страхование
Добровольная оптимизация
Что происходит на рынке корпоративного медицинского страхования
на Юге России
Мусорных полигонов
в крае не хватает, либо они находятся слишком далеко от населенных пунктов и отходы приходится везти
за сотни километров
В течение шести лет в Сочи может появиться завод, сжигающий отходы и производящий за счет их горения электроэнергию. Конкурс по отбору подрядной организации для строительства двух мусоросжигательных ТЭС (МТЭС) в Краснодарском и Ставропольском краях все-таки состоится. Об этом „ЭР" стало известно из компетентных источников. По их данным, в настоящее время прорабатываются нюансы в конкурсной документации в сторону смягчения условий для его участников. Предыдущий конкурс, напомним, не состоялся как раз из-за обязательных требований к участникам предоставить поручительство генерирующей компании, которое те посчитали излишним и создающим дополнительную финансовую нагрузку на и без того недешевый проект. По планам правительства РФ, электроэнергия, которая будет поступать с МТЭС, станет реализовываться оптовым потребителям по «зеленому», а значит, повышенному тарифу, чтобы окупить расходы на строительство заводов. Рядовые потребители электроэнергии ни в коем случае не должны будут ощутить на себе удорожание ресурса — это обязательное условие реализации проекта. Власти Краснодарского края и, в частности, Сочи видят в появлении на курорте мусоросжигательного завода возможность решить давно назревшую проблему с утилизацией отходов не только на территории Большом Сочи, но и почти на всем черноморском побережье края.

Выжидание ради смягчения
Как стало известно „ЭР" из компетентных источников, в обозримом будущем может состояться повторный конкурс на выбор подрядчика по реализации двух мусоросжигательных теплоэлектростанций на территории Краснодарского и Ставропольского краев. Участие в нем примет основной двигатель этого альтернативного вида энергетики в России — консорциум «РТ-Инвест» (структура «Ростеха»). «Сейчас организаторы конкурса работают над смягчением его условий, чтобы не повторить ситуации, когда на конкурс не было подано ни одной заявки»,— рассказал информированный источник. Изначально МТЭС должны появиться в Сочи и в районе Кавминвод в конце 2023 — начале 2024 годов. Предполагаемые инвестиции в сочинский мусоросжигательный завод — 23 млрд руб.
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова рассказала „ЭР", что официальная причина отказа «РТ-Инвест» от участия в конкурсе «Ростеха» заключается в несогласии с жесткими условиями отбора, в частности с требованиями по предоставлению гарантий на случай отказа от проекта или задержки ввода завода в эксплуатацию. Выглядит это, по ее словам, как попытка претендента на строительство мусоросжигательного завода пролоббировать смягчение финансовых условий. «Не исключено, что после смягчения условий строительство МТЭС в Сочи все же начнется в ближайшем будущем. Сроки завершения строительства мусоросжигательного завода с учетом всех обстоятельств могут немного сдвинуться»,— говорит аналитик.
Планировалось, что конкурс на строительство заводов проведут в июле этого года, однако он не состоялся по причине отсутствия заявок. Реализовывать проект строительства собирался подконтрольный «Ростеху» консорциум «РТ-Инвест». Годом ранее он уже выиграл конкурс на строительство первых пяти мусоросжигательных электростанций проектной мощностью 550 тыс. тонн в год и 55 МВт электроэнергии, четыре из которых должны появиться в Подмосковье и одна — в Татарстане. Однако, как сообщили в самом «РТ-Инвесте», консорциум не подал заявку на участие в июльском конкурсе по причине «избыточного и создающего финансовую нагрузку на проект» требования предоставить поручительство генерирующей компании. То есть компания, реализующая проект строительства МТЭС, согласно конкурсной документации, должна была предоставить гарантию перед потребителями на случай опоздания ввода объекта в строй или отказа от реализации проекта. Обеспечительной мерой могло бы послужить поручительство генерирующей компании, владеющей станциями от 2,5 ГВт, или аккредитив банка.
Как писал „Ъ", ранее «РТ-Инвест» уже сталкивался с отзывом гарантии генератором при реализации своих проектов в Подмосковье и Татарстане. Изначально гарантия была выдана «Сибэко», но после ее продажи Сибирской генерирующей компании Андрея Мельниченко новый владелец отозвал гарантию. Ее размер, по данным издания, составлял около 6,3 млрд руб. Однако после этого под проекты МТЭС была предоставлена льгота, заключающаяся в возможности сдвигать сроки предоставления дополнительной гарантии. Инвесторам проектов тогда разрешили предоставить обеспечение лишь за год до ввода объектов в эксплуатацию. По информации «РТ-Инвест», в конкурсе по строительству мусоросжигательных ТЭС в Сочи и Кавминводах этот момент не был учтен, в связи с чем консорциум не стал подавать заявку. Как ранее писала в пояснительной записке к заседанию наблюдательного совета глава управления развития конкурентного ценообразования Екатерина Усман, изменения регламента автоматически будут распространяться на новые отборы проектов утилизации твердых бытовых отходов, а также будут дискриминировать потенциальных участников, которые не прошли отбор 2017 года из-за жестких требований по предоставлению гарантий.
Годовое функционирование двух мусоросжига­тельных заводов в Сочи и Кавминводах будет обходиться в 8,6 млрд руб. в год
МТЭС пустило волну на юге
Строительство двух мусоросжигательных ТЭС «второй волны» в Краснодарском и Ставропольском краях было утверждено распоряжением правительства России от 3 апреля 2018 года. Это проекты возобновляемых альтернативных источников энергии, которые, помимо энергетической функции, помогут решить проблему с утилизацией мусора в регионах. Отходы на созданных заводах будут сжигаться и генерироваться в электроэнергию. Согласно правительственному распоряжению о МТЭС, энергетический ресурс, который будет поступать с мусоросжигательных заводов, станет реализовываться оптовым покупателям по «зеленому тарифу». То есть цена за электроэнергию с них будет выше, чем с традиционных источников ресурса, чтобы оправдать инвестиции, вложенные в предприятие. «Затраты производства электроэнергии на мусоросжигательном заводе высоки, поэтому зачастую они требуют компенсации. Это может быть как субсидия из бюджета, так и применение „зеленого тарифа". „Зеленый тариф" подразумевает, что получаемая при сжигании мусора на МТЭС электроэнергия будет поступать, главным образом, промышленным потребителям по цене на 2–4 % выше цены в рамках ценовой зоны. Разница между обычным и „зеленым" тарифами может в конечном итоге лечь на плечи всех потребителей электроэнергии в регионе, где построен мусоросжигательный завод»,— рассказывает Анастасия Соснова.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев рассказывает, что группа «РТ-Инвест» на сегодняшний день является головной в проекте строительства мусоросжигательных заводов в структуре «Ростеха» и, более того, вообще является инициатором внедрения в России этой технологии, разработанной швейцарско-японской компанией Hitachi Zosen Inova. По его мнению, неучастие консорциума в июльском конкурсе фактически означает перенос сроков начала строительства. Аналитик также считает, что нестабильный курс рубля может в значительной степени удорожить проект за счет роста цены импортного оборудования, который может в принципе поставить под вопрос окупаемость завода. Кроме того, поводом, чтобы «потянуть» со сроками начала строительства, по мнению эксперта, может быть обязательное требование конкурса — не поднимать тарифы в регионе на вывоз мусора. «Тут проявляется общая для страны с небогатым населением проблема. Домохозяйства Швейцарии, исходя из своих доходов, могут позволить себе платить по 100 франков в месяц за вывоз и переработку мусора, а россияне, исходя из своих доходов, не могут»,— говорит господин Калачев.
Возможность продавать вырабатываемую электроэнергию, по мнению аналитика, не решает проблему окупаемости мусоросжигательного завода полностью. «Электроэнергия мусорных ТЭС обходится слишком дорого. Продажа ее по специальным „зеленым" тарифам через единую энергосистему перекладывает финансирование проекта на всех потребителей электроэнергии. Это возможно, но лишь до определенного предела. Большое подорожание проекта, возможно, требует нового расчета и нового согласования тарифов. Боюсь, реализация такого проекта в Сочи вряд ли возможна без значительных государственных дотаций»,— резюмирует эксперт. По словам Анастасии Сосновой, учитывая стоимость строительства мусоросжигательного завода, а в дальнейшем и расходы на производство электроэнергии, срок окупаемости такого проекта в среднем превышает 15 лет.
Согласно правительственному распоряжению о МТЭС, энергетический ресурс, который будет поступать с мусоросжигательных заводов, станет реализовываться оптовым покупателям по «зеленому тарифу». То есть цена за электроэнергию с них будет выше, чем с традиционных источников ресурса, чтобы оправдать инвестиции, вложенные в предприятие
Высокозатратная генерация
Заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко рассказал корреспонденту „ЭР", что, согласно изменениям в Правилах оптового рынка, дата начала поставки мощностей с мусоросжигающих теплоэлектростанций в Ставропольском крае и Сочи запланирована на период 2023–2024 годов. Между тем, по его словам, наиболее вероятен сценарий с датой начала поставки, учитывая максимальную отсрочку,— 1 декабря 2024 года для обоих МТЭС. «Для точности понимания: никаких отдельных „зеленых тарифов" в Российской Федерации нет. Есть принудительные неналоговые сборы с рынка на субсидирование мусоросжигательных заводов. Все эти надбавки „замешиваются" в цену мощности на оптовом рынке и затем предъявляются уже „зашитыми" в итоговой платежке конечному потребителю»,— комментирует эксперт принцип реализации электроэнергии с мусоросжигательных электростанций. По его сведениям, оплата функционирования МТЭС будет на 50 % осуществляться за счет Первой ценовой зоны (1ЦЗ) оптового рынка (Европейская часть России, Юг и Урал) и на 50 % — за счет на Краснодарского и Ставропольского краев. Это означает, что половину инвестиций в строительство МТЭС оплатят путем повышенной стоимости тарифа («зеленого тарифа») оптовые потребители регионов, где находятся предприятия, а половину — потребители 1ЦЗ.
По данным господина Дзюбенко, цена мощности электроэнергии, поставляемой оптовым потребителям с МТЭС, составит 6,5–7 млн руб./МВт в месяц. Для сравнения: цена конкурентного отбора мощности в 2021 году в 1ЦЗ (для оплаты в ценах 2021 года) составит около 155 тыс. руб./МВт в месяц. То есть, по словам эксперта, мощность, поставляемая с традиционных энергопроизводителей, стоит в 43–45 раз меньше мусорного МВт. «На годовые деньги двух мусоросжигательных заводов (по 55 МВт каждый) могут функционировать две крупных федеральных электростанции мощностью по 2 400 МВт, такие, например, как Ставропольская ГРЭС, Новочеркасская ГРЭС или Конаковская ГРЭС»,— говорит Валерий Дзюбенко.
Таким образом, годовое функционирование двух мусоросжигательных заводов в Сочи и Кавминводах будет обходиться в 8,6 млрд руб. в год из расчета: 4,3 млрд руб. на Первую ценовую зону оптового рынка, 2,15 млрд руб.— на Краснодарский край и 2,15 млрд руб.— на Ставропольский край. «В итоге каждый промышленный потребитель европейской части России будет дополнительно оплачивать около 3,6 % в цене за утилизацию мусора. Для потребителей регионов, в которых размещены соответствующие объекты, этот прирост будет больше»,— констатирует господин Дзюбенко. По его словам, доля производства электроэнергии и вообще факт производства электроэнергии не имеет значения для платежа за мощность. Оплата мощности завода будет предъявляться потребителю в полном объеме, даже если завод будет простаивать и не производить никакой электроэнергии (или полностью потреблять весь произведенный объем на собственные нужды). «Потенциал производства электроэнергии рассчитывается, по словам эксперта, путем умножения мощности на время. То есть 55 МВт умножаем на 8760 часов, что составит около 481 МВтч при 100 % загрузке МТЭС круглогодично без плановых ремонтов или остановок.
Образование ТКО на территории Большого Сочи составляет порядка 387 тыс. т в год и к 2027 году вырастет почти в два раза. По словам мэра города Анатолия Пахомова, единственный полигон, куда свозится мусор из полумиллионного города, находится в Белореченске, на расстоянии почти в 300 км от Сочи. Дорога до полигона и обратно занимает до 22 часов.
Энергетика и экология
Генеральный директор компании «РТ-Инвест» Андрей Шипелов рассказывает, что основной задачей при реализации проекта мусоросжигательного завода в Сочи инвестор видит внедрение комплексной системы по обращению с отходами, где приоритет отдается раздельному сбору и вовлечению полезных фракций в оборот, а также извлечению электроэнергии из отходов не подлежащих вторичной переработке. Мировой опыт показывает, что при применении такого подхода около 50 % отходов направляется на переработку с вовлечением в жизненный цикл вторичного сырья, а еще из 50 % извлекается полезный компонент в виде энергии. «Именно применение комплексного подхода по обращению с твердыми коммунальными отходами поможет в кратчайшие сроки реализовать принцип „нулевого захоронения" отходов и полностью отказаться от полигонов на территории Сочи»,— сообщил господин Шипелов.
Проблема с отходами на курорте действительно существует. Сейчас, по данным «РТ-Инвест», образование ТКО на территории Большого Сочи составляет порядка 387 тыс. т в год и к 2027 году вырастет почти в два раза. По словам мэра города Анатолия Пахомова, единственный полигон, куда свозится мусор из полумиллионного города, находится в Белореченске, на расстоянии почти в 300 км от Сочи. Дорога до полигона и обратно занимает для мусоровозов до 22 часов. «Такая сложная логистика приводит к тому, что в пиковый весенне-летний период по всему побережью образуются нелегальные свалки. Отрасль мусоропереработки давно нуждалась в модернизации и внедрении комплексной системы по обращению с отходами, включающей в себя современные предприятия по термической переработке отходов в энергию»,— отмечает градоначальник. Весной этого года власти Сочи сообщали, что уже отобрали восемь участков для строительства мусоросжигательного завода, из которых выберут один, максимально соответствующий транспортной доступности, экологической безопасности и доступности энергоресурсов.
Сложная логистика вывоза отходов нуждается в альтернативе в виде термической переработки
В октябре прошлого года инициативные сочинцы написали открытое письмо в адрес министра природных ресурсов РФ и губернатора края, где выступили против строительства мусоросжигательного завода. По их мнению, МТЭС снизит привлекательность курорта и скажется на росте цен, так как введение «зеленого тарифа» повлияет на стоимость товаров и услуг. Губернатор Вениамин Кондратьев, напротив, сообщил общественности, что мусор на заводе будет превращаться в безопасный инертный материал без вредных выбросов в атмосферу. Глава региона приводит примеры других крупных курортных городов, где уже много лет заводы по термической переработке отходов в энергию соседствуют с гостиницами и другими туристическими местами. Среди наиболее известных, заводы в Ницце, мощностью 385 тыс. тонн в год, на Майорке, мощностью 416 тыс. тонн в год, в Барселоне, мощностью 360 тыс. тонн в год. «В этом году правительство республики Мальты приняло решение о строительстве мусоросжигательного завода по технологии Hitachi Zosen Inova. Связано это, прежде всего, с тем, что старые мусорные полигоны островов практически исчерпали свои ресурсы, а местные жители выступают против новых полигонов, понимая, что вред от подобного метода обращения с отходами будет сохранен на многие десятилетия»,— рассказывает глава региона.
Ранее первый вице-губернатор края Андрей Алексеенко сообщал, что перерабатываемый МТЭС мусор превращается в безопасный инертный материал при отсутствии выбросов в атмосферу. В то же время заместитель генерального директора АО «Финам» Ярослав Кабаков считает, что, несмотря на это, негативное воздействие на экологию в Сочи все же усилится, поскольку в город планируют свозить мусор также из Туапсе, Горячего Ключа и Геленджика. Также господин Кабаков отмечает, что наличие мусоросжигательного завода может негативно сказаться на восприятии Сочи отдыхающими.
В «РТ-Инвест» подчеркивают, что строительство МТЭС нельзя рассматривать только как проект по производству электроэнергии. Запуск заводов, по словам представителей консорциума,— лишь часть комплексной стратегии обращения с ТБО, включающей в себя организацию раздельного сбора и переработки мусора. По данным краснодарской общественной организации «Добрый-юг», в крае отсутствует централизованная система по переработке ТБО: «Мы регулярно проводим акции по раздельному сбору и видим, насколько велика в обществе потребность в экологичном обращении с отходами. Проекты, которые реализуются в данном направлении, имеют право на существование, даже если могут увеличить нагрузку на потребителей»,— считают в организации.

Михаил Лукашов
Made on
Tilda