— Как влияет на экономику региона неофициальное трудоустройство населения? — Негативные последствия данного явления очевидны. Наличие большой доли рынка труда, находящегося в нелегальной сфере, отрицательно сказывается на экономическом развитии края.
Мы все понимаем, что неформальная занятость, теневые доходы сдерживают производительность труда, потенциальный экономический рост и усилия по повышению благосостояния граждан. И в первую очередь из-за неформальной занятости страдает бюджет. Огромные суммы налоговых платежей от деятельности в неформальном секторе не облагаются налогами. Бюджет недополучает денежные средства, уменьшаются налоговые поступления, что приводит к недофинансированию социальной сферы, снижаются затраты на модернизацию производства. Потеря налоговых выплат (основной части дохода страны) в условиях экономического роста может существенно подорвать экономический подъем. Достоверно подсчитать, сколько теряет бюджет и внебюджетные фонды, сложно, но порядок цифр исчисляется миллиардами рублей в месяц.
— Насколько за последний год понизился в крае уровень безработицы? — В Краснодарском крае, благодаря мерам, принимаемым в экономике, и реализации государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения», в 2017 году отмечается стабильная ситуация на рынке труда.
На 1 января 2018 года в органах службы занятости населения Краснодарского края зарегистрировано 15,2 тыс. безработных граждан, что на 1,8 тыс., или на 9,9%, меньше, чем на 1 января 2017 года.
Уровень регистрируемой безработицы в крае на 1 января 2018 года — 0,6% от численности рабочей силы. Это практически в два раза ниже среднероссийского показателя (на 1 января 2018 года в среднем по России — 1,0%, по ЮФО — 0,7%).
Отмечается положительная динамика роста вакансий. На 1 января 2018 года работодателями заявлено в центры занятости населения 40,2 тыс. вакансий. В сравнении с 1 января прошлого года отмечается рост на 10,4 тыс. вакансий, или на 35,0%.
В текущем году сохраняется положительная тенденция: на 1 марта 2018 года в органах службы занятости населения Краснодарского края зарегистрировано 16,1 тыс. безработных граждан, что на 1,9 тыс., или на 10,6%, меньше, чем на 1 марта 2017 года. Работодателями заявлено 44,4 тыс. вакансий. В сравнении с соответствующей датой прошлого года отмечается рост на 6,7 тыс. вакансий, или на 17,9%.
— Какие программы переподготовки кадров существуют на Кубани? — В рамках госпрограммы органы труда и занятости населения оказывают государственные услуги по профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан. По данным на 1 января 2018 года, центрами занятости населения направлено на профобучение более 5 тыс. человек (плановый показатель на 2017 год — 4,7 тыс. человек, перевыполнение составляет 105,7%).
На рынке труда Краснодарского края востребованы рабочие специальности, поэтому в 2017 году по направлению службы занятости населения проходили обучение по рабочим профессиям охранники, повара, кондитеры, электрогазосварщики, продавцы, операторы котельной, водители, кассиры, электромонтеры, трактористы, слесари, швеи и портные.
Многие востребованные профессии предполагают работу с компьютером, поэтому в крае популярно повышение квалификации граждан с изучением современных компьютерных программ для бухгалтеров, воспитателей, специалистов по кадрам, инженеров. Для организации профобучения в 2018 году министерство труда и социального развития Краснодарского края утвердило перечень приоритетных профессий для обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, который размещен на сайте министерства (
www.kubzan.ru). В перечень включены профессии, востребованные в различных сферах экономики: сельскохозяйственной, санаторно-курортной, строительной, отрасли торговли, транспорта и связи, медицины и образования, сферы обслуживания и общественного питания. При составлении перечня учитывалась и прогнозная потребность работодателей в долгосрочной перспективе. Кроме того, службой занятости населения Краснодарского края за 2017 год направлено на профобучение 213 незанятых пенсионеров, которые стремятся возобновить трудовую деятельность по востребованным профессиям, таким как повар, делопроизводитель, кассир, контролер-кассир, лифтер, охранник, оператор котельной, продавец продовольственных товаров, рисовод, парикмахер и другие. Повысили квалификацию пенсионеры по профессиям бухгалтера, медицинской сестры, администратора.
Служба занятости населения Краснодарского края в 2017 году на профобучение направила 278 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по таким профессиям, как делопроизводитель, кассир (контролер-кассир), маникюрша, оператор котельной, официант, продавец продовольственных и непродовольственных товаров и другие. Повысили квалификацию женщины по следующим профессиям: бухгалтер, воспитатель, инженер различной специализации, педагог-психолог, педагог-организатор, преподаватель, специалист в сфере государственных муниципальных закупок, медсестра.
— В этом году Кубань, единственный субъект из ЮФО, станет пилотным участником приоритетной федеральной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Что даст региону участие в этой программе? — Действительно, с этого года Краснодарский край в качестве пилотного региона участвует в реализации федеральной приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Координатором этой работы выступает министерство экономики Краснодарского края. В случае высвобождения работников в связи с модернизацией производства нами будут реализованы меры по сохранению занятости, в том числе повышению квалификации и переподготовке работников, временной занятости работников. Также будут реализованы меры по трудоустройству работников, уволенных с предприятий — участников программы, и признанных безработными: профессиональное обучение с целью трудоустройства, организация самозанятости, временной занятости с выплатой материальной поддержки.
Для организации более качественного оказания услуг в рамках программы планируется модернизация центров занятости населения, которая будет включать в себя вопросы технического перевооружения, адресности и доступности предоставления услуг гражданам, упрощения процедур оказания услуг, повышения квалификации специалистов.