В итоге, по его словам, порядка 55 – 66 % слушателей как минимум окупают курс, который стоит 30 тыс. руб. А еще 70 – 80 % зарабатывают, используя полученные знания, первые деньги. «Они выходят из курса со своим направлением, которое они будут развивать дальше, и они имеют багаж знаний, который можно перекладывать на другие смежные направления»,— констатирует господин Расщупкин.
В Высшую школу международного бизнеса Южного института менеджмента идут за бизнес-знаниями, как правило, региональные представители московских и питерских фирм, а также директора филиалов. В Москве, например, по словам директора вуза, уже давно существуют требования к топ-менеджменту — степень MBA. «В большом количестве случаев человек получает у нас сертификат MBA, как-то проявляет себя и уходит работать уже в головные структуры в Москву или Санкт-Петербург, а иногда даже уезжают за рубеж. Это происходит в первую очередь еще и потому, что наша программа аккредитована в Европе, а раз она признается в Европе, значит, признается во всем мире»,— рассуждает Сергей Лашко. Еще одна категория слушателей ВШМБ ЮИМ, по словам господина Лашко,— это представители функционального менеджмента: ведущие специалисты и заведующие отделами. Они, по мнению эксперта, карьерно сориентированы, но им не хватает конкретных знаний. Что касается возраста, то основная масса слушателей, претендующих на степень MBA, по словам руководителя ВШМБ ЮИМ, в возрасте 25 – 35 лет. Занятия в вузе проходят по субботам, поскольку в остальные дни недели заняты как сами преподаватели, являющиеся топ-менеджерами крупных компаний, либо государственными служащими, так и обучающиеся, в будни соблюдающие обычный рабочий график в местах своего трудоустройства. «Я восхищаюсь нашими студентами, потому что тянуть два года образование по субботам — это очень тяжело. Но посещаемость — объективная необходимость. Дистанционное бизнес-образование, которое предлагают множество заведений,— это абсурд и мошенничество. Живое общение должно быть обязательно. Если не посещать лекции хотя бы в очно-заочном формате, человек просто потеряет время»,— говорит Сергей Лашко, уточняя, что занятия в ВШМБ ЮИМ проходят в формате тренингов и ролевых игр, где раскручиваются ситуации, идентичные реальным.
Сегодня, по словам господина Лашко, бизнес-образование в России во многом страдает от государственной политики. Например, обязательная сдача единого государственного экзамена при поступлении в профильный вуз отталкивает от него людей, желающих обучаться по программе MBA, но не способных в силу ряда причин пройти испытание ЕГЭ. «Представьте, человек занимался отделочными работами, потом стал бригадиром, потом начал расширять бизнес и пришел к выводу, что многие вещи, касающиеся, например, налогов, финансов, поиска клиентов и прочего, он не понимает в силу отсутствия соответствующего образования. Он желает расти профессионально, но в силу возраста и большого временного разрыва с момента изучения школьной программы не способен сдать единый государственный экзамен. А ведь заочное отделение бизнес-образования — то, что нужно работающим людям, которые хотят расширить рамки собственных бизнес-навыков и пополнить багаж знаний»,— резюмирует Сергей Лашко.
Личность бизнесмена во главе процесса
По словам Ильи Игошина, основной тренд обучения бизнесу, который сегодня набирает обороты в мировом и российском сообществе,— отход от знаний, умений и навыков. Ключевым трендом, по его словам, сейчас становится трансформационное бизнес-образование, в основу которого закладывается личность предпринимателя, ее развитие, изменение, трансформация и переход на каждом из определенных этапов развития на новый уровень. «Наука ведения бизнеса, которая образовывается в настоящее время,— это грань психологии и предпринимательства. Бизнес переполнен знаниями и навыками, и бизнесмены теряются в своей профессиональной сфере, поэтому выход для них — идти за теми технологиями, которые позволяют построить им маршрут эволюции их личности. Я думаю, что это ключевой тренд на ближайшие лет тридцать как минимум»,— говорит бизнес-тренер
По сути, теория нового бизнес-образования, по словам господина Игошина, заключается в том, что личность бизнесмена, как наиболее динамично развивающаяся личность, выходит на первый план, а все остальное — знания, навыки, компетенции — у него на службе. Люди, которые пройдут эту трансформацию личности бизнесмена, станут, по мнению адептов данной теории, своего рода бизнес-пророками. Чтобы стать таковым, бизнесмен должен менять свою личность, выводя ее в процессе работы над собой на новый этап развития. «Бизнесмен в начале пути и в его конце — это совершенно разные люди. И соответствие бизнесмена своим этапам развития и нежелание сделать шаг назад, это то, чему сейчас будут обучать и что сдвинет рынок бизнес-образования на новый этап развития»,— рассказывает Илья Игошин.
По словам бизнес-тренера, сейчас формируются два тренда бизнес-университетов будущего: проектно-ориентированные и проб-лемно-ориентированные. Проектно-ориентированные университеты будут содействовать обучающемуся бизнесмену во всем, чтобы его бизнес начал существовать. При этом, по словам бизнес-тренера, начинающий предприниматель не будет пять лет учиться для того, чтобы открыть свое дело. Напротив, он с первого же дня обучения занимается своим бизнесом, и его обращения в университет будут касаться только тех знаний, тех инструментов и тех трансформационных вещей, которых человеку на данном этапе не хватает. В университете его будут вести кураторы, и задача, стоящая перед ним за время учебы, — поставить свой бизнес на ноги. В проблемно-ориентированном университете, по словам господина Игошина, перед человеком будет ставиться определенная проблема, в результате решения которой он будет развиваться как бизнесмен. «К сожалению, сегодня по этим моделям не живет ни один университет в современной России, а на Западе данный принцип еще только зарождается в вузах, поэтому сегодня мы можем говорить о том, что мир находится на пороге нового качества бизнес-образования»,— констатирует собеседник.