Банки
Малый и средний бизнес выбирает бонусы
Чем банки будут конкурировать за лояльность клиентов в сегменте МСБ
Согласно статистике Банка России, малый и средний бизнес в ЮФО в 2017 стал чаще кредитоваться, причем наиболее активно — в Краснодарском крае. По мнению аналитиков БР, это связано с улучшением экономической ситуации и снижением ставки. При этом потребнос­ти малых и средних предприятий меняются: они стали чаще брать инвестиционные кредиты и ­оценивать не только процентную ставку банка, но и нали­чие у него дополнительных привлекательных бонусов в ви­де скидок на бухгалтерское обслуживание, страхование и т. д. Эксперты говорят, что партнерские программы есть практически у всех банков и, по сути, являются инструментом конкурентной борьбы за лояльность клиентов из числа малых и средних предприятий.

По данным Банка России, объем кредитов, предоставленных в 2017 году юридическим лицам и ИП, увеличился в ЮФО на 8,7%. При этом основной рост пришелся на выдачу средств малому и среднему бизнесу — 7%. В ЮФО эта категория заемщиков получила 578 млрд руб. банковских кредитов, при этом округ значительно обогнал СКФО, где МСБ было выдано лишь 124 млрд руб. В ЮФО большую часть корпоративных кредитов получили предприятия Краснодарского края — 62%. Доля соседней Ростовской области значительно меньше — 28%.

Как считают аналитики Банка России, на рост кредитования бизнеса повлияла стабилизация экономической си­туации в целом, а также снижение кредитных ставок, которые за год уменьшились в ЮФО на 2,2 п. п. — до 10,2%. По их мнению, рост сегмента МСБ свидетельствует об уменьшении влияния кризиса на экономику. Данные аналитической системы «СПАРК-Интерфакс» подтверж­дают факт оживления МСБ: в 2017 году количество малых и средних предприятий в стране возросло на 23%.

Льготные кредиты в приоритете
Председатель правления МСП Банка Дмитрий Голованов напомнил, что в кризис в первую очередь снижаются объемы кредитования МСБ, а ставки для этой категории заемщиков повышаются. «Но парадокс в том, что МСБ — это локомотив выхода из кризиса. То есть, с одной стороны, очевидно, что надо развивать МСБ, а с другой — в кризис банки закрывают свои программы кредитования малого и среднего бизнеса»,— прокомментировал эксперт. В этом ключе рост кредитования малых и средних предприятий и снижение ставки свидетельствуют о том, что эта категория бизнеса сейчас относительно благополучна. По мнению Дмитрия Голованова, главное, чтобы банки теперь не принялись кредитовать МСБ слишком активно, а увеличивали портфели адекватно реальным потребностям предприятий.

При этом в 2018 году у бизнеса появился новый финансовый инструмент в виде обновленной программы «6,5», которую курирует Минэкономразвития РФ. Она имеет существенные отличия от аналогичной программы Корпорации МСП, уже знакомой предпринимателям. «Она точно так же подразумевает субсидирование процентной ставки для банков, но если в уже действующей программе стимулирования Банк России выдает средства банкам под 6,5%, а они еще добавляют свою маржу, то новая программа дает возможность привлекать средства рынка и субсидировать так, чтобы ставка для конечного заемщика была именно 6,5%. Правда, эта программа в большей степени ориентирована именно на инвестиционные проекты»,— пояснил Дмитрий Голованов.

По данным агентства «Эксперт РА», в настоящее время МСБ начинает проявлять больше интереса к инвестиционным кредитам, а доля краткосрочных займов в структуре спроса со стороны малых и средних предприятий снижается. «В наиболее острой фазе кризиса спрос МСБ в 2017 году был сконцентрирован прежде всего на кредитах для пополнения оборотного капитала. Вследствие расширения программ льготного финансирования в 2016—2017 годах стоимость долгосрочных кредитов МСБ снижалась быстрее кредитов сроком до года, что способствовало смягчению инвестиционного климата для данной категории заемщиков. При этом опережающими темпами росло число заявок именно от малого бизнеса»,— сообщили в «Эксперт РА».

Начальник управления продаж КБ «Кубань Кредит» ООО Сергей Колбуденко также напомнил о программе льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса, которая доступна в том числе малому и среднему бизнесу. По его словам, в рамках программы процентная ставка устанавливается от 1% до 5% годовых. «Что касается процентной ставки по коммерческим кредитам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то ее размер зависит от срока и суммы кредитования: чем короче срок кредита, тем процентная ставка ниже. Также можно использовать дополнительные программы для снижения ставки»,— заявил Сергей Колбуденко. По его словам, по стандартным продуктам банка «Кубань Кредит» ставка в данный момент составляет от 9% годовых.

Эксперты отмечают, что даже с учетом снижения ставки малый и средний бизнес крайне скрупулезно выбирает кредитные продукты. Ведь, хотя сейчас он чувствует себя более уверенно, чем в 2014—2015 годы, его финансовое положение по-прежнему остается шатким и зависимым от множества экономических факторов. Поэтому предприниматели по возможности стараются участвовать в программах льготного кредитования, а если это не получается, ищут предложения с наиболее низкой ставкой. Самое важное для бизнеса в получении кредита — отсутствие необходимости отвлечения оборотных средств на его погашение, поскольку это ставит крест на развитии и ставит под угрозу хозяйственную деятельность предприятия. Поэтому, хотя средняя ставка в ЮФО и снизилась до 10,2%, бизнес старается искать еще более выгодные предложения. Банки понимают это и разрабатывают продукты, которые позволят им выглядеть конкурентоспособными на рынке.
Клиентов «заякорят» сервисами
Активное развитие МСБ подогревает интерес банков к этой категории клиентов, однако потребности малого и среднего бизнеса существенно отличаются от запросов больших компаний. Если крупные предприятия идут в тот банк, где им одобрят кредит на наиболее выгодных условиях и предпочитают обслуживаться комплексно и в одном месте, то малый бизнес очень гибок. Представители МСБ могут кредитоваться в одном банке, а совершать финансовые операции в другом и очень легко переходят из одной кредитной организации в другую, если видят, что это выгодно. Все это заставляет банки предлагать клиентам целый комплекс дополнительных сервисов и бонусов, чтобы укрепить их лояльность.

Региональный директор ОО «Краснодарский» ПАО «Промсвязьбанк» Вадим Сальников рассказал, что в данный момент банк развивает несколько партнерских (кобрендовых) программ для бизнеса, цель которых — оказание дополнительных услуг, в том числе юридических, бухгалтерских и страховых. Все они ориентированы на малый и средний бизнес. Наличие этих привлекательных услуг позволяет банку придерживаться консервативной ценовой политики, поскольку выгода клиента заключается в самом наличии сервиса и его качестве. При этом каких-то особенных требований к участникам партнерских программ банк не предъявляет — они абсолютно одинаковы и стандартны. По словам Вадима Сальникова, использование таких сервисов действительно позволяет увеличивать число клиентов: партнерские программы интересны бизнесу, так как он получает сразу «пакетное предложение», а не услуги по отдельности. Иначе говоря, воспользовавшись одним сервисом банка, предприниматель получает еще несколько, и это избавляет его от необходимости искать лучшие условия в других банках.

Управляющий Краснодарским оперофисом «Альфа-Банка» Антон Кузнецов рассказал, что клиенты банка могут пользоваться электронной площадкой Alfa Network, которая помогает им искать бизнес-партнеров. Кроме того, благодаря своим партнерам банк может предоставлять услуги таможенного представителя, а также транспортно-логистический сервис. «Наличие партнерских программ позволяет обеспечивать всесторонний уровень сервиса действующим клиентам. Банковские продукты становятся более универсальными. Тем самым они закрывают больший спектр потребностей. Прямой связи с увеличением количества клиентов нет, но есть существенное влияние на лояльность действующих», - пояснил Антон Кузнецов. Директор по работе с малым бизнесом «Альфа-Банка» в Краснодаре Игорь Нестеренко добавил, что, в связи с растущей конкуренцией, банк постоянно совершенствует свои предложения. «Это Яндекс.Директ, помогающий продвигать свой бизнес с помощью рекламы, HeadHunter, оказывающий услуги по подбору персонала, онлайн-бухгалтерия «Эльба», дистанционно помогающая клиентам вести учет финансов и многие другие», - уточнил спикер. Что касается критериев выбора партнеров, то «это должна быть компания с хорошей репутацией, представленная на территории всей страны».

Директор филиала «БКС Премьер» в Краснодаре Вадим Нарыков также заявил, что спрос на данный функционал со стороны предпринимателей продолжает расти. «Сегодня многие банки стараются предложить получение скидок от партнеров как дополнение к классическим банковским услугам и таким образом «зацепить» клиента. Причем у каждого банка набор партнеров может быть разным»,— сообщил эксперт. По его мнению, банковская конкуренция в части предоставления дополнительных сервисов и бонусов уже довольно сильна. «На рынке не осталось кредитных учреждений, не предлагающих подобные программы»,— констатировал Вадим Нарыков.

Старший аналитик инвестиционной компаний «Фридом Финанс» Богдан Зварич уверен, что массовый отзыв лицензий у банков в последние пару лет, а также неоптимистичный прогноз на 2018 год, подразумевающий дальнейшее сокращение количества кредитных организаций, также делает значимой репутацию банка как надежного партнера. «Очевидно, что потеря средств в случае отзыва лицензии у банка может стать критичной и разрушить бизнес компании. В результате сейчас предприятия МСБ предпочитают работать с надежными кредитными организациям, которые с высокой вероятностью продолжат действовать даже в случае ухудшения ситуации в экономике»,— считает эксперт. Однако даже крупные кредитные организации вынуждены конкурировать с более мелкими в части разработки удобных онлайн-сервисов, позволяющих проводить удаленные платежи и повышать скорость работы с контрагентами. И хотя изначально в этом секторе законодателями были именно крупные структуры, сейчас они соревнуются в этом с небольшими, в том числе онлайн-банками, кото­рые сосредотачивают все свои усилия на создании качественных интернет-сервисов.

Управляющий Банка «Авангард» в Краснодаре Владимир Антонец убежден, что переход на онлайн-технологии уже свершившийся факт и за этим будущее банкинга. «Большие, многолюдные офисы банков постепенно уходят в прошлое — операции будут совершаться преимущественно через мобильные устройства и телекоммуникационные системы, интегрированные в практику повседневной жизни: дома, офисы, торговые центры. Дистанционная идентификация, простые формы расчетов, моментальное совершение платежей неизбежно приведут к переходу в онлайн, а значит, изменению размеров, конфигурации, функционального назначения банковских офисов и сокращению их числа, а также персонала банков»,— считает господин Антонец. Но отмечает: «Тем не менее офисы банков выполняют много других функций, к тому же наличие офисов остается элементом престижа, точкой психологического и политического контакта в городе, и полный отказ от них пока не выглядит хорошим решением для банка. Мы сохраняем свою сеть, но очень много внимания уделяем предоставлению максимально удобного и безопасного дистанционного сервиса, чтобы у клиента был выбор, каким способом ему удобнее с нами работать».
Таким образом, специфика обслуживания предприятий МСБ заключается в том, что в этом поле небольшие банки вполне успешно конкурируют с крупными структурами, поскольку быстрее реагируют на запросы подвижного малого бизнеса. Тем не менее репутация и финансовая надежность банка также очень важны, особенно если речь идет о комплексном обслуживании.
Made on
Tilda