Карьера требует обучения
Как развивается бизнес-образование в Краснодаре
Бизнес-образование в России находится на стадии формирования, считают эксперты. Выход отечественного предпринимательства на цивилизованный уровень побуждает бизнесменов, управленцев и менеджеров принимать международные правила игры и соответствовать общепризнанным стандартам. Одним из таких пропусков в мир международного бизнеса является сертификат MBA (магистр делового администрирования). К степени MBA тянутся мелкие предприниматели, чтобы набраться навыков и развить собственный бизнес, а менеджеры среднего звена мечтают получить сертификат, чтобы продвинуться по карьерной лестнице и сменить региональный офис на столичный.

Сегодня получить сертификат магистра делового администрирования можно как минимум в трех учебных заведениях Краснодара. Преподавание по программе MBA осуществляется в Высшей школе международного бизнеса Южного института менеджмента (ВШМБ ЮИМ), в Институте современных технологии и экономики (ИСТЭк). Также можно пройти курс повышения квалификации Mini МВА в краснодарском Центре развития бизнеса. Помимо этого пройти курсы актуального бизнес-образования предлагают множество негосударственных учебных заведений, работающих по удаленному принципу, а также бизнес-тренеры, проводящие в кубанской столице тренинги успешного предпринимательства.

Тренд на практичность и непрерывность
Основным трендом в бизнес-образовании сегодня является принцип его непрерывности, считает директор факультета Высшей школы международного бизнеса Южного института менеджмента Сергей Лашко. А сертификат MBA, по его словам, обеспечивает выпускнику учебного заведения карьерный рост и способствует созданию собственного бизнеса. Считается, что с сертификатом MBA проще получить большую должность на государственной службе, возглавить коммерческое предприятие, развить свой бизнес до конкурентоспособного состояния. «Программа MBA — это высшая ступень образования для бизнеса и предпринимателей. Для преподавания по данной системе мы привлекаем кандидатов в доктора, но только тех, которые в обязательном порядке имеют опыт практической работы. Если я, к примеру, веду глобальный маркетинг, то я имею опыт консультирования крупных российских и зарубежных фирм, опыт приватизации предприятий, их реорганизации и выводе за рубеж. При этом я имел дело с губернаторами и их социально-экономическими программами, участвовал в создании первых банков, страховых фирм и негосударственных страховых фондов. Только имея такой багаж за спиной я имею право преподавать на ниве бизнес-образования»,— рассказывает господин Лашко.
По словам опрошенных экспертов, основная проблема обучения будущих предпринимателей в России — засилье теории в ущерб практике. Так, к примеру, как отмечает Сергей Лашко, пару лет назад Министерство образования России запретило заочное обучение по специальностям «маркетинг» и «управление». Вторым негативным фактором, по мнению участников процесса, является принцип внедренного в стране двухуровневого образования: четыре года — бакалавриат и два года после — магистратура. При этом, по мнению господина Лашко, отучившись шесть лет в университете, его выпускник выходит в мир, отлично владея знаниями в области предпринимательской деятельности, но напрочь лишенный практических навыков, и единственные сферы, где он может применить свое образование, это наука или преподавательская деятельность. «В нашем учебном заведении, если человек преподает финансовый менеджмент (не как в магистратуре — теорию финансового менеджмента), он как минимум несколько раз работал финансовым директором. Если человек преподает по налоговой системе, то он является начальником какого-нибудь отдела налоговой инспекции и учит студентов, как оптимизировать налоговые платежи. А если он этого не делает, то, спрашивается, зачем его нужны лекции бизнесу?» — рассуждает господин Лашко.
Аналогичной точки зрения придерживается директор Like Центра в Краснодаре Максим Расщупкин. По его словам, курсы ведения бизнеса, которые Like Центр проводит в столице Кубани, транслируют практический опыт его основного спикера Аяза Шабутдинова. «У него в свое время было 40 компаний, из которых осталось восемь, являющихся на сегодняшний день лидерами рынка в своих направлениях. За 2017 год эти компании показали совокупный оборот около 2 млрд руб.», — говорит собеседник. Курс Like Центра в Краснодаре состоит из шести тренингов. На них, по словам Максима Расщупкина, даются именно те инструменты, которые помогли добиться результата самому Аязу Шабутдинову, а также приводится позитивный опыт других успешных студентов Центра.
Главные участники тренингов и слушатели курсов по нарабатыванию предпринимательских навыков — люди, которые либо уже имеют опыт ведения своего дела, но хотят усилить свои позиции в этом, либо менеджеры, которым не хватает компетенций, чтобы освоить следующую ступеньку карьерной лестницы
По мнению краснодарского бизнес-тренера Ильи Игошина, сегодня в России и в частности на Кубани, вовсе нет качественного бизнес-образования, поскольку оно и в мире только начинает формироваться. «Дело в том, что, чтобы научить бизнесу, должна сформироваться группа людей, которые превратят бизнес в науку. На данный момент бизнес в России носит несистемный характер. Его часто путают с экономикой, товароведением, управлением и так далее. Все это стоит на службе у бизнесмена, но не является бизнесом. Личностью бизнесмена в наших образовательных учреждениях не занимаются вовсе. В специализированных вузах дают знания, развивают навыки, немного занимаются компетенцией, однако люди, которые выходят за стены этих университетов, в бизнесе не понимают ровным счетом ничего. Они могут быть менеджерами, управленцами, но не бизнесменами. Как правило, начиная свою предпринимательскую деятельность, они совершают все ошибки, которые только можно совершить на этом пути. Университеты в лучшем случае могут дать связи, первых партнеров и основные знания, которые пригодятся в будущем»,— рассказывает бизнес-тренер. По словам господина Игошина, ошибки, которые совершают начинающие предприниматели после выпуска из университетов, касаются оторванности специалистов с багажом теории от реального бизнеса. Если бизнес-тренер не является бизнесменом в психологическом смысле этого слова, начинающий предприниматель выбирает не ту сферу деятельности, неверно оценивает риски при использовании кредитных средств, совершает ошибки в управлении предприятием, что в конечном итоге приводит к краху бизнес-начинаний.

MBA не обязателен, но желателен
Вакансии в Краснодарском крае, где одним из требований работодателя является наличие у соискателя сертификата MBA, не редкость. Однако, как рассказали в Южном филиале рекрутинговой компании HeadHunter, чаще работодатель указывает степень МBА как дополнительное преимущество, а не как основное требование. «Сейчас мы наблюдаем тенденцию, когда работодателям не столько важна корочка или десятый по счету сертификат, подтверждающий высшие уровни бизнес-образования, просто висящий в рамочке над столом в кабинете, сколько реальные навыки, которые делают конкретного специалиста эффективным в профессии. Не всегда получение дополнительных знаний является гарантией того, что человек будет успешен в бизнесе»,— говорит официальный представитель HeadHunter по ЮФО и СКФО Алена Манохина. В часности, в базе hh.ru в данный момент размещены лишь несколько вакансий, где приветствовалось наличие у соискателя сертификата MBA. К примеру, требовался управляющий обособленного подразделения компании, занимающейся оптово-розничной продажей отделочных строительных материалов; менеджер по работе с ключевыми клиентами в кадровое агентство; коммерческий директор алкогольной дистрибуторской компании, а также финансовый менеджер в фитнес-клуб. Ни у одной из этих вакансий на портале не указана заработная плата, которую работодатель готов платить соискателю, однако, по оценкам экспертов, работники данного уровня, особенно если они имеют степень MBA, рассчитывают иметь месячный доход от 100 – 130 тыс. руб.
По словам госпожи Манохиной, чаще других степень МВА как дополнительное преимущество работодатели указывают в требованиях к соискателям в сферах «высший менеджмент», «продажи», «управление персоналом», «производство», «маркетинг/реклама». «Как правило, это топовые позиции, предполагающие ежедневное решение многих разноплановых задач и значительную долю ответственности за развитие и ведение бизнеса», — говорит эксперт.

Следующая ступень
Эксперты в области бизнес-образования полагают, что главные участники тренингов и слушатели курсов по нарабатыванию предпринимательских навыков — люди, которые либо уже имеют опыт ведения своего дела, но хотят усилить свои позиции в этом, либо менеджеры, которым не хватает компетенций, чтобы освоить следующую ступеньку карьерной лестницы. По словам директора Like Центра в Краснодаре Максима Расщупкина, у большинства людей, желающих открыть свое дело, есть основная проблема — они не знают, чем именно хотят заниматься. «Мы помогаем найти направление в бизнесе, которым можно заниматься долго и получать от этого удовольствие. В Like Центр на обучение приходит 70 % людей, которые работают по найму, приходят студенты либо люди, которые не имеют никакого предпринимательского опыта. И только 30 % людей в центре — люди бизнеса, которые хотят улучшить свои результаты»,— говорит собеседник „ЭР".

В итоге, по его словам, порядка 55 – 66 % слушателей как минимум окупают курс, который стоит 30 тыс. руб. А еще 70 – 80 % зарабатывают, используя полученные знания, первые деньги. «Они выходят из курса со своим направлением, которое они будут развивать дальше, и они имеют багаж знаний, который можно перекладывать на другие смежные направления»,— констатирует господин Расщупкин.
В Высшую школу международного бизнеса Южного института менеджмента идут за бизнес-знаниями, как правило, региональные представители московских и питерских фирм, а также директора филиалов. В Москве, например, по словам директора вуза, уже давно существуют требования к топ-менеджменту — степень MBA. «В большом количестве случаев человек получает у нас сертификат MBA, как-то проявляет себя и уходит работать уже в головные структуры в Москву или Санкт-Петербург, а иногда даже уезжают за рубеж. Это происходит в первую очередь еще и потому, что наша программа аккредитована в Европе, а раз она признается в Европе, значит, признается во всем мире»,— рассуждает Сергей Лашко. Еще одна категория слушателей ВШМБ ЮИМ, по словам господина Лашко,— это представители функционального менеджмента: ведущие специалисты и заведующие отделами. Они, по мнению эксперта, карьерно сориентированы, но им не хватает конкретных знаний. Что касается возраста, то основная масса слушателей, претендующих на степень MBA, по словам руководителя ВШМБ ЮИМ, в возрасте 25 – 35 лет. Занятия в вузе проходят по субботам, поскольку в остальные дни недели заняты как сами преподаватели, являющиеся топ-менеджерами крупных компаний, либо государственными служащими, так и обучающиеся, в будни соблюдающие обычный рабочий график в местах своего трудоустройства. «Я восхищаюсь нашими студентами, потому что тянуть два года образование по субботам — это очень тяжело. Но посещаемость — объективная необходимость. Дистанционное бизнес-образование, которое предлагают множество заведений,— это абсурд и мошенничество. Живое общение должно быть обязательно. Если не посещать лекции хотя бы в очно-заочном формате, человек просто потеряет время»,— говорит Сергей Лашко, уточняя, что занятия в ВШМБ ЮИМ проходят в формате тренингов и ролевых игр, где раскручиваются ситуации, идентичные реальным.
Сегодня, по словам господина Лашко, бизнес-образование в России во многом страдает от государственной политики. Например, обязательная сдача единого государственного экзамена при поступлении в профильный вуз отталкивает от него людей, желающих обучаться по программе MBA, но не способных в силу ряда причин пройти испытание ЕГЭ. «Представьте, человек занимался отделочными работами, потом стал бригадиром, потом начал расширять бизнес и пришел к выводу, что многие вещи, касающиеся, например, налогов, финансов, поиска клиентов и прочего, он не понимает в силу отсутствия соответствующего образования. Он желает расти профессионально, но в силу возраста и большого временного разрыва с момента изучения школьной программы не способен сдать единый государственный экзамен. А ведь заочное отделение бизнес-образования — то, что нужно работающим людям, которые хотят расширить рамки собственных бизнес-навыков и пополнить багаж знаний»,— резюмирует Сергей Лашко.

Личность бизнесмена во главе процесса
По словам Ильи Игошина, основной тренд обучения бизнесу, который сегодня набирает обороты в мировом и российском сообществе,— отход от знаний, умений и навыков. Ключевым трендом, по его словам, сейчас становится трансформационное бизнес-образование, в основу которого закладывается личность предпринимателя, ее развитие, изменение, трансформация и переход на каждом из определенных этапов развития на новый уровень. «Наука ведения бизнеса, которая образовывается в настоящее время,— это грань психологии и предпринимательства. Бизнес переполнен знаниями и навыками, и бизнесмены теряются в своей профессиональной сфере, поэтому выход для них — идти за теми технологиями, которые позволяют построить им маршрут эволюции их личности. Я думаю, что это ключевой тренд на ближайшие лет тридцать как минимум»,— говорит бизнес-тренер
По сути, теория нового бизнес-образования, по словам господина Игошина, заключается в том, что личность бизнесмена, как наиболее динамично развивающаяся личность, выходит на первый план, а все остальное — знания, навыки, компетенции — у него на службе. Люди, которые пройдут эту трансформацию личности бизнесмена, станут, по мнению адептов данной теории, своего рода бизнес-пророками. Чтобы стать таковым, бизнесмен должен менять свою личность, выводя ее в процессе работы над собой на новый этап развития. «Бизнесмен в начале пути и в его конце — это совершенно разные люди. И соответствие бизнесмена своим этапам развития и нежелание сделать шаг назад, это то, чему сейчас будут обучать и что сдвинет рынок бизнес-образования на новый этап развития»,— рассказывает Илья Игошин.
По словам бизнес-тренера, сейчас формируются два тренда бизнес-университетов будущего: проектно-ориентированные и проб-лемно-ориентированные. Проектно-ориентированные университеты будут содействовать обучающемуся бизнесмену во всем, чтобы его бизнес начал существовать. При этом, по словам бизнес-тренера, начинающий предприниматель не будет пять лет учиться для того, чтобы открыть свое дело. Напротив, он с первого же дня обучения занимается своим бизнесом, и его обращения в университет будут касаться только тех знаний, тех инструментов и тех трансформационных вещей, которых человеку на данном этапе не хватает. В университете его будут вести кураторы, и задача, стоящая перед ним за время учебы, — поставить свой бизнес на ноги. В проблемно-ориентированном университете, по словам господина Игошина, перед человеком будет ставиться определенная проблема, в результате решения которой он будет развиваться как бизнесмен. «К сожалению, сегодня по этим моделям не живет ни один университет в современной России, а на Западе данный принцип еще только зарождается в вузах, поэтому сегодня мы можем говорить о том, что мир находится на пороге нового качества бизнес-образования»,— констатирует собеседник.
Made on
Tilda