективные проекты по поддержке малого и среднего бизнеса, санаторно-курортного комплекса, по повышению инвестиционной привлекательности края, обеспечению занятости населения.
Основным инструментом системного решения всех экономических и социальных вопросов развития края, как и в предыдущие годы, будут являться государственные программы, которые мы в ближайшее время взаимоувяжем с целевыми индикаторами новой Стратегии социально-экономического развития края до 2030 года. Кроме того, разрабатывая проект бюджета, мы стараемся максимально скоординировать наши расходы с задачами, закрепленными в майском Указе Президента России № 204. Но проблема в том, что федеральный центр еще до конца не сформулировал «правила игры» — порядок взаимодействия с регионами в части реализации Указа. У нас есть определенные резервы для того, чтоб участвовать в федеральных программах софинансирования, но в то же время неясность позиции Федерации в части порядка финансирования проектов создает нам сложности при формировании собственного регионального бюджета.
Основной акцент бюджета-2019, как и в предыдущие годы — инвестиции в развитие социальной сферы
Стратегия развития станет законом
— В Краснодарском крае разработана и проходит согласование в федеральном центре Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года. На каком этапе процесс согласования документа, когда стратегия должна быть принята Законодательным собранием края? Реализуются ли уже сегодня отдельные мероприятия в рамках Стратегии?
— Процесс согласования Стратегии «Кубань-2030» на финишной прямой. Проект документа согласован во всех органах исполнительной власти края, в отраслевых федеральных органах власти, сейчас мы ждем последнее официальное одобрение Минэкономразвития РФ. В общей сложности устранение замечаний и согласование проекта новой краевой Стратегии длится уже 9 месяцев, а сам проект, напомню, мы тщательно разрабатывали больше года.
Да, кажется, очень долго, но зато на выходе мы получаем современный, прогрессивный, а главное реалистичный и отвечающий мировым стандартам стратегического планирования документ, который впоследствии не ляжет на полку, а станет инструкцией к действию для региональных и муниципальных властей на следующие 12 лет.
Впереди еще придание проекту Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года статуса краевого закона. Мы рассчитываем вынести документ на голосование депутатского корпуса на октябрьской сессии Законодательного собрания края.
Впрочем, текущая работа над Стратегией этим не исчерпывается. Поскольку по плану 2018 год — первый год реализации документа, мы развернули достаточно активную деятельность, как в краевых органах власти, так и в муниципалитетах.
Во-первых, приводится в соответствие с федеральным законом 172-ФЗ региональная нормативно-правовая база, взаимоувязываются с целевыми показателями Стратегии индикаторы долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития региона, бюджетного прогноза края.
Во-вторых, мы начали трансформацию региональной системы управления. Новая Стратегия предполагает, что семь флагманских проектов, отражающих ключевые направления развития региона, будут воплощены в жизнь путем проектного управления. Поэтому сейчас для каждого флагмана формируются проектные команды, возглавляемые вице-губернаторами.
Проектные команды формируются и в муниципалитетах, а точнее — в специально образованных 7 территориально-экономических зонах края. Это третье направление проводимой сейчас работы. Команды экономических зон будут инициировать актуальные для развития территорий проекты, в том числе межмуниципальные. Эти проекты будут оцениваться экспертами на краевом уровне: те, которые действительно окажутся жизнеспособными и полезными, которые в перспективе могут стать опорой прорывному развитию муниципалитетов, будут поддержаны и управленчески, и административно, и, при необходимости, финансово из краевого бюджета.

— Давайте поговорим о новом территориально-экономическом зонировании подробнее. Объясните, о чем идет речь?— Речь, конечно, не идет об изменении границ муниципальных образований края. Деление на зоны — условное, продиктованное территориальной близостью, экономической спецификой и общностью приоритетов развития.
Мы разделили край на семь зон, из которых две — Сочинская и Краснодарская агломерации. Объединение в зоны закрепляется подписанием «Соглашений о взаимодействии» между муниципалитетами. В них, как я уже сказал, также формируются проектные команды — Советы экономических зон и портфели приоритетных проектов для развития.
Для каждой из семи зон в минэкономики края назначен куратор, проводятся координационные совещания по образованию Советов с участием представителей отраслевых органов власти, экспертов-разработчиков Стратегии. На сегодняшний день заключены два соглашения.
Мы специально не форсируем этот процесс. Считаю, что муниципальные образования должны самостоятельно прийти к пониманию важности, целесообразности и выгоды межмуниципального сотрудничества. Региональные власти, в свою очередь, в первоочередном порядке будут взаимодействовать в части поддержки из краевого бюджета с теми территориями, администрации которых демонстрируют реальную вовлеченность в работу по реализации Стратегии.
«В 2019 году однозначно продолжится возведение школ и детсадов. Более 5 млрд рублей на это уже предусмотрено в бюджете. Кроме того, любые дополнительные доходы, которые нам удастся получить, в первую очередь, будут направляться именно на данные цели»
Агропромышленный комплекс — одна из самых значимых отраслей экономики края по уровню отчислений в консолидированный бюджет
Прозрачные госзакупки
— Сегодня в Краснодарском крае проводится модернизация системы госзакупок, в том числе в определенном смысле упрощение их механизмов. Чем вызвана эта работа, какие цели ставятся, и на каком этапе находится процесс модернизации в данный момент?
— Распоряжение губернатора, определяющее основные направления по модернизации контрактной системы региона, подписано в мае. Оно касается, прежде всего, автоматизации, каталогизации и централизации закупок.
Учитывая правительственный курс на автоматизацию всей закупочной системы, первое, с чего мы начали — это «перезагрузка» региональной информационной системы в сфере закупок Краснодарского края (РИССЗ КК). Система должна стать более прозрачной и понятной.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы интегрировать РИССЗ КК с уже действующими автоматизированными системами по исполнению бюджета. Посредством РИССЗ КК будет автоматически контролироваться соответствие требованиям законодательства, формирование планов закупок и планов-графиков закупок, извещений, закупочной документации, а также расчет начальной (максимальной) цены контракта. Так мы будем заранее выявлять проблемные точки, принимать превентивные меры и снижать количество жалоб.
Рассчитываем, что к концу года все государственные заказчики будут осуществлять процедуры закупок уже в обновленной РИССЗ КК.
Кроме того, проверенным эффективным механизмом оптимизации закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд является создание каталогов товаров, работ, услуг.
На федеральном уровне такой каталог для реализации 44-ФЗ уже есть. Он содержит позиции с наименованиями и описаниями объектов закупки для нужд государства и муниципалитетов. Мы работаем над тем, чтобы в развитие федерального каталога подготовить региональный, который позволит унифицировать продукцию, закупаемую для нужд нашего края. Так у заказчиков отпадет необходимость разрабатывать собственные описания объектов закупки, соответственно, удастся минимизировать ошибки в технических заданиях, предотвратить злоупотребления и привлечь к участию в закупках больше участников, в том числе местных товаропроизводителей.

— Что уже сделано сегодня для унификации?
— На сегодняшний день унифицированы описания объектов закупок для регионального каталога по продуктам питания, медицинским перевязочным материалам, автобусам для перевозки детей, бумаге для офисной техники. До конца 2018 года планируется унифицировать описания канцелярских товаров, автомобильных масел, систем для кондиционирования воздуха, резервных электростанций, автомобилей.
В разработке унифицированных описаний активное участие принимают все отраслевые органы. Учитываются не только потребности заказчиков, но и анализируется функционирующий рынок в конкретной отрасли.
Внедрение каталога невозможно в отрыве от РИССЗ КК, поэтому параллельно ведется работа по отражению позиций каталога в новой региональной информационной системе.
В следующем году по унифицированным описаниям объектов закупок, включенным в региональный каталог, мы расширим практику проведения совместных конкурсов и аукционов. Это действительно эффективный инструмент оптимизации закупочной деятельности заказчиков. Такие процедуры не только обеспечивают рациональное расходование заказчиками края бюджетных средств, но и позволяют сократить ряд нарушений за счет формирования качественной закупочной документации квалифицированными специалистами уполномоченного органа, выступающего также в роли организатора совместных процедур.
В рамках централизации закупок предполагается создание в муниципальных образованиях центров компетенций, т. е. формирование профессионального сообщества, которое помимо функций по определению, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), будет осуществлять правовую поддержку заказчиков, расположенных на территории соответствующего муниципалитета, оказывать методологическое сопровождение закупочной деятельности указанных лиц, а также вырабатывать меры по оптимизации работы заказчиков.
В настоящее время разработан перечень мероприятий, необходимых для создания и функционирования «центров компетенции», в пилотном режиме они уже работают в Приморско-Ахтарском, Динском, Каневском, Тихорецком, Крыловском районах и в Славянске-на-Кубани. Когда мы проанализируем результаты, будем тиражировать опыт на остальные муниципалитеты.

Контроль не ослаблять!
— С какими проблемами приходится сегодня сталкиваться участникам закупочных процедур, как со стороны бизнеса, так и со стороны органов муниципальной и государственной власти.
— Одной из главных проблем, с которой вынуждены сталкиваться как заказчики, так и участники закупочных процедур в ходе осуществления закупок — это нестабильное законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
Несмотря на то, что 44-ФЗ, по которому осуществляются государственные и муниципальные закупки, действует уже более пяти лет, он остается одним из самых сложных к исполнению.
На сегодняшний день в сам 44 Федеральный закон внесено 53 пакета изменений, а количество подзаконных актов, принятых в его исполнение, превышает 120 документов. Причем заказчик должен руководствоваться не только актами, принятыми на федеральном уровне.
Большой объем нормативной правовой базы, который нелегко освоить, ведет к тому, что положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к сожалению, нарушаются постоянно. Нарушения выявляются на всех этапах закупочного процесса, и их достаточно много.
Данное обстоятельство связано с низким уровнем квалификации специалистов, занятых в сфере закупок. Для повышения квалификации специалистов в сфере закупок краевым регулятором — департаментом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Краснодарского края активно ведется методологическая работа. Учитывая, что сотрудников, занимающихся закупками, особенно в муниципалитетах, необходимо обучать не только азам понимания законодательства, департаментом для заказчиков края регулярно организовываются семинары, вебинары о практическом применении закона, с разбором конкретных нарушений.
Еще одна проблема — это так называемые профессиональные жалобщики, которые постоянно срывают торги. Для таких людей бизнесом стали не поставки товаров, работ и услуг, а зарабатывание на жалобах, которые они предлагают отзывать «за вознаграждение». С такими жалобщиками можно бороться, только повышая качество подготовки документации.
К сожалению, сталкиваемся мы и с нарушениями со стороны заказчиков, когда они «затачивают» конкурсную документацию под конкретных исполнителей, под «своих».
Мы надеемся, что эту ситуацию сможет кардинально изменить каталогизация.
При этом, безусловно, мы не будем ослаблять и контроль за деятельностью заказчиков. Только в этом году министерством экономики края и департаментом финансово-бюджетного надзора в отношении заказчиков возбуждено 487 дел об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ и услуг. Кроме нас такую же работу активно проводит и УФАС по Краснодарскому краю.
«С 2009 года госдолг края только прирастал. Первое его снижение произошло лишь по итогам 2017года — на 900 млн рублей.
К началу 2018 года госдолг составлял 149,1 млрд рублей, а уровень долговой нагрузки — 77,8 %, что на 10,4 % ниже, чем в 2016 году (88,2 %)»
Госдолг: тенденция к снижению
— В начале года заявлялось о том, что по итогам 2018 года Краснодарскому краю впервые за долгие годы удастся заметно снизить размер государственного долга. Не изменились ли планы, и какова в принципе стратегия региона в отношении госдолга на ближайшие годы?
— С 2009 года госдолг края только прирастал. Следует отметить, что первое снижение объема государственного долга региона произошло только по итогам 2017 года — на 900 млн рублей.
К началу 2018 года объем государственного долга составил 149,1 млрд рублей, а уровень долговой нагрузки — 77,8 %, что на 10,4 % ниже долговой нагрузки, сложившейся в 2016 году (88,2 %).
Задача по снижению общего объема государственного долга и уровня долговой нагрузки на краевой бюджет поставлена и на 2018 год. Поэтому в текущем году новые заимствования (кредиты, облигационные займы) осуществляются только в целях рефинансирования погашаемых долговых обязательств прошлых лет.
В крае применяются различные инструменты управления государственным долгом: оптимизация структуры долга, минимизация стоимости обслуживания, гибкое распределение бюджетной нагрузки, связанной с обслуживанием долга, исходя из сроков погашения долговых обязательств.
На конец 2018 года объем государственного долга края прогнозируется не более 145 млрд рублей. То есть ожидаемое снижение — более чем на 4 млрд рублей, долговая нагрузка — на уровне 75 %.
В среднесрочной перспективе долговая политика будет ориентирована на обеспечение сбалансированного исполнения краевого бюджета, безусловное выполнение обязательств края по погашению и обслуживанию государственного долга, оптимизацию расходов на обслуживание и дальнейшее постепенное сокращение объема долга и нагрузки на краевой бюджет.
Made on
Tilda