Бизнес на плаву
Почем мотор брал?
У Константина по акции?
Как житель Кубани создал успешную компанию по продаже лодочных моторов
Вы когда-нибудь задумывались о том, как и почему люди становятся бизнесменами? История жителя Приморск-Ахтарска Константина Пашкова – о том, что иногда не человек ищет выгодное дело, а оно само его находит. И в этом случае очень важно не упустить возможности, которые сами «плывут» в руки. Константину удалось построить стабильно работающий и генерирующий прибыль бизнес в очень непростой сфере – продаже и обслуживании лодочных моторов. И сделать это не в большом городе, а там, где он живет. На пике годовой оборот бизнеса достигал 64 млн руб., что является отличным показателем для малого предпринимательства. Как и все, Константин столкнулся с последствиями падения курса рубля, однако сумел выстоять и удержать свою компанию на плаву.
С Константином удалось познакомиться на организованном Сбербанком форуме «Свое дело». Предприниматель не побоялся выйти на сцену и выставить свою бизнес-модель на суд экспертов. Такие «разборы полетов» — отличительная черта мероприятия, которое проходит во многих городах России. Его участники — представители малого бизнеса и признанные в своем деле эксперты, которые не понаслышке знают, как придать «второе дыхание» практически любой компании. Где бы ни проходил форум «Свое дело», это всегда активное обсуждение, нетворкинг и обмен знаниями.
Если честно, до последнего не ждал, что меня позовут на сцену. Конечно, не так просто было предстать перед такой большой аудиторией, но теперь понимаю, что это был полезный опыт. Огромное спасибо Сбербанку за такую возможность. И, конечно, за его сервисы для бизнеса, которыми я, как, наверное, и многие другие, активно пользуюсь»
Константин Пашков об участии в форуме «Свое дело» и сотрудничестве со Сбербанком
Как все началось
«Дед у меня рыбак. Они вместе с бабушкой жили в хуторе Садки Приморск-Ахтарского района. Дед был бригадиром рыболовецкой бригады. Когда я приезжал к нему в детстве на каникулы, помогал ставить сети», — рассказывает Константин.

Благодаря этому он и научился обращаться с лодками. Потом были 90-е годы. Это сейчас любой, даже редкий товар, можно добыть в считанные дни, а в «лихие» никто толком не знал, откуда, например, привезти нужный лодочный мотор. Именно с такой просьбой, как к знающему человеку, к Константину обратились знакомые: «Найди моторы помощнее, привези». «Тогда мощных лодочных моторов (по 40−50, 200 лошадиных сил) в стране было мало.

Начал искать, выходить на официальных представителей иностранных брендов. В итоге нашел, несколько штук поставили на лодки», — говорит предприниматель. Естественно, в тот момент никакой торговой точки, как и компании, у Константина еще не было. Но быстро зародилась мысль ее создать. В начале 2000-х годов в Россию пришел крупный производитель лодочных моторов из США — компания Mercury. Она искала предприятия, которые могли бы стать ее официальными дилерами в стране. Тех, кто хорошо в них разбирается.

К тому моменту у Константина уже был необходимый технический персонал, который занимался обслуживанием лодочных моторов. Представители Mercury посмотрели, как они работают, и поняли, что нашли тех, кого нужно. Так компания «Акватория Юга» стала официальным дилером Mercury в России, и это стало точкой отсчета для роста бизнеса.

Евгений Титов
Председатель Юго-Западного банка Сбербанка
«Для банка важно рассказывать малому бизнесу, нашим клиентам, о правильных бизнес-моделях. Будь это начинающий предприниматель или уже действующий, который хочет сделать бизнес более эффективным. Безусловно, финансовая поддержка очень важна, однако Сбербанк — это еще и центр компетенций, мы хотим делиться своими обширными знаниями, чтобы помогать бизнесу двигаться дальше. Для этого у нас очень много ресурсов. Это и форум „Свое дело“, который в этом году впервые прошел в Краснодаре. И платформа „Деловая среда“, на которой размещено много полезных для предпринимателей материалов. И многое другое. С одной стороны, мы следуем за идеями наших клиентов, а с другой — создаем среду для появления новых перспективных идей, которые сможем вместе реализовать».

Своя ниша
В бизнесе «Акватории Юга» три основных направления: продажа лодочных моторов, их обслуживание и торговля расходными материалами и аксессуарами. Средний чек, конечно же, выше в продаже моторов (десятки тысяч рублей) и в сервисе (2−3 тыс. руб.). Однако со временем приносить хороший доход стала и торговля аксессуарами.

В связи с этим в 2002 году Константин решил открыть вторую торговую точку в Краснодаре, которая как раз и специализируется на продаже «мелочевки» для лодок и рыбалки. Первый магазин предприниматель построил у себя в Приморск-Ахтарске, чтобы быть максимально близко к воде, а значит, и к своему рынку.
«Основная аудитория — это рыбаки. Мужчины, которые любят активный отдых. Но есть и женщины, в основном рыбачки. С азовского побережья покупают круглый год, черноморцы в основном летом. Приезжают к нам и с кубанских плавней, и с Дона, и с Астрахани», — описывает Константин.
Что принципиально важно во всем этом: у Константина в штате всего семь человек, и каждый из них прекрасно знает свое дело. Тот, кто продает и ремонтирует моторы, должен знать, как они устроены. Именно поэтому в век интернет-магазинов многие люди до сих пор хотят приходить в торговые точки за консультацией. «Для нас важно быть центром компетенций для наших клиентов, чтобы они понимали, что мы действительно знаем свое дело. Наши механики постоянно ездят на обучение, смотрят вебинары, предоставленные нашими партнерами — начиная с 2014 года мы работаем не только с Mercury, но и с Suzuki. Моторы сейчас умные, поэтому у нас даже есть возможность проведения удаленной диагностики. В своей сфере мы без преувеличения закрываем все потребности клиента», — уверен бизнесмен.
Бизнес в цифрах
6 000
семей в Приморско-Ахтарске имеют моторную лодку
300 000
рублей стоит открыть магазин по продаже запчастей для лодок.

3-4
млн руб. потребуется на закупку оборудования и товаров для магазина
Кризис
2014-й и последующие годы стали непростыми для многих российских бизнесменов, ориентированных на продажу импортной продукции. Рубль вдвое подешевел и то, что раньше стоило тысячу рублей, стало стоить две. Поскольку Mercury — западный производитель, Константин в полной мере ощутил на себе курсовую разницу. Резкое подорожание продукции, падение доходов населения — все это сразу же сказалось на доходах фирмы. С 2014 года и по настоящее время средний годовой оборот компании составляет уже не 60, а 30 млн руб.
«Во-первых, хочу более осознанно подойти к планированию. Не плыть по течению, а четко видеть цели и просчитывать шаги, необходимые для их достижения. Кроме того, нужно повышать эффективность бизнеса. Недавно ввел в магазине штрихкодирование, теперь хочу попробовать работать с «1С: предприятие 8», — делится планами предприниматель.
«Сейчас лодки с моторами мощностью до 10 л.с. при регистрации не облагаются налогом. Так что мы стали больше работать с этим сегментом, чем раньше. В данный момент средний сегмент моторов практически не покупают. Есть спрос на двигатели до 10 „лошадей“ — для тех, кто занимается этим для души. И на двигатели мощностью от 150 л.с. и выше — такие берут профессионалы, например, те, кто занимается промышленным ловом рыбы», — объяснил бизнесмен.
В тот непростой момент помогло и давнее сотрудничество со Сбербанком. «Брал там ипотеку, открывал кредитную линию, чтобы не отвлекать средства из оборота. Никогда никаких проблем не было. Всегда все четко объяснят и помогут», - говорит Константин.
Что дальше
Сейчас уже можно уверенно говорить, что Константину удалось сохранить свой бизнес прибыльным даже несмотря на сокращение рынка и другие негативные факторы. Однако любой бизнесмен — человек амбициозный. Сегодня он ставит себе задачу выйти на прежний оборот 60 млн руб. в год или даже превзойти его. Однако отдает себе отчет в том, что для этого придется что-то менять в своей бизнес-модели.

Сейчас Константин активно развивает интернет-магазин, однако понимает, что это хороший канал продаж, но не самая сильная его сторона. В конце концов, через интернет может продавать кто угодно и что угодно. Сила «Акватории Юга» в ее специалистах. «Когда клиент приходит в магазин и видит моторы, у него глаза загораются, он хочет этим заниматься. Поэтому попутно с созданием интернет-магазина будем расширять и реальный ассортимент, чтобы стимулировать продажи», — говорит Константин.

В целом на будущее компании Константин Пашков смотрит оптимистично. Без этого, впрочем, бизнесом лучше вообще не заниматься. Он понимает, что у «Акватории Юга» есть и сильные и слабые стороны. Поэтому задача не из простых: найти новых платежеспособных клиентов, но при этом не потерять то, что есть при масштабировании. Расширять свою сегментацию, но не «утонуть» в условиях высокой конкуренции.
Доля малого бизнеса от общего количества клиентов Сбербанка в Краснодарском крае сегодня составляет порядка 80%. При этом, если в среднем по России «срок жизни» малого предприятия составляет около трех лет, то на Кубани малый бизнес в среднем существует 4,5 года
Что эксперты думают о бизнесе Константина
Игорь Манн
известный российский маркетолог, автор бестселлеров
о маркетинге и личном развитии
«Работать на сжимающемся рынке, в условиях, на которые ты не можешь повлиять — это очень трудно. Интерес к лодкам и к катерам в России падает, так как становится сложно получить разрешение и выйти на воду. Как быть в этой ситуации? Нужно искать новую бизнес-модель. Возможно, начать работать не только с западными, но и с российскими и азиатскими поставщиками, чья продукция дешевле, и ее можно будет легче продать. Но самое главное, что бы я посоветовал — начните продавать людям стиль жизни. Уверен, что есть много состоятельных людей, которые могли бы пополнить ряды ваших клиентов, если их заинтересовать этим хобби».
Вадим Дозорцев
основатель и совладелец консалтинговой компании Berner&Stafford, основатель проекта Customer Journey Club
«Мне кажется, для компании сейчас очень важно узнать своего клиента также хорошо, как ее сотрудники знают свой продукт. А они его знают прекрасно, это видно. Если вы с таким же основательным подходом будете подбирать своего клиента, то может открыться немало интересных дверей. Когда экономика в нашей стране вновь начнет расти, уверен, что и ваш бизнес сможет вернуть себе былые доходы, потому что вы очень хорошо разбираетесь в своем деле».
Михаил Смолянов
основатель сервиса финансового учета «Финолог»
«Из всех компаний, чей бизнес мы разбирали на недавних форумах „Свое дело“, у „Акватории Юга“ самый лучший показатель по выручке на одного сотрудника. 30 млн руб. на семь человек — это очень хорошо. Это действительно эффективный бизнес. Сейчас вам важно понять, как это у вас получается. Может, это из-за того, что у вас классные специалисты, или вы сами качественно управляете всеми процессами. В любом случае важно это не растерять при масштабировании бизнеса».
Алексей Иванов
партнер по обучению «Яндекс», генеральный директор агентства ISEE Marketing
«Когда заходишь на сайт компании, то ничего не говорит о том, что в ней работают увлеченные своим делом люди. Это тот случай, когда сделали большой и сложный сайт, но не наполнили его правильной информацией. Я бы не советовал идти в направлении продаж через интернет, поскольку со временем конкуренция в этой сфере может сложиться не в вашу пользу. Константину лучше сосредоточиться на своем регионе и позиционироваться иначе: говорить, что покупать в магазине сложное оборудование — это неправильно. Лучше покупать у живых людей, которые все подскажут и помогут выбрать».