БИЗНЕС
РАСПРАВЛЯЕТ
КРЫЛЬЯ

БИЗНЕС
РАСПРАВЛЯЕТ
КРЫЛЬЯ

Как предприниматели Краснодарского края восстанавливают свое дело после карантинного года

Минувший год, ознаменовавшийся пандемией коронавируса и связанного с ней локдауна, стал для многих малых и средних предпринимателей Кубани и страны в целом поворотным. Остановки производства, спад спроса, снижение выручки — все это большинство бизнесменов испытали на себе, порой ставя на чашу весов дальнейшую борьбу за выживание или капитуляцию в условиях форс-мажора. На, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло — многие субъекты МСП, благодаря государственной поддержке и помощи банковского сектора, смогли не только остаться на плаву, но и выйти на новый уровень, адаптировавшись к свалившимся, как снег на голову, реалиям. В преддверии Дня предпринимателя мы расскажем несколько историй о том, как кубанские бизнесмены пережили «ковидный» год и остались полными сил для дальнейших свершений.
Держи риски в голове
Михаил Слепичев
Руководитель компании ООО «ТМ»
Руководитель краснодарской компании, занимающейся дистрибуцией бытовой техники, ООО «ТМ» Михаил Слепичев с началом карантина, объявленного региональными властями в апреле прошлого года, столкнулся, в первую очередь, с проблемой, когда сотрудники фирмы не смогли выходить на работу. Дальше больше — компания не могла отгружать товар, покупатели не могли совершать покупки, выручка стремительно стала падать. За эти месяцы локдауна бизнес Михаила просто выпал из торгового оборота.
«Наша компания продает кулеры для воды под собственными торговыми брендами: SMixx, VIVA, GLACIAL и ELECTROTEMP. Технику мы заказываем на заводах в Китае, разрабатываем собственный дизайн и привозим на центральный склад в Краснодаре, откуда продаем их уже по всей России. Мы постоянно кредитуемся, а наши складские площади находятся под арендой, при этом людям необходимо платить зарплату и так далее. В карантин торговой выручки не стало, а платежи и обязанности перед сотрудниками остались. В этот период у нас всерьез начали опускаться руки», — рассказывает предприниматель. Но выход нашелся: компанию успешно прокредитовал Сбербанк.
Он под достаточно низкую ставку выдал бизнесу Михаила кредит на необходимую сумму, и это серьезно поддержало фирму. «Дело в том, что у нас достаточно растянутый цикл закупки.
По факту мы начинаем платить китайским заводам, когда товар еще не произведен. То есть часть средств мы авансируем, затем на протяжении месяца-полутора они производят товар, потом мы его оплачиваем, больше месяца он плывет до России, какое-то время проходит таможенную очистку и только после этого попадает на склад, где также происходит определенный цикл продажи, прежде чем возвращаются деньги. Для того чтобы пройти этот цикл, нам необходимо кредитование, и Сбербанк нам в этом достаточно успешно помогает», — говорит Михаил Слепичев.
После окончания всех карантинных ограничений торговля в компании наладилась, и она уже была к этому готова, в первую очередь, потому что имелся товар на реализацию. Конечно, пришлось делать какие-то скидки и сервисы для клиентов, чтобы догнать упущенный оборот и время, но за минувшее лето (а лето основное время продаж фирмы) удалось восстановить выручку и достаточно успешно войти в 2021 год.
Для того чтобы пройти длительный финансовый цикл, нам необходимо кредитование, и Сбербанк нам в этом достаточно успешно помогает"
Кризис сменился чудом
Виктор Михалевич
Руководитель компании ООО «Австрийское пиво»
Карантин чуть было не сыграл злую шутку с бизнесом Виктора Михалевича, занимающегося пивоварением. Почти месяц сотрудники его ООО «Австрийское пиво» не могли получить пропуска, чтобы добраться к месту работы, поскольку большая их часть живет на территории Краснодара, а производство находится в Адыгее.
Еще одной проблемой стало закрытие магазинов и пивных точек, поэтому часть бизнеса вынуждена была уйти с рынка. В первый месяц действия ограничительных мер падение выручки предприятия составило порядка 40%. Предприниматель близился к тупику, когда на выручку пришел банковский сектор.
«Мы работаем в такой отрасли, которая не пользуется льготами от государства, хотя падение выручки произошло по всем отраслям. И тут нам серьезно помог Сбербанк, который реструктурировал три кредита, несмотря на то, что мы просили помощь всего по одному, однако банк пошел нам на встречу. Это, конечно, была огромная поддержка», — рассказывает Виктор. Таким образом, «Австрийское пиво» смогло всеми правдами и неправдами пережить прошлый год, а в этом году бизнес начал постепенно выходить из кризиса.
А в апреле случилось настоящее чудо — компании удалось запустить новый вид продукции, который «выстрелил» на пивном рынке, и всего за четыре недели фирме удалось увеличить объемы производства хмельного напитка в 2,5−3 раза. Свою роль сыграло и «сарафанное радио» — на компанию стали выходить Питер, Подмосковье, Подольск, Уфа, Волгоград, Самара и ряд других городов, куда уже начались отгрузки. Виктор Михалевич рассчитывает закончить этот год не то, чтобы без финансовых потерь, но и с существенной выручкой.
Прибыльное хобби
Галина Смирнова
Руководитель компании ООО «Гранит»
Мебельный бизнес Галины Смирновой сама бизнесвумен называет с иронией пенсионным хобби. Ее ООО «Гранит» существует уже более 14 лет и может похвастаться изготовлением мебели для резиденции известных бизнесменов и политиков. Корпоративные клиенты фирмы — компании «Мегафон», МТС, «Ростелеком», «Магнит» и другие.
«Мой муж военный в отставке, и я всегда была рядом с ним, а когда он вышел на пенсию, мы решили заняться производством мебели. Это офисная и гостиничная мебель, мебель для ресторанов и баров, мебель для дома, коммерческая мебель и т. д. В кризис нам, конечно, очень помог Сбербанк, хоть я и стараюсь не прибегать к кредитам.
Но так как мы работаем с отсрочкой платежа и были некоторые перебои в работе, Сбербанк выручил нас, выдав три кредита, которые помогли нам продолжать рабочий процесс. В Сбербанке у нас открыт спецсчет, поэтому сотрудничество между нами очень теплое, и когда мы к ним обращаемся, нам всегда помогают", — рассказывает Галина Смирнова.
Проблемы, безусловно, существуют и сейчас, поскольку еще с прошлого года началась нехватка ЛДСП в стране, а в начале этого года стали расти цены на прочие комплектующие. Однако мебельный бизнес Галины держится на плаву и не только не уменьшил количество работников в кризис, но и увеличил число сотрудников.
В Сбербанке у нас открыт спецсчет, поэтому сотрудничество между нами очень теплое, и когда мы к ним обращаемся, нам всегда помогают", — рассказывает Галина Смирнова.
На страже интересов бизнеса
Таким образом, банковский сектор стал гарантом того, что малый бизнес выстоял перед стихийными обстоятельствами и продолжил дальнейшее развитие в плюс. Безусловно, многое зависит и от самих бизнесменов, их предпринимательской жилки и способности справляться с теми или иными трудностями. А кредитование — это удобный инструмент в руках умелого дельца, способного грамотно распорядиться заемными средствами во благо своего дела. Банки, в свою очередь, протягивают руку помощи таким клиентам.

Татьяна Сергиенко

Управляющий Сбербанка
по Краснодарскому краю и республике Адыгея
«Сбербанк — основной партнер и кредитор бизнеса на Кубани. Каждое третье предприятие, действующее на территории края, обслуживается в нашем банке. На Сбер приходится свыше 70% объема программ поддержки бизнеса. Банк поддерживает в кредитовании, онлайн-консультациях и расчетах. С начала действия программы кредитования с господдержкой со ставкой 2% годовых мы выдали бизнесу 14,5 тыс. кредитов на 19,8 млрд рублей. Почти все эти кредиты были списаны. За первое полугодие 2020 года банк реструктурировал для предприятий малого бизнеса 4 тыс. кредитов на 8,7 млрд рублей. На смену льготному кредитованию под 2% пришла новая программа — льготный кредит под 3% годовых. Она действует с апреля 2021 года, и по ней Сбер уже выдает малому, среднему и крупному бизнесу льготные займы», — отметила управляющий Сбербанка по Краснодарскому краю и республике Адыгея Татьяна Сергиенко.
По словам госпожи Сергиенко, банк уделяет особое внимание развитию клиентских путей предпринимателей, чтобы больше времени можно было посвящать развитию бизнеса, а не операционной деятельности. — Один из инструментов, которые уже оценили наши клиенты — это мобильный банк «Сбер Бизнес Онлайн». В приложении можно оформить заявку на кредит и получить одобрение, подключить инкассацию, кредитную бизнес-карту (беспроцентный период в Сбере составляет 100 дней), даже зарегистрировать юрлицо и открыть счет можно онлайн, — прокомментировала управляющий.

За последнее время кредитная организация стала еще привлекательнее для клиентов, поэтому портфель привлеченных средств юридических лиц вырос на 50% и составил 115 млрд руб. В качестве финансового партнера новыми клиентами Сбербанка за год стали 30 тыс. предприятий.
Сбер уделяет особое внимание развитию клиентских путей предпринимателей, чтобы больше времени можно было посвящать развитию бизнеса, а не операционной деятельности"