Дешево и экологично
Почему аграриям предлагают перевести свою технику с дизеля на метан





Виталий Брижань
Директор Южного филиала компании «Газпром газомоторное топливо»
Перевод сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, которое существенно дешевле традиционного, призван снизить себестоимость сельхозпродукции. Об этом неоднократно заявляли как сами газовики, так и представители властных структур. По мнению экспертов, перевод транспорта на газ окупается менее чем через год, а экономический эффект от этого более чем существенный. И это не говоря уже об экологии — метан не загрязняет воздух так, как бензин или дизельное топливо. Краснодарский край является одним из флагманских регионов, который реализует различные программы по переводу техники аграриев на природный газ. О перспективах внедрения газомоторного топлива в сельское хозяйство Кубани и других регионов России «ЭР» рассказал директор Южного филиала компании «Газпром газомоторное топливо» Виталий Брижань.

— В чем заключается преимущество для сельхозпроизводителей в переводе используемой ими техники на газомоторное топливо?
— Сегодня затраты на топливо составляют большую часть в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции, в связи с чем их снижение становится приоритетным вопросом для сельхозпроизводителей. Основное преимущество использования природного газа (метана) в качестве моторного топлива для техники сельхозпроизводителей — его низкая цена. Стоимость одного кубометра метана в среднем по России составляет 14 рублей. По расходу 1 кубометр метана эквивалентен одному литру бензина. Помимо доступной цены, большое значение имеет экологический аспект перехода на природный газ. Благодаря чистому составу метана при его использовании на транспорте выбросы вредных веществ в окружающую среду сокращаются до 80 %, а за счет полного сгорания метана в двигателе, срок службы техники увеличивается в полтора раза.

— В чем же сложность перевода техники сельхозпредприятий на газ?
— Техника, эксплуатируемая в сельском хозяйстве, имеет свою специфику. Для данного сегмента транспорта, учитывая его работу на локальных участках (в полях, на отдаленных от стационарных АГНКС территориях), необходима заправка в шаговой доступности. Решением проблемы может стать использование передвижных автогазозаправщиков. В Краснодарском крае совместно с КФХ «Барсук» начата реализация пилотного проекта по обеспечению техники сельхозпредприятия природным газом. На территории предприятия построена площадка под передвижной автогазозаправщик (ПАГЗ), который будет обеспечивать заправку природным газом технику и сельхозпредприятия. В ближайших планах хозяйства — расширение автопарка до 20 единиц метановой техники. В перспективе ПАГЗ может быть заменен блоком компримирования природного газа.

— Какова приблизительная стоимость перевода единицы техники на газ? Существует ли примерный срок его окупаемости?
— Рассчитаем стоимость переоборудования техники на природный газ на примере коммерческого автомобиля «Газель». Цена за установку газового оборудования на автомобиль «Газель» составляет порядка 133 тысяч рублей. При среднесуточном пробеге в 120 км и среднем расходе топлива 11 литров на 100 км пути, экономия от использования природного газа в качестве моторного топлива составит 135 780 рублей в год. При таких условиях оборудование окупится менее чем за год.

— В Краснодарском крае уже существует опыт перевода техники на газ при участии «Газпрома». Существует ли программа поэтапного перевода все большего количества техники сельскохозяйственной отрасли региона на газ?
— Благодаря выделению государственных субсидий на закупку техники на метане у потребителей есть возможность приобрести технику для использования в сельском хозяйстве со значительной скидкой. Например, скидка на тракторы российского производства составляет 245 – 315 тысяч рублей, а скидка на грузовую технику до 11 тонн — 1,5 млн рублей. Кроме этого, ведется работа по разработке совместных программ с «Россельхозбанком» по приобретению и переоборудованию сельскохозяйственной техники, в том числе: кредит на переоборудование сельскохозяйственной техники, кредит на покупку газомоторной техники, кредит на покупку передвижных автомобильных газозаправщиков, строительство площадки для размещения ПАГЗ и другое.
Для комфортного перехода на природный газ компания «Газпром газомоторное топливо» разработала специальные программы для коммерческого и частного транспорта. В их рамках можно установить газовое оборудование на условиях аренды или воспользоваться краткосрочным целевым займом на приобретение газового оборудования. Реализация этих программ позволяет владельцам техники возмещать часть затрат на переоборудование транспорта.
«Благодаря выделению государственных субсидий на закупку техники на метане, у потребителей есть возможность приобрести технику для использования в сельском хозяйстве со значительной скидкой».
— Какие вы можете привести успешные примеры строительства заправочных станций для сельхозтехники на Кубани? Существует ли аналогичный опыт в других регионах России?
— Помимо проекта, реализуемого совместно с КФХ «Барсук», успешным примером использования метана на транспорте сельскохозяйственного предприятия является опыт СПК «Казьминский» в Ставропольском крае. Предприятие эксплуатирует 113 единиц газомоторной техники. Для обеспечения парка техники метаном рядом с предприятием построена высокоэффективная автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) «Газпром», проектной мощностью 2,9 млн кубометров природного газа в год. Использование метана в качестве топлива позволило сэкономить предприятию свыше 3 млн рублей за полгода.
Крупнейший экспортер зерна — компания «Гленкор» также проявила интерес к использованию природного газа в качестве моторного топлива. «Гленкор» рассматривает возможность переоборудования имеющегося парка техники и закупки новой, а компания «Газпром газомоторное топливо» ведет работу по созданию газозаправочной инфраструктуры в районе конечных пунктов маршрутов перевозчиков — морских портов. В 2019 году запланировано завершение строительства новой станции в Новороссийске, а в Темрюке ведется подбор земельного участка под строительство АГНКС.

— Какую помощь должны оказать региональные власти для обеспечения сельскохозяйственного транспорта газомоторным топливом? И что необходимо от сельхозпредприятий, чтобы им стало доступно газомоторное топливо?
— Вопрос размещения объектов газозаправочной инфраструктуры в первую очередь зависит от наличия достаточного количества потребителей. В связи с чем при наличии подтвержденных планов по переводу техники на метан со стороны сельскохозяйственных производителей компания готова рассмотреть возможность размещения на территории предприятия передвижного автогазозаправщика.
Региональные власти, в свою очередь, должны создать условия, при которых перевод сельскохозяйственной техники на метан будет наиболее выгоден для представителей агробизнеса. В частности это обнуление или частичное снижение ставки транспортного налога для транспортных средств на газу. Указанная мера поддержки действует в 19 субъектах Российской Федерации. Еще одна мера поддержки — выделение субсидий из бюджета на софинансирование переоборудования транспорта частных компаний на газомоторное топливо. Указанный механизм разработан и успешно реализуется на территории Сахалинской области и Республики Татарстан.

— Существуют ли перспективы у Краснодарского края по развитию сети газозаправочных станций?
— По итогам 2017 года Краснодарский край является лидером среди южных регионов России по объему реализации природного газа в качестве моторного топлива (45 млн кубометров), далее — Ставропольский край (37,3 млн кубометров), Ростовская область (33,4 млн кубометров). Помимо этого Краснодарский край — один из ведущих регионов России по развитию агропромышленного комплекса. Компания «Газпром газомоторное топливо» видит высокий потенциал для увеличения реализации природного газа путем привлечения в качестве потребителя техники сельхозпредприятий. На данный момент в сельскохозяйственных регионах Юга России действуют 46 газозаправочных станций «Газпром»: в Краснодарском крае — 14 АГНКС, в Ростовской области — 11 АГНКС, в Ставропольском крае — 14 АГНКС, в Волгоградской области — 6 АГНКС, в Астраханской области — 1 АГНКС. До 2021 года сеть АГНКС «Газпром» в сельскохозяйственных регионах юга увеличится еще на 20 газозаправочных объектов.
Отмечу, что 2 августа 2018 года между администрацией Краснодарского края и «Газпром газомоторное топливо» была актуализирована и подписана дорожная карта по развитию сети газомоторной инфраструктуры и использованию природного газа в качестве моторного топлива в регионе на период 2018 – 2021 годов. Указанный документ предусматривает ввод в эксплуатацию трех АГНКС до конца 2020 года, а также поиск земельных участков под размещение 12 перспективных объектов.
Made on
Tilda