— В последнее время много говорится о развитии GR-функции, то есть взаимодействии банков с государством, в вашем случае — с региональными властями. Как развивается это сотрудничество?
— У нас в банке есть такой девиз: «Развивая себя, развиваем страну». Мы сейчас анализируем, как мы можем помочь главам субъектов РФ в достижении стратегических целей.
Многие наши совместные проекты с властью уже много лет начинаются со слова «Безналичный». На Кубани это «Безналичные станицы» — банк установил более 4 800 платёжных терминалов. В ряде регионов запущен «Безналичный транспорт», благодаря которому пассажирам доступна бесконтактная оплата — картой, смартфоном, «умными» часами, в общем, любым гаджетом с поддержкой NFC. Ежемесячно совершается более 1 млн транзакций. В среднесрочной перспективе безналичный транспорт появится во всех городах Юга России: уже сейчас у нас подключено к безналичной оплате восемь городов с общим населением 3,7 млн человек. С прошлого года мы реализуем амбициозный проект «Безналичный Дагестан». Результаты хорошие: в 1,6 раза вырос объём безналичного торгового оборота, в 1,5 раза — объём безналичных платежей ЖКХ, в 3 раза — платежей за образовательные услуги. Этот опыт мы тиражируем на все восемь республик региона в рамках программы «Безналичные республики».
Не менее важная задача — привлечение в регион инвестиций, что даёт очевидный для всех экономический эффект: новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в бюджет. Для эффективного анализа инвестпроектов мы создаём с правительствами регионов проектные офисы. Такой офис уже создан в Дагестане, достигнута договорённость в Ставропольском крае, Северной Осетии-Алании, Калмыкии.
И я хочу подчеркнуть, что во взаимодействии с субъектами РФ мы сейчас переходим от отдельных элементов к «конструктору решений», отталкиваясь от стратегии развития региона и его потребностей. В ноябре у меня состоялись встречи с руководителями Ставропольского края и Республики Калмыкия. И разговор шёл не только и не столько о классических банковских продуктах, сколько о цифровых решениях. Говорили об облачных технологиях — сегодня регионам не обязательно строить дорогостоящие Центры обработки данных (ЦОДы), можно подключиться к облачному суперкомпьютеру, который построила наша дочерняя компания SberCloud, он 29-й в мире по производительности. Говорили о медицине — у нас есть разработка в сфере искусственного интеллекта, которая диагностирует инсульт не хуже опытных врачей, есть технологии автоматического перевода речи в текст, когда врач наговаривает диагноз во время осмотра и информация сразу переносится в протокол. Есть обучающая платформа, которая для каждого ученика подбирает оптимальный именно для него план обучения. Есть система безналичной оплаты питания в школах, когда родители в личном кабинете видят, чем питался их ребёнок. Есть биометрические системы для обеспечения безопасности на транспорте, которые помогают ловить преступников. Есть системы улучшения качества городской среды, анализа и управления работой городских служб, «умные» остановки и опоры, так называемый «монитор мэра», который уже реализован в Калуге. Одним словом, у Сбербанка, наших дочерних компаний и партнёров огромная цифровая повестка, которую мы готовы реализовывать вместе с регионами.
— Вы говорите об экосистеме сервисов для ускоренной цифровизации регионов. А как эта экосистема работает для предпринимателя, какую пользу приносит?
— Идея проста: не оказывать услугу, а решать проблему. Могу проиллюстрировать на примере покупки жилья. Человеку не нужна ипотека сама по себе. Ему квартира нужна. И банк должен помочь ему её получить. Для этого задача приобретения жилья разбивается на несколько подзадач: выбрать квартиру, проверить, всё ли в порядке по документам, оценить её реальную стоимость, найти деньги, безопасно осуществить сделку, зарегистрировать жильё, застраховать его, отремонтировать и так далее. Раньше банк обеспечивал только ипотеку — сейчас эти и другие услуги доступны на портале DomClick.ru в комплексе.
То же самое у предпринимателя. Ему не кредит и расчётный счёт нужны, а чтобы бизнес развивался. У бизнес-успеха сотни составляющих, и мы многие можем взять на себя — либо сами, либо с помощью наших дочерних компаний и партнёров. Мы свою миссию видим в том, чтобы избавить бизнесмена от рутины, от того, что отнимает время, а ценности, в том числе экономической, да и просто элементарной человеческой радости — не приносит. Предприниматель должен думать о том, как доставить радость своим клиентам и заработать деньги, а не о том, как вести бухгалтерию. И в этом смысле у каждого предпринимателя уже не первый год есть экосистема Сбербанка в кармане — в приложении «Сбербанк Бизнес Онлайн». Там уже десятки прикладных сервисов — аутсорсинг бухучёта, отчётность в госорганы, кадровое делопроизводство и прочее.
Если говорить об экосистеме для юридических лиц, то это могут быть и сервисы, которые не имеют прямого отношения к банкингу, но при этом повышают эффективность ведения бизнеса наших клиентов. Например, одна из дочерних компаний Сбербанка — Segmento — занимается таргетированной рекламой в интернете. У нас в ЮФО и СКФО уже более 20 таких проектов реализовано для застройщиков, медицинских центров и аптек.
Или совсем неожиданное — ветеринарная телемедицина. Как это связано со Сбербанком? На первый взгляд, никак, но это нужно нашим клиентам. В ЮФО и СКФО очень развито животноводство, и многие фермерские хозяйства находятся далеко от ветеринарных клиник. По интернету специалист может проконсультировать фермеров по здоровью крупного и мелкого рогатого скота. У нас есть дочерняя компания DocDoc, которая занимается телемедициной и сейчас прорабатывает такую услугу.
Действует в банке Корпоративный университет. Его основная задача — повышение квалификации сотрудников банка, но реализуются и партнёрские программы, по которым обучается персонал наших корпоративных клиентов. Ещё одна наша дочерняя компания «СберРешения» — лидер на рынке финансового, юридического, бухгалтерского аутсорсинга. Дочерняя компания ТОТ делает аналитические отчёты для торговых центров — в них есть данные по удовлетворённости клиентов, продажам в разрезе товаров, услуг, брендов, анализ трафика, динамика выручки и среднего чека, покупок и визитов, портрет посетителя ТЦ и так далее.