Прозрачные госзакупки
— Сегодня в Краснодарском крае проводится модернизация системы госзакупок, в том числе в определенном смысле упрощение их механизмов. Чем вызвана эта работа, какие цели ставятся, и на каком этапе находится процесс модернизации в данный момент?
— Распоряжение губернатора, определяющее основные направления по модернизации контрактной системы региона, подписано в мае. Оно касается, прежде всего, автоматизации, каталогизации и централизации закупок.
Учитывая правительственный курс на автоматизацию всей закупочной системы, первое, с чего мы начали — это «перезагрузка» региональной информационной системы в сфере закупок Краснодарского края (РИССЗ КК). Система должна стать более прозрачной и понятной.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы интегрировать РИССЗ КК с уже действующими автоматизированными системами по исполнению бюджета. Посредством РИССЗ КК будет автоматически контролироваться соответствие требованиям законодательства, формирование планов закупок и планов-графиков закупок, извещений, закупочной документации, а также расчет начальной (максимальной) цены контракта. Так мы будем заранее выявлять проблемные точки, принимать превентивные меры и снижать количество жалоб.
Рассчитываем, что к концу года все государственные заказчики будут осуществлять процедуры закупок уже в обновленной РИССЗ КК.
Кроме того, проверенным эффективным механизмом оптимизации закупочной деятельности для государственных и муниципальных нужд является создание каталогов товаров, работ, услуг.
На федеральном уровне такой каталог для реализации 44-ФЗ уже есть. Он содержит позиции с наименованиями и описаниями объектов закупки для нужд государства и муниципалитетов. Мы работаем над тем, чтобы в развитие федерального каталога подготовить региональный, который позволит унифицировать продукцию, закупаемую для нужд нашего края. Так у заказчиков отпадет необходимость разрабатывать собственные описания объектов закупки, соответственно, удастся минимизировать ошибки в технических заданиях, предотвратить злоупотребления и привлечь к участию в закупках больше участников, в том числе местных товаропроизводителей.
— Что уже сделано сегодня для унификации?
— На сегодняшний день унифицированы описания объектов закупок для регионального каталога по продуктам питания, медицинским перевязочным материалам, автобусам для перевозки детей, бумаге для офисной техники. До конца 2018 года планируется унифицировать описания канцелярских товаров, автомобильных масел, систем для кондиционирования воздуха, резервных электростанций, автомобилей.
В разработке унифицированных описаний активное участие принимают все отраслевые органы. Учитываются не только потребности заказчиков, но и анализируется функционирующий рынок в конкретной отрасли.
Внедрение каталога невозможно в отрыве от РИССЗ КК, поэтому параллельно ведется работа по отражению позиций каталога в новой региональной информационной системе.
В следующем году по унифицированным описаниям объектов закупок, включенным в региональный каталог, мы расширим практику проведения совместных конкурсов и аукционов. Это действительно эффективный инструмент оптимизации закупочной деятельности заказчиков. Такие процедуры не только обеспечивают рациональное расходование заказчиками края бюджетных средств, но и позволяют сократить ряд нарушений за счет формирования качественной закупочной документации квалифицированными специалистами уполномоченного органа, выступающего также в роли организатора совместных процедур.
В рамках централизации закупок предполагается создание в муниципальных образованиях центров компетенций, т. е. формирование профессионального сообщества, которое помимо функций по определению, поставщиков (подрядчиков, исполнителей), будет осуществлять правовую поддержку заказчиков, расположенных на территории соответствующего муниципалитета, оказывать методологическое сопровождение закупочной деятельности указанных лиц, а также вырабатывать меры по оптимизации работы заказчиков.
В настоящее время разработан перечень мероприятий, необходимых для создания и функционирования «центров компетенции», в пилотном режиме они уже работают в Приморско-Ахтарском, Динском, Каневском, Тихорецком, Крыловском районах и в Славянске-на-Кубани. Когда мы проанализируем результаты, будем тиражировать опыт на остальные муниципалитеты.
Контроль не ослаблять!
— С какими проблемами приходится сегодня сталкиваться участникам закупочных процедур, как со стороны бизнеса, так и со стороны органов муниципальной и государственной власти.
— Одной из главных проблем, с которой вынуждены сталкиваться как заказчики, так и участники закупочных процедур в ходе осуществления закупок — это нестабильное законодательство о контрактной системе в сфере закупок.
Несмотря на то, что 44-ФЗ, по которому осуществляются государственные и муниципальные закупки, действует уже более пяти лет, он остается одним из самых сложных к исполнению.
На сегодняшний день в сам 44 Федеральный закон внесено 53 пакета изменений, а количество подзаконных актов, принятых в его исполнение, превышает 120 документов. Причем заказчик должен руководствоваться не только актами, принятыми на федеральном уровне.
Большой объем нормативной правовой базы, который нелегко освоить, ведет к тому, что положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, к сожалению, нарушаются постоянно. Нарушения выявляются на всех этапах закупочного процесса, и их достаточно много.
Данное обстоятельство связано с низким уровнем квалификации специалистов, занятых в сфере закупок. Для повышения квалификации специалистов в сфере закупок краевым регулятором — департаментом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Краснодарского края активно ведется методологическая работа. Учитывая, что сотрудников, занимающихся закупками, особенно в муниципалитетах, необходимо обучать не только азам понимания законодательства, департаментом для заказчиков края регулярно организовываются семинары, вебинары о практическом применении закона, с разбором конкретных нарушений.
Еще одна проблема — это так называемые профессиональные жалобщики, которые постоянно срывают торги. Для таких людей бизнесом стали не поставки товаров, работ и услуг, а зарабатывание на жалобах, которые они предлагают отзывать «за вознаграждение». С такими жалобщиками можно бороться, только повышая качество подготовки документации.
К сожалению, сталкиваемся мы и с нарушениями со стороны заказчиков, когда они «затачивают» конкурсную документацию под конкретных исполнителей, под «своих».
Мы надеемся, что эту ситуацию сможет кардинально изменить каталогизация.
При этом, безусловно, мы не будем ослаблять и контроль за деятельностью заказчиков. Только в этом году министерством экономики края и департаментом финансово-бюджетного надзора в отношении заказчиков возбуждено 487 дел об административных правонарушениях в сфере закупок товаров, работ и услуг. Кроме нас такую же работу активно проводит и УФАС по Краснодарскому краю.