рынок труда
Трудовая фишка
Исполняющий обязанности министра труда и социального развития Краснодарского края Сергей Белопольский рассказал о том, как правильно работать, чем грозят экономике серые зарплаты и сколько безработных удалось трудоустроить
— В каких сферах экономики Кубани ситуация с «серыми» зарплатами и неофициальным трудоустройством обстоит особенно печально?
— Согласно данным Краснодарстата по итогам проведенного в 2015 году выборочного обследования рабочей силы, численность занятых в неформальном секторе в крае составляла 729,4 тыс. человек, в том числе в сегментах «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» — 164 тыс. человек; «строительство» — 101,1 тыс. человек; «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» — 214,9 тыс. человек; «транспорт и связь» — 61,3 тыс. человек; «гостиницы и рестораны» — 30,8 тыс. человек.

Таким образом, можно сделать вывод, что преимущественно неформальная занятость распространена в организациях малого бизнеса, у индивидуальных предпринимателей (розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, транспорт, услуги населению), в крес­тьянских (фермерских) хозяйствах, в организациях, оказывающих аутсорсинговые услуги (уборка помещений, территорий), в организациях, заключивших договоры подряда, например на производство определенных строительных работ.

— Чем грозят работнику неофициальные отношения с работодателями?
— Во-первых, что такое «неофициальная занятость». Когда вы устраиваетесь на работу, работодатель в силу статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации обязан заключить с вами трудовой договор, который содержит все существенные условия, касающиеся вашей трудовой деятельности: место работы, режим и условия труда, размер оплаты труда, продолжительность оплачиваемого отпуска и другие обязательные позиции. При неофициальном трудоустройстве данный документ с вами не подписывается, равно как и не издается приказ о принятии на работу и не делается запись в трудовой книжке, это и есть «неофициальная занятость», неформальные трудовые отношения.

Отсутствие трудового договора увеличивает риски ущемления трудовых прав работника, которые работодатель должен ему предоставить в ходе осуществления трудовых отношений. Например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск, пособия по временной нетрудоспособности, в связи с материнством и другие. К очевидным минусам неформальной занятости относится нестабильность трудовых отношений и отсутствие у работника каких бы то ни было социальных гарантий, перспектив профессионального роста.

Работнику стоит помнить, что никто не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, а при не оформленных официально трудовых отношениях он при наступлении страхового случая лишается права на выплату пособия по временной нетрудоспособности, страховой выплаты и возмещения дополнительных расходов пострадавшего на его медицинскую и социальную реабилитацию.

Также он не сможет получить социальный или имущественный налоговый вычет по НДФЛ за покупку жилья, за обучение и лечение, взять кредит в банке. Работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, что в будущем приведет к назначению пенсии в минимальном размере, не идет страховой стаж, в том числе льготный, который установлен для ряда категорий работников в целях досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Соглашаясь на выполнение работы без официального оформления трудовых отношений, работник пренебрежительно относится не только к себе, отказываясь от мер социальной защиты, предусмотренных законодательством, но и к своим детям и родителям, позволяя работодателю уйти от перечисления обязательных налогов и сборов либо перечислять их в неполном объеме.
Благодаря работе по снижению неформальной занятости, в крае с 2015 по 2017 год оформлены трудовые отношения с 486,7 тысячиработников, что позволило увеличить поступления в бюджет и ПФР
— От невыплаты заработной платы больше всего страдают те, кто работает неофициально. Как им можно помочь?
— Используя труд неоформленных работников, работодатели нарушают трудовое, налоговое законодательство, нормы законодательства об обязатель­ном социальном страховании, в том числе пенсионное законодательство. Если работодатель не спешит подписывать с работником трудовой договор, оформлять приказ о приеме на работу, не требует предоставить трудовую книжку, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (если оно ранее было оформлено) и обещает со дня на день выполнить все эти условия, но каждый раз устанавливает под различными предлогами новые сроки, то каждый работник должен понимать, что его трудовые права нарушены.
За 2017 год поступило 258 обращений граждан по вопросам нарушений трудовых прав на телефон горячей линии и 282 письменных обращения по вопросам оплаты труда. После вмешательства органов по труду выплачены задержанные и доначисленные денежные средства свыше 470 работникам организаций в общей сумме около 8,2 млн руб.

С начала 2018 года уже рассмотрено 43 обращения граждан на телефон горячей линии и 62 письменных обращения по вопросам оплаты труда, выплачены денежные средства 84 работникам в общей сумме около 200 тыс. рублей.

— Что делается властями для решения этой проблемы? Какие мероприятия проводятся в Краснодарском крае в целях снижения неформальной занятости?
— С 2015 года в соответствии с соглашением, заключенным между Федеральной службой по труду и занятости и администрацией Краснодарского края, проводится работа по снижению неформальной занятости. Координатором этой работы является министерство труда и социального развития Краснодарского края.

Ежегодно утверждается План действий по снижению неформальной занятости в Краснодарском крае, которым предусмотрен целый ряд мероприятий заинтересованных органов, направленных на пропаганду пра­вовой грамотности работающих, выявление неоформленных надлежащим образом трудовых отношений, формирование перечней организаций для передачи в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае.
В рамках реализации Плана действий по снижению неформальной занятости в Краснодарском крае Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае проводятся внеплановые проверки работодате­лей с признаками неформальной занятости.

Информация о деятельности по снижению неформальной занятости министерством регулярно размещается в средствах массовой информации.

В настоящее время ведется согласование проекта распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об образовании межведомственной комиссии по принятию мер, направленных на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений в Краснодарском крае». В состав указанной комиссии войдут представители органов исполнительной власти края, краевых структур федеральных органов: Государственной инспекции труда, Главного управления МВД, следственного управления Следственного комитета, управления Федеральной налоговой службы, Роспотребнадзора, внебюджетных фондов — отделения Пенсионного фонда, отделения Фонда социального страхования, а также краевого профобъединения.

— Сколько человек в 2017 году удалось «легализовать» и как обстоит сейчас?
— В крае ведется ежедекадный мониторинг снижения неформальной занятости в разрезе муниципальных образований. По состоянию на 31 декабря 2017 года в крае выявлено более 105,3 тыс. фактов работы граждан без оформления трудовых отношений (с учетом вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, привлеченных к предпринимательской деятельности), в итоге заключены трудовые договоры с 105,0 тыс. работников (с учетом вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, привлеченных к предпринимательской деятельности).
Всего в результате работы по снижению неформальной занятости в Краснодарском крае за период с 2015 года по 2017 год с 486,7 тыс. работников оформлены трудовые договоры, что позволило увеличить поступление взносов в Пенсионный фонд и налогов в бюджет.

По состоянию на 12 марта 2018 года в крае уже выявлено около 4,6 тыс. фактов работы граждан без оформления трудовых отношений, в итоге заключены трудовые договоры с около 4,5 тыс. работниками (с учетом вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, привлеченных к предпринимательской деятельности).
СПРАВКА
О нарушении работодателем трудового законодательства в части оформления трудовых отношений нужно сообщать в органы местного самоуправления по месту жительства или центры занятости населения вашего города, района, а также в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае (8 (861) 991-09-55) или министерство труда и социального развития Краснодарского края по телефону горячей линии (8 (861) 252-33-15). Обращения граждан о нарушении их трудовых прав принимаются не только по телефону, но и на личном приеме.
— Как влияет на экономику региона неофициальное трудоустройство населения?
— Негативные последствия данного явления очевидны. Наличие большой доли рынка труда, находящегося в нелегальной сфере, отрицательно сказывается на экономическом развитии края.

Мы все понимаем, что неформальная занятость, теневые доходы сдерживают производительность труда, потенциальный экономический рост и усилия по повышению благосостояния граждан. И в первую очередь из-за ­неформальной занятости страдает бюджет. Огромные суммы налоговых платежей от деятельности в неформальном секторе не облагаются налогами. Бюджет недополучает денежные средства, уменьшаются налоговые поступления, что приводит к недофинансированию социальной сферы, снижаются затраты на модернизацию производства. Потеря налоговых выплат (основной части дохода страны) в условиях экономического роста может существенно подорвать экономический подъем. Достоверно подсчитать, сколько теряет бюджет и внебюджетные фонды, сложно, но порядок цифр исчисляется миллиардами рублей в месяц.

— Насколько за последний год понизился в крае уровень безработицы?
— В Краснодарском крае, благодаря мерам, принимаемым в экономике, и реализации государственной прог­раммы Краснодарского края «Содействие занятости населения», в 2017 году отмечается стабильная си­туация на рынке труда.

На 1 января 2018 года в органах службы занятости населения Краснодарского края зарегистрировано 15,2 тыс. безработных граждан, что на 1,8 тыс., или на 9,9%, меньше, чем на 1 января 2017 года.

Уровень регистрируемой безработицы в крае на 1 января 2018 года — 0,6% от численности рабочей силы. Это практически в два раза ниже средне­российского показателя (на 1 января 2018 года в среднем по России — 1,0%, по ЮФО — 0,7%).
Отмечается положительная динамика роста вакансий. На 1 января 2018 года работодателями заявлено в центры занятости населения 40,2 тыс. вакансий. В сравнении с 1 января прошлого года отмечается рост на 10,4 тыс. вакансий, или на 35,0%.

В текущем году сохраняется положительная тенденция: на 1 марта 2018 года в органах службы занятости населения Краснодарского края зарегистрировано 16,1 тыс. безработных граждан, что на 1,9 тыс., или на 10,6%, меньше, чем на 1 марта 2017 года. Рабо­тодателями заявлено 44,4 тыс. вакансий. В сравнении с соответствующей датой прошлого года отмечается рост на 6,7 тыс. вакансий, или на 17,9%.

— Какие программы переподготовки кадров существуют на Кубани?
— В рамках госпрограммы органы труда и занятости населения оказывают государственные услуги по профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан. По данным на 1 января 2018 года, центрами занятости населения направлено на профобучение более 5 тыс. человек (плановый показатель на 2017 год — 4,7 тыс. человек, перевыполнение составляет 105,7%).

На рынке труда Краснодарского края востребованы рабочие специальности, поэтому в 2017 году по направлению службы занятости населения проходили обучение по рабочим профессиям охранники, повара, кондитеры, электрогазосварщики, продавцы, операторы котельной, водители, кассиры, электромонтеры, трактористы, слесари, швеи и портные.

Многие востребованные профессии предполагают работу с компьютером, поэтому в крае популярно повышение квалификации граждан с изучением современных компьютерных программ для бухгалтеров, воспитателей, специалистов по кадрам, инженеров. Для организации профобучения в 2018 году министерство труда и социального развития Краснодарского края утвердило перечень приоритетных профессий для обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, который размещен на сайте министерства (www.kubzan.ru). В перечень включены профессии, востребованные в различных сферах экономики: сельскохозяйственной, санаторно-курортной, строительной, отрасли торговли, транспорта и связи, медицины и образования, сферы обслуживания и общественного питания. При составлении перечня учитывалась и прогнозная потребность работодателей в долгосрочной перс­пективе. Кроме того, службой занятос­ти населения Краснодарского края за 2017 год направлено на профобучение 213 незанятых пенсионеров, которые стремятся возобновить трудовую дея­тельность по востребованным профессиям, таким как повар, делопроизводитель, кассир, контролер-кассир, лифтер, охранник, оператор котельной, продавец продовольственных товаров, рисовод, парикмахер и другие. Повысили квалификацию пенсионеры по профессиям бухгалтера, медицинской сестры, администратора.

Служба занятости населения Краснодарского края в 2017 году на проф­обучение направила 278 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возрас­та трех лет, по таким профессиям, ­как делопроизводитель, кассир (контролер-кассир), маникюрша, оператор котельной, официант, продавец продо­вольственных и непродовольственных товаров и другие. Повысили квалификацию женщины по следующим профессиям: бухгалтер, воспитатель, инженер различной специализации, педагог-психолог, педагог-организатор, преподаватель, специалист в сфере государственных муниципальных закупок, медсестра.

— В этом году Кубань, единственный субъект из ЮФО, станет пилотным участником приоритетной федеральной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Что даст региону участие в этой программе?
— Действительно, с этого года Краснодарский край в качестве пилотного региона участвует в реализации федеральной приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Координатором этой работы выступает министерство экономики Краснодарского края. В случае высвобождения работников в связи с модернизацией производства нами будут реализованы меры по сохранению занятости, в том числе повышению квалификации и переподготовке работников, временной занятости работников. Также будут реализованы меры по трудоустройству работников, уволенных с предприятий — участников программы, и признанных безработными: профессиональное обучение с целью трудоустройства, организация самозанятос­ти, временной занятости с выплатой материальной поддержки.

Для организации более качественного оказания услуг в рамках прог­раммы планируется модернизация центров занятости населения, которая будет включать в себя вопросы технического перевооружения, адресности и доступности предоставления услуг гражданам, упрощения процедур оказания услуг, повышения квалификации специалистов.
Made on
Tilda