— В 2017 году заводу исполнилось 135 лет. В нашей стране очень немного предприятий со столь продолжительной историей. Как вы думаете, почему завод удалось сделать экономически успешным в новом историческом периоде?
— Да, завод был основан в 1882 году. А я вместе со своей командой начал работать здесь начиная с 2006 года и стал уже двадцатым по счету директором самого старого и известного предприятия республики. Знания и опыт людей, которые вместе со мной пришли на завод, и стали основной поддержкой в его новой жизни. Нам предстояло заново наладить производство и заменить пришедшее в негодность оборудование практически во всех цехах и подразделениях. Ответственность была высока, потому что мы понимали: новая страница жизни предприятия должна была стать достойным продолжением исторической летописи завода. Мы должны были не просто восстановить производство и вернуть предприятию прежнюю славу и почет, но и сделать что-то большее, сделать его еще лучше.
За прошедшие 12 лет завод стал основным производителем пива и напитков в республике, градообразующим предприятием и крупнейшим налогоплательщиком. Достичь этого помог вековой опыт пивоварения и традиции, которые мы взяли на вооружение, а также внедрение лучших современных технологий и оборудования в отрасли. И, конечно же, большое желание всей нашей команды созидать и развивать предприятие. Однако мы понимаем, что рынок сегодня требует гибкости, чутья и быстрой реакции на происходящие изменения, поэтому находимся в постоянном движении, непрерывно повышая качество продукции.
— Еще 10 лет назад рынок бутилированного пива был представлен в основном импортной продукцией — российских производителей на нем было мало. Сейчас конкуренция в России значительно выше. Ощущает ли это на себе ваше предприятие? С кем приходится конкурировать?
— Действительно, десять лет назад нам было нелегко войти на пивной рынок и занять там свою нишу. И сейчас, когда в нашем регионе количество российских производителей пива значительно возросло, удержать свои позиции сложно. Однако именно здоровая конкуренция рождает лучший продукт для потребителя. Вместе с конкуренцией ужесточаются и законодательные ограничения в отрасли. Поэтому стать достойным участником рынка можно только в том случае, если производишь качественный продукт. Сегодня мы предлагаем покупателю пиво на любой кошелек: это и премиальные сорта, и традиционная классика — и все это продукты высокого качества. А славная история, столетние традиции и репутация завода, заслуженная годами труда предыдущих поколений, дают нам особые преимущества в этой конкурентной борьбе.
— Ужесточение законодательства в пивоваренной отрасли наверняка требует новых подходов. Какой стратегии вы сейчас придерживаетесь и увеличиваете ли ассортимент безалкогольной продукции?
— Реализация Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма повлекла за собой ряд законодательных мер, таких как приравнивание пива к алкогольным напиткам и, соответственно, распространение на него всех ограничений, относящихся к спиртосодержащей продукции. Но я уверен, что пиво и крепкий алкоголь — это совершенно разные напитки и к ним нужен разный подход. Значительно ужесточились налоги и увеличились акцизы. В конечном итоге система регулирования и налогообложения пивной отрасли в России оказалась одной из самых жестких в Европе.
Естественно, все эти ограничения привели к тому, что пивоваренная отрасль в последние годы переживает длительный период падения. Следующим ограничивающим законодательным актом стал федеральный закон, лимитирующий производство и оборот алкогольной продукции в пластиковой таре объемом свыше 1,5 л. И это стало очень ощутимым ударом по себестоимости продукта, что в итоге сыграло на руку крепким напиткам, о чем говорят цифры: в первом полугодии 2017 года производство пива превышает аналогичный показатель предыдущего года на 0,8%, а производство категории «водка» выросло за этот же период на 19,4%. То есть экономические и политические условия нашей работы сейчас нельзя назвать благоприятными.
В сложившейся ситуации мы ставим своей задачей поиск качественного сырья по выгодным ценам. Объемы производства не растут, однако за счет цены и качества нам удается удерживать положение на рынке. Что касается безалкогольной продукции, то три года назад мы возобновили производство кваса. При этом изначально целью был выпуск на рынок натурального напитка живого брожения. И я считаю важным, что люди, покупая такой продукт, привыкают употреблять продукцию, полезную для здоровья. Чтобы популяризовать это, мы ежегодно проводим общегородской праздник — День кваса и лимонада, в стиле русской ярмарки, с конкурсами, мастер-классами по народному творчеству и бесплатным угощением квасом и окрошкой. В декабре 2017 года с конвейеров сошел новый вид безалкогольной продукции — мохито, в ближайших планах — розлив элитной минеральной воды.