Бизнес-климат
Экономия и безопасность:
как ГЧП помогает решать проблемы регионов
Реализованные на юге России проекты касаются разных направлений: от контроля ситуации на дорогах до энергосбережения
Тренд на реализацию проектов государственно-частного партнерства был особенно ощутим в последние годы, и, судя по заявлениям руководства страны, решение многих важных для регионов проблем возможно в результате такого партнерства. Причины этого вполне понятны: в бюджетах, в том числе региональных, просто нет средств для единовременного инвестирования в крупные инфраструктурные проекты. При этом для властей очевидно, что проблемы пора решать уже давно и откладывать дальше нельзя. В результате концессии и соглашения о государственно-частном партнерстве активно реализуются практически по всем направлениям: от ЖКХ до социальной сферы. Предпочтение отдается тем инвесторам, которые участвуют в проекте не только финансово, но и имеют достаточную компетенцию для того, чтобы предлагать и осуществлять самые современные высокотехнологичные решения.

Реальное энергосбережение
Программа, посвященная энергосбережению, сегодня есть в каждом регионе России. Курс на применение технологий, позволяющих экономить бюджетные средства, был принят в стране давно и, по сути, касается всего — от замены коммунальных сетей для снижения теплопотерь до замены лампочек в госучреждениях на более экономичные. Аналогичная программа есть и в Краснодарском крае, а в последнее время на территории региона стали внедряться и более конкретные решения, которые дают ощутимый энергосберегающий эффект. «Ростелеком» реализует инвестиционный проект сразу в двух населенных пунктах края: — станице Староминской и городе Белореченске. В частности, между провайдером и администрациями были заключены энергосервисные контракты, подразумевающие создание системы автоматизированного управления уличным освещением и контроля за показаниями приборов. Прежде всего речь идет об использовании светодиодных светильников (всего будет установлено 5,5 тыс.). В отличие от обычных натриевых и ртутных ламп они включаются сразу, а не разгораются по полчаса, и служат более десяти лет. Поставят их как в центре населенных пунктов, так и на окраинах, в парках, на дорогах и во дворах. Сделать это инвестор планирует к июлю 2018 года.

«Автоматизированная система учета электроэнергии и управления уличным освещением позволит выбирать режимы в зависимости от времени суток и климатических условий, контролировать сбор данных и параметров сети, а также следить за нагрузкой на сеть в режиме реального времени, отслеживать незаконные подключения и многое другое», — прокомментировал главный специалист сектора коммунального хозяйства управления ЖКХ администрации Белореченского городского поселения Алексей Мирошник.

Экономический эффект для администрации станицы Староминской заключается в 70-процентном сокращении расходов бюджета на освещение и экономии порядка 4,5 млн киловатт-часов в течение шести лет (срок реализации проекта). В Белореченске цифры сопоставимые — 60% и 5,5 млн киловатт-часов. Пока это два пилотных для региона проекта, больше в крае подобные решения еще нигде не применялись. В течение шести лет «Ростелеком» планирует вернуть вложенные средства, после чего все полученные за счет экономии деньги начнут поступать в бюджеты муниципалитетов.
Снижение аварийности и весогабаритный контроль
Проблема с передвижением тяжелого крупногабаритного транспорта — в основном грузовых фур — стоит остро во всех субъектах РФ, особенно транзитных. Практически весь торговый оборот в стране осуществляется автотранспортом, однако последствия этого ложатся на плечи собственников дорог, которым ежегодно приходится ремонтировать дороги, не рассчитанные на столь существенную нагрузку. Впрочем, транспортную систему региона всегда нужно воспринимать в целом.

Один из первых в России комплексных проектов, касающихся дорожного движения, реализуется в Астраханской области. В рамках концессионного соглашения «Ростелеком» за свой счет внедрил в области комплексную региональную систему, включающую в себя не только весогабаритный контроль, но и фотовидеофиксацию нарушений ПДД. В 2016 году субъект провел концессионный конкурс, победителем которого был признан Ростелеком. Как пояснили в «Ростелекоме», одно из отличий проекта — комплексный подход для улучшения дорожной ситуации в области. Работа велась в трех направлениях: создании сети комплексов фотовидеофиксации, постов автоматического весогабаритного контроля, а также строительстве здания мониторингового центра, где эти данные обрабатываются и ведется контроль функционирования. В настоящее время в Астраханской области уже действуют 148 стационарных и мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД — «Ростелеком» установил 60 новых, а остальные уже существовали, но были модернизированы. Как сообщили в администрации области, места установки комплексов определялись на основе анализа статистики ДТП, результаты которого предоставило УМВД России по региону. Система фотовидеофиксации позволяет следить за ситуацией на перекрестках, железнодорожных переездах, соблюдением правил стоянки, пропуском пешеходов и соблюдением скоростного режима.

«Привлечение в регион инвестиций через высокотехнологичный проект дает двойной результат. Мы выводим качество и безопасность дорог на новый уровень. При этом процесс становится цифровым, то есть более оперативным и эффективным, и менее затратным. Это значительный шаг для улучшения качества жизни в регионе», — заявил губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

Согласно условиям концессионного соглашения, «Ростелеком» будет обслуживать созданную систему на протяжении одиннадцати лет. Речь идет о текущем ремонте и модернизации оборудования, почтовой доставке уведомлений нарушителям и поддержании работы системы в круглосуточном режиме. Таким образом, администрация Астраханской области за счет концессии решает для себя проблему с организацией контроля движения на территории региона.

Комплексный подход
По факту современные технологии позволяют пойти в вопросах безопасности намного дальше организации дорожного движения — все зависит от задач, которые ставит перед регионами федеральная власть. Их становится все больше. Это и антитеррор, и борьба с преступностью, и организация работы учреждений — особенно в местах массовых скоплений людей. Разумеется, большая часть этих полномочий относится к правоохранительным органам, но для всех очевидно, что уровень безопасности жизни – один из показателей эффективности управления в регионах. Все это мотивирует руководство субъектов РФ искать комплексные решения и партнеров для их реализации. На юге России подобный проект уже был реализован в Кабардино-Балкарии, где «Ростелеком» создал систему «Безопасная республика» в рамках заключенного государственного контракта, заключенного в 2015 году. В регионе был создан аппаратно-программный комплекс, включающий в себя 198 камер автоматического видеонаблюдения в социальных и государственных учреждениях, 76 — фотовидеофиксации нарушения ПДД на дорогах, 15 систем хранения данных, 14 комплексов «Гражданин-полиция» для организации прямой связи в местах массовых скоплений граждан, пунктов экстренной связи со службой полиции, а также три комплекса ЕДДС.

Среди конкретных задач, которые позволяет решать АПК «Безопасный город» — регулирование транспортных потоков и устранение пробок, а также автоматизация поиска угнанных автомобилей. По данным правоохранительных органов республики, в результате работы АПК за 11 месяцев 2016 года по сравнению с предыдущим годом общее количество ДТП сократилось на 7,3%, а количество ДТП с имущественным ущербом уменьшилось на 16,4%. Видеонаблюдение позволило зафиксировать на 98% больше дорожных правонарушений.

Конечно, зачастую высокий уровень безопасности выражается не в цифрах, а в их отсутствии — если снижение числа ДТП поддается статистическим подсчетам, то количество предотвращенных происшествий подсчитать затруднительно. В этой связи внедрение подобных систем в других регионах — лишь вопрос времени.
Made on
Tilda