Федеральные каршеринговые сервисы начинают экспансию в Краснодарский край. К ранее существовавшим в Сочи UrentCar и «Шеримобилю» в конце минувшего года добавились Car5 и YouDrive, а к лету 2018-го присоединится «Делимобиль». Компании уже говорят о планах продвижения в Краснодар. Эксперты считают, что пока сервисы конкурируют не между собой, а с такси и личным транспортом. Но за пару лет могут появиться новые игроки и конкуренция обострится.
Кто пришел?
Конец 2017 года и начало 2018-го стали периодом активного выхода на Краснодарский край федеральных каршеринговых компаний. В Москве и Санкт-Петербурге сервисы поминутной аренды автомобиля работают уже давно. По данным „Ъ", в столице на сегодня представлено уже более десятка каршеринговых фирм. По информации мэрии Москвы, их парк составляет порядка 15 тыс. машин, ежедневно москвичи берут автомобили в аренду около 25 тыс. раз, и, по оценкам столичного правительства, 60% пользователей каршеринга готовы вообще отказаться от личного транспорта. В Краснодарском крае до 2017 года назвать активным процесс вовлечения населения в пользование каршеринговыми авто было нельзя, однако в декабре 2017 года на рынок Сочи вышло сразу две компании, а в 2018 году их станет как минимум пять.
UrentCar. Одной из первых в Краснодарском крае услуги каршеринга, по ее собственным данным, стала предоставлять компания UrentCar. Сервис присутствует в Сочи с 2014 года. Кроме того, осенью 2017 года UrentCar запустился в Краснодаре. В настоящий момент услуги компании помимо двух перечисленных городов доступны и в Анапе (также UrentCar присутствует в Минеральных Водах, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, Ставрополе). В мае 2017 года в URentCar говорили о том, что в Сочи автопарк составляет 100 машин, на первом этапе в Краснодаре будет доступно 70 автомобилей, в дальнейшем их количество увеличится до 300. Данные по числу авто в городах присутствия на сегодня в компании не сообщили, однако анализ наличия свободных авто на сайте сервиса позволяет предположить, что парк остается в заявленных ранее пределах.
«Шеримобиль». В 2015 году на Кубани стартовал первый региональный проект: свой сервис услуг каршеринга запустила компания «Шеримобиль», организованная кубанскими предпринимателями. В настоящий момент сервис присутствует в Сочи, Краснодаре и Туапсе. Как сообщил генеральный директор ООО «Шеримобиль» Антон Сильнягин, автомобили в основном используются на территории Большого Сочи. Парк зависит от сезонности: летом доходит до 30 и выше автомобилей представительского класса — зимой снижается.
Car5. Как сообщила „Ъ-Кубань" представительница московского каршеринга Car5 Анна Черкасова, в декабре 2017 года компания открыла офисы в Краснодаре и Сочи (также присутствует в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске). Автопарк: Nissan X-Trail, бизнес-версия: Genesis G80. «Мы планируем развитие в Краснодарском крае, так как видим широкие перспективы популярности данного региона с точки зрения туризма как в летний период, так и зимой — с учетом горнолыжных курортов»,— говорят в компании.
YouDrive. В декабре 2017 года о начале работы в Сочи заявил федеральный каршеринговый сервис YouDrive (также работает в Москве и Санкт-Петербурге). Основатель и генеральный партнер каршеринга Борис Голиков назвал „Ъ-Кубань" планируемую сумму инвестиций в развитие сервиса в Сочи на ближайшие полгода — 100 млн руб. Источники финансирования господин Голиков не уточнил, добавив, что сумма инвестиций не окончательна — общество намерено увеличивать объем вложений в бизнес на Кубани. YouDrive в Сочи представлен автомобилями Nissan X-trail и несколькими моделями линейки Smart (fortwo). До конца года автопарк планируется нарастить с 11 до 30 единиц. Пока в «зеленую» зону, где можно начать и завершить аренду, включены Красная Поляна и международный аэропорт Сочи, в дальнейшем, как обещают в компании, зона расширится.
Компания рассматривала Сочи в числе прочего и как площадку для обкатки сервиса и дальнейшего запуска его в Краснодаре и Ростове: «Нам очень интересно развитие в регионах России проектов каршеринга, но они требуют подготовки. Сочи для обкатки бизнеса в Краснодарском крае — идеальный вариант. Посмотрим расположенность клиентов, изучим спрос, а затем будем растить автопарк в Сочи и выходить на другие города»,— сообщил „Ъ-Кубань" господин Голиков.
«Делимобиль». В начале 2018 года стало известно о запуске первого в крае каршерингового сервиса на базе электрокаров. О реализации проекта заявил концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации «Ростех», администрация Краснодарского края и компания «Делимобиль» (сервис доступен в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Грозном, Самаре и Новосибирске, в планах до конца года нарастить количество городов присутствия до пятнадцати, говорят в компании). По заключенному сторонами соглашению КРЭТ развернет сеть зарядных станций «Фора» (не менее десяти) в регионе и будет предоставлять услуги по зарядке электромобилей. «Делимобиль» обеспечит проект автопарком электромобилей. В компании надеются запуститься в Сочи к началу ЧМ по футболу летом 2018 года. «Парк будет состоять из двухместных электрокаров Renault Twizy. В планах поставка тестового объема до 50 автомобилей — дальнейшие решения будем принимать уже исходя из первых результатов проекта. Пока мы намерены использовать авто в курортной зоне: Сочи, Красная Поляна, Адлер, Олимпийский парк. Это территория для запуска пилота — в перспективе она может быть расширена»,— сообщил „Ъ-Кубань" генеральный директор сервиса «Делимобиль» Леонид Сысоев. Он также добавил, что помимо электрокаров в копании намерены организовать и традиционный каршеринг в ЮФО к лету-2018. В перспективе планируется запуск сервиса и в других городах Краснодарского края, каких именно — господин Сысоев не сообщил. Объем инвестиций в развитие каршеринга в Сочи в «Делимобиле» не называют, отмечая, что период окупаемости проекта может составить два — три года и будет зависеть от развития инфраструктуры доступных электрозаправок. По мнению партнера практики «Стратегическая и операционная эффективность» АО «НЭО Центр» Александра Ракши, бюджет стартового проекта может находиться в пределах 40—60 млн рублей. Инвестиционный консультант представителя АО «Финам» в Краснодаре Антон Рязанцев оценил инвестиции в 100—150 млн руб. «Зарядные станции сами по себе не слишком дороги и могут обойтись до 120 тыс. руб. за штуку, не считая установки и подключения. Плюс стоимость подключения к энергосетям, причем для продвижения проекта власти могут потребовать скидки. Самый дорогой элемент, собственно, электромобили — от $20 до $50 тыс. за машину, или 1,5—3 млн руб.»,— приводит данные господин Рязанцев.