Еще один пример, по словам эксперта, это агломерация Кавказских Минеральных Вод, куда помимо городов и районов Ставропольского края входят части территорий Кабардино-Балкарии (включая Нальчик) и Карачаево-Черкесии, хотя сами города за пределы своего субъекта федерации явным образом не выходят. Для управления этой территорией довольно долго существовала даже специальная структура, созданная на федеральном уровне: администрация Кавказских Минеральных Вод. Однако ее полномочия и эффективность, по словам Моисея Фурщика, были не совсем очевидны, поэтому она была упразднена.
Как заявил Евгений Первышов, говорить о конкретных шагах по сближению Краснодара и Адыгеи пока рано. По его мнению, сперва должен быть разработан взвешенный документ, определяющий обязанности сторон в рамках реализации проекта агломерации. В первую очередь развитию отношений между двумя субъектами будет способствовать строительство нового Яблоновского моста на смену старому двухполосному — этот проект планировалось реализовать много лет назад, однако в связи с кризисными явлениями в экономике он был заморожен. По словам господина Первышова, когда мост будет построен, это даст резкий толчок развитию Тахтамукайского района Адыгеи, однако усилит нагрузку на социальную инфраструктуру Краснодара. «Не секрет, что сегодня часть краснодарцев, которые не могут приобрести жилье в Краснодаре, покупают его в Тахтамукайском районе. Имея городскую прописку, они просто там проживают, при этом ездят в Краснодар, пользуются инфраструктурой, школами, садиками, детей сюда привозят. Это приветствуется. Это хорошо, и мы друг другу идем навстречу, но здесь, считаю, должны поработать специалисты в области экономики, потому что мы разные субъекты, у нас разные бюджеты и каждый субъект должен бороться в первую очередь за благосостояние своего населения»,— объяснил мэр Краснодара, уточнив, что дублер Яблоновского моста городу нужен, но в данный момент его строительство не является первоочередной задачей.
В правительстве Адыгеи тоже пока не сообщают никакой конкретики относительно развития агломерации. Хотя в целом согласны с тем, что регионам нужно объединять усилия по развитию инфраструктуры и совместному лоббированию общих интересов на федеральном уровне.
Прочертить границы
По мнению экспертов, будет ли агломерация успешной, в первую очередь зависит от того, в какой нормативной форме она будет закреплена и будет ли при этом учитываться мнение людей, которые живут на прилегающих к Краснодару территориях. Аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова сообщила, что в данный момент подписанных соглашений о создании агломераций в России не слишком много и, как правило, они заключаются на уровне муниципалитетов, а не регионов, поэтому инициатива мэра Краснодара по созданию такого документа является правильной.
Моисей Фурщик высказал мнение, что в российских условиях довольно сложно выстроить формальную структуру, управляющую подобной агломерацией, поэтому лучше действовать в формате конкретных договоров и стратегий. «То есть в идеальном случае сначала разрабатывается стратегия (концепция) развития агломерации. Затем соответствующие регионы и муниципалитеты учитывают эти разработки в собственных стратегиях и программах, а ключевые положения закрепляются в соглашении между субъектами федерации. Конечно, такие соглашения не являются достаточно жесткими с точки зрения выполнения, но все равно они задают некую публичную рамку. Для контроля за их реализацией имеет смысл сформировать межрегиональный координационный наблюдательный совет с участием представителей муниципалитетов»,— считает господин Фурщик.
Еще один перспективный вариант, по мнению эксперта,— это совместное создание «корпорации развития агломерации», которая должна выполнять конкретные проекты межрегионального значения, такие как строительство мостов, автовокзалов, мусороперерабатывающих заводов, обустройство рекреационных зон и т. д. Для этого в уставный капитал такой компании соответствующие регионы и муниципалитеты должны внести денежные средства и недвижимое имущество. «Но тут важно соблюсти справедливую пропорцию вложений и сразу же сформировать четкий набор проектов. Иначе может возникнуть ситуация, аналогичная АО „Корпорация развития", созданному пятью регионами для реализации проекта „Урал Промышленный — Урал Полярный" и столкнувшемуся с большими трудностями ввиду дискуссий между регионами о соразмерности внесенных вкладов и полученных выгод»,— прокомментировал Моисей Фурщик.