Доходные допуслуги
Участники рынка гостиничных услуг в Краснодаре и на черноморском побережье считают, что госрегулирование цен на размещение в период проведения матчей мундиаля никак не скажется на их выручке. По словам Елены Махровой, финансовый результат в отелях Красной Поляны во время ЧМ по футболу прогнозируется чуть выше прошлогоднего. «Намного важней в данной ситуации возможность проинформировать гостей чемпионата мира о возможностях отдыха в наших отелях и будущая возвратность данных гостей»,— говорит представитель курорта «Горки Город». По мнению Михаила Винюкова, государственное сдерживание цен может быть не всегда эффективным. «Очевидно, что чемпионат мира и приток болельщиков позволят гостиницам курорта получить доход выше обычного. Кто-то просто повышает цены на номера, рискуя попасть под санкции Ростуризма и Роспотребнадзора, кто-то меняет ценовую политику на ходу и по ситуации, кто-то оставляет цены на прежнем уровне, но делает платными бывшие ранее бесплатными дополнительные услуги, а кто-то вводит новые допуслуги за дополнительную плату»,— говорит эксперт. По его словам, в среднем за период проведения чемпионата мира по футболу аналитики ООО «Путешествия с Михаилом» прогнозируют рост доходности гостиничного бизнеса от 15% до 25%.
Управляющая отелем Park Inn by Radisson Sochi City Centre Наталья Хастингс констатирует, что к госрегулированию цен во время проведения Олимпиады 2014 года и теперь — на время проведения чемпионата мира по футболу все отельеры были готовы. Но, по словам собеседницы, все они при этом понимают, что чемпионат — это способ получать дополнительных гостей, а следовательно, зарабатывать на них, предоставляя дополнительные услуги. Это обслуживание в ресторанах, сдача в аренду конференц-залов и т. д. «В любом случае не будет недовольных или проигравших в результате того, что государство не позволяет завышать цены на размещение. Кроме того, чемпионат улучшает репутацию гостиниц, которые могут показать себя и качество своего обслуживания. Это игра на будущее, поскольку гостиницы смогут в дальнейшем привлекать к себе все больше гостей»,— говорит отельер. Наталья Хастингс рассказывает, что, если смотреть по показателю удовлетворенности гостей, качество гостиничного обслуживания в Сочи растет. По ее словам, сегодня в списке ожидания гостей не только базовые вещи, которые должны работать в отелях в обычном режиме, но и индивидуальный подход к удовлетворению их потребностей. Более того, гостиницы работают над тем, чтобы «предугадать потребности клиентов». «В первую очередь будет разрабатываться специальное меню для гостей, чтобы они могли не только поесть, но и взять что-то с собой на матчи, на время в дороге из одной точки в другую. В отелях и ресторанах будут проводиться прямые трансляции матчей. Если рестораны работают обычно до полуночи, в этот период времени многие из них будут действовать в круглосуточном режиме. Также гостям предложат дополнительные услуги, например прачечные и все в этом духе»,— говорит госпожа Хастингс.
Есть ли жизнь после мундиаля?
Отельеры Сочи считают, что после проведения чемпионата мира по футболу гостиницы на побережье вернутся к обычному функционированию, благо турпоток растет с каждым годом и работы по размещению российских и зарубежных гостей хватает. На прошедшей накануне встрече министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова и губернатора региона Вениамина Кондратьева глава Кубани сообщил, что ежегодно регион принимает порядка 16 млн туристов. Однако, по мнению Михаила Винюкова, существенного подъема в отрасли, равно как и падения, все же ждать не стоит. «В большей степени на сегодняшний день это связано со сложной экономической обстановкой в стране и финансовыми затруднениями у потенциальных путешественников. Например, мы констатируем, что сократился процент так называемых частых путешественников, которые могли себе позволить устраивать ранее отпуска или кратковременные поездки для отдыха по несколько раз в год. Что касается иностранных туристов, то их процент увеличится, но в конкретном количественном выражении эта цифра будет несущественной»,— считает эксперт.
Елена Махрова также констатирует, что значительных изменений в деятельности отелей Красной Поляны после мундиаля не предвидится. «Данный период можно будет сравнить с периодом после Олимпиады. Из положительных изменений, мы думаем, что появятся новые рабочие места, повысится опыт сотрудников отельной и ресторанной сферы, повысится уровень языковой практики сотрудников, обновится курортная и пляжная инфраструктура»,— говорит госпожа Махрова из «Горки Города».
По словам участников рынка, июль — август — это сезон отпусков, когда будут и туристы, и массовые мероприятия, а с октября Сочи начнет готовиться к новому сезону и крупным соревнованиям, фестивалям и форумам. Определенной части гостиниц, по мнению экспертов, все же будет сложно держаться на плаву. Как отмечает Михаил Винюков, на сегодня только в Сочи на продажу выставлено более 400 отелей и гостиничных комплексов, потому что летний сезонный наплыв не может покрыть расходы на содержание и эксплуатацию их в течение всего года, а крупные мероприятия, по его словам, позволяют бизнесу не расти, а лишь держаться на прежнем уровне. «Гостиничный и весь туристический бизнес нуждается в государственной поддержке и справедливом регулировании стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства»,— подытожил эксперт.