Клиентов «заякорят» сервисами
Активное развитие МСБ подогревает интерес банков к этой категории клиентов, однако потребности малого и среднего бизнеса существенно отличаются от запросов больших компаний. Если крупные предприятия идут в тот банк, где им одобрят кредит на наиболее выгодных условиях и предпочитают обслуживаться комплексно и в одном месте, то малый бизнес очень гибок. Представители МСБ могут кредитоваться в одном банке, а совершать финансовые операции в другом и очень легко переходят из одной кредитной организации в другую, если видят, что это выгодно. Все это заставляет банки предлагать клиентам целый комплекс дополнительных сервисов и бонусов, чтобы укрепить их лояльность.
Региональный директор ОО «Краснодарский» ПАО «Промсвязьбанк» Вадим Сальников рассказал, что в данный момент банк развивает несколько партнерских (кобрендовых) программ для бизнеса, цель которых — оказание дополнительных услуг, в том числе юридических, бухгалтерских и страховых. Все они ориентированы на малый и средний бизнес. Наличие этих привлекательных услуг позволяет банку придерживаться консервативной ценовой политики, поскольку выгода клиента заключается в самом наличии сервиса и его качестве. При этом каких-то особенных требований к участникам партнерских программ банк не предъявляет — они абсолютно одинаковы и стандартны. По словам Вадима Сальникова, использование таких сервисов действительно позволяет увеличивать число клиентов: партнерские программы интересны бизнесу, так как он получает сразу «пакетное предложение», а не услуги по отдельности. Иначе говоря, воспользовавшись одним сервисом банка, предприниматель получает еще несколько, и это избавляет его от необходимости искать лучшие условия в других банках.
Управляющий Краснодарским оперофисом «Альфа-Банка» Антон Кузнецов рассказал, что клиенты банка могут пользоваться электронной площадкой Alfa Network, которая помогает им искать бизнес-партнеров. Кроме того, благодаря своим партнерам банк может предоставлять услуги таможенного представителя, а также транспортно-логистический сервис. «Наличие партнерских программ позволяет обеспечивать всесторонний уровень сервиса действующим клиентам. Банковские продукты становятся более универсальными. Тем самым они закрывают больший спектр потребностей. Прямой связи с увеличением количества клиентов нет, но есть существенное влияние на лояльность действующих», - пояснил Антон Кузнецов. Директор по работе с малым бизнесом «Альфа-Банка» в Краснодаре Игорь Нестеренко добавил, что, в связи с растущей конкуренцией, банк постоянно совершенствует свои предложения. «Это Яндекс.Директ, помогающий продвигать свой бизнес с помощью рекламы, HeadHunter, оказывающий услуги по подбору персонала, онлайн-бухгалтерия «Эльба», дистанционно помогающая клиентам вести учет финансов и многие другие», - уточнил спикер. Что касается критериев выбора партнеров, то «это должна быть компания с хорошей репутацией, представленная на территории всей страны».
Директор филиала «БКС Премьер» в Краснодаре Вадим Нарыков также заявил, что спрос на данный функционал со стороны предпринимателей продолжает расти. «Сегодня многие банки стараются предложить получение скидок от партнеров как дополнение к классическим банковским услугам и таким образом «зацепить» клиента. Причем у каждого банка набор партнеров может быть разным»,— сообщил эксперт. По его мнению, банковская конкуренция в части предоставления дополнительных сервисов и бонусов уже довольно сильна. «На рынке не осталось кредитных учреждений, не предлагающих подобные программы»,— констатировал Вадим Нарыков.
Старший аналитик инвестиционной компаний «Фридом Финанс» Богдан Зварич уверен, что массовый отзыв лицензий у банков в последние пару лет, а также неоптимистичный прогноз на 2018 год, подразумевающий дальнейшее сокращение количества кредитных организаций, также делает значимой репутацию банка как надежного партнера. «Очевидно, что потеря средств в случае отзыва лицензии у банка может стать критичной и разрушить бизнес компании. В результате сейчас предприятия МСБ предпочитают работать с надежными кредитными организациям, которые с высокой вероятностью продолжат действовать даже в случае ухудшения ситуации в экономике»,— считает эксперт. Однако даже крупные кредитные организации вынуждены конкурировать с более мелкими в части разработки удобных онлайн-сервисов, позволяющих проводить удаленные платежи и повышать скорость работы с контрагентами. И хотя изначально в этом секторе законодателями были именно крупные структуры, сейчас они соревнуются в этом с небольшими, в том числе онлайн-банками, которые сосредотачивают все свои усилия на создании качественных интернет-сервисов.
Управляющий Банка «Авангард» в Краснодаре Владимир Антонец убежден, что переход на онлайн-технологии уже свершившийся факт и за этим будущее банкинга. «Большие, многолюдные офисы банков постепенно уходят в прошлое — операции будут совершаться преимущественно через мобильные устройства и телекоммуникационные системы, интегрированные в практику повседневной жизни: дома, офисы, торговые центры. Дистанционная идентификация, простые формы расчетов, моментальное совершение платежей неизбежно приведут к переходу в онлайн, а значит, изменению размеров, конфигурации, функционального назначения банковских офисов и сокращению их числа, а также персонала банков»,— считает господин Антонец. Но отмечает: «Тем не менее офисы банков выполняют много других функций, к тому же наличие офисов остается элементом престижа, точкой психологического и политического контакта в городе, и полный отказ от них пока не выглядит хорошим решением для банка. Мы сохраняем свою сеть, но очень много внимания уделяем предоставлению максимально удобного и безопасного дистанционного сервиса, чтобы у клиента был выбор, каким способом ему удобнее с нами работать».
Таким образом, специфика обслуживания предприятий МСБ заключается в том, что в этом поле небольшие банки вполне успешно конкурируют с крупными структурами, поскольку быстрее реагируют на запросы подвижного малого бизнеса. Тем не менее репутация и финансовая надежность банка также очень важны, особенно если речь идет о комплексном обслуживании.