ПЕРСОНА
Юрий Волков: «Инвестиционный климат на Кубани теплый
и гостеприимный»
Руководитель краевого департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства —
о причинах увеличения объемов вложений в экономику региона, приоритетных «точках роста» и конкуренции
с другими субъектами РФ
Чем «цепляем» инвестора?
— Юрий Вячеславович, сегодня многие территории России соревнуются между собой в плане привлечения инвестиций. Кубани также приходится бороться за инвесторов и, как показывает опыт, делает она это вполне успешно. В чем, на ваш взгляд, секрет нашей инвестиционной привлекательности?
— Краснодарский край известен как регион с удобным для бизнеса географическим положением, развитой транспортной, логистической инфраструктурой, близостью к морям. Это, безусловно, является большим плюсом и влияет на выбор инвестором территории для развития бизнеса. Но, помимо этого, нам удалось зарекомендовать себя еще и в качестве региона с комфортными условиями для ведения бизнеса и развитой институциональной средой. Можно сказать, что климат у нас теплый не только в плане погоды, но и в смысле отношения к инвестору.
И могу сказать с уверенностью, что предпринимаемые нами усилия по созданию благоприятных условий высоко оценивают сами предприниматели. Свидетельство тому — положение Кубани в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. На протяжении последних трех лет край занимал в рейтинге почетную седьмую строчку. В 2017 году нам удалось улучшить многие показатели и занять 6 позицию. По 12 из показателей Кубань вошла в число лучших управленческих практик в РФ, направленных на оптимизацию административных процедур и улучшение условий ведения бизнеса.

Стабильно в лидерах
— Что учитывается при определении места региона в рейтинге?
— Там есть достаточно традиционные показатели, например количество субъектов МСП в регионе, занятось населения в малом и среднем бизнесе и т. д. Но также учитывается среднее время регистрации юридических лиц, регистрации юрлицами права собственности на недвижимость, время, необходимое для подключения предприятия к электросетям. Кроме того, немалую роль играет оценка самих бизнесменов того, как все это процессы налажены в регионе — и ход регистрационных процедур, и работа государственных и муниципальных органов, которые при этом задействованы. Также принимается во внимание то, как предприниматели оценивают уровень доступности кредитных ресурсов в крае. На прошедшем в мае 2018 года Петербургском международном экономическом форуме были озвучены обновленные результаты Национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ. И Краснодарский край улучшил свои позиции в конкурентной гонке с другими регионами, поднявшись с седьмого на шестое место.

— Какие показатели удалось «подтянуть», благодаря чему произошел этот переход?
— Мы улучшили свои результаты по целому ряду показателей, а наибольших успехов удалось достичь в части снижения количества проверок бизнеса. Кроме этого, по результатам Национального рейтинга, в нашем регионе улучшено качество информационной поддержки инвесторов, качество телекоммуникационных услуг, повысилась эффективность процедур по постановке на кадастровый учет и лицензированию отдельных видов деятельности.

— Высокий результат в рейтинге край сохраняет все пять лет его существования. Велика ли «текучка» в десятке регионов-лидеров?
— Можно сказать, что немалая. Помимо нас продержаться в десятке лучших за это время удалось лишь четырем регионам. Это Татарстан, Чувашия, Калужская и Тульская области. Однако мы прекрасно понимаем, что сегодня конкуренция среди регионов возрастает, и для того, чтобы улучшить свои позиции, мы должны «бежать как минимум вдвое быстрее». Для этого мы провели значительную работу над ошибками за прошедший год по тем показателям, где край показал наихудшие результаты, и сегодня, по нашим предварительным оценкам, уже видим положительную динамику по некоторым направлениям. В целом же этот высокий результат — следствие системной работы по упрощению процедур ведения бизнеса.
Просто строить бизнес
— Что конкретно делается сегодня в этом направлении?
— Мы, к примеру, работаем над повышением качества информационной поддержки предпринимателей. Создали и обновляем «Путеводитель инвестора», который содержит пошаговые инструкции по прохождению различных административных процедур при реализации инвестпроектов. Постоянно наполняем и актуализируем информацию на Инвестиционном портале Краснодарского края (www.investkuban.ru), совершенствуем механизм предоставления мер государственной поддержки. Определены порядок и условия присвоения инвестиционным проектам статусов «одобренного» и «стратегического», разработаны формы документов для получения господдержки. Это позволяет существенно сократить сроки от того момента, когда потенциальный инвестор подает заявку на получение соответствующего статуса, и до того, как он получает льготы, которые этот статус гарантирует. Мы стали предоставлять в аренду земельные участки без торгов для реализации инвестпроектов, которые признаны масштабными — соответствующие изменения в законодательство внесены в 2017 году. В результате мы получили в свою «копилку» еще один большой плюс, влияющий на выбор инвестора площадки для развития бизнеса.
Вообще работа по изменению законодательства в Краснодарском крае за последние годы проведена масштабная. Сегодня, к примеру, регион предоставляет бизнесу прямую налоговую льготу по налогу на имущество организаций. Порядок и условия этой льготы можно считать уникальным опытом края — для ее получения инвестор обращается напрямую в налоговую инспекцию, минуя различные согласования в органах исполнительной власти. Ведется и на постоянной основе актуализируется Единая система инвестиционных предложений Краснодарского края, включающая базу данных по инвестиционно привлекательным земельным участкам и реестр инвестиционных проектов.
Одна из главных наших задач — давать бизнесменам как можно больше информации, облегчающей принятие решения о целесообразности инвестиций в экономику Краснодарского края. Другая — уход от так называемого «ручного управления» и создание прозрачной и понятной системы взаимодействия с органами власти на каждом этапе согласования проекта. Это просто необходимо в нынешних экономических реалиях, в условиях жесткой конкуренции, когда бизнес вынужден очень четко просчитывать и стоимость привлекаемых кредитных ресурсов, и сроки запуска производства, и выход на окупаемость, и множество других факторов. Бизнесмен должен четко понимать (и учитывать это при создании бизнес-плана), когда он получит землю под производство, сколько времени займет подготовка разрешительной документации, когда будут подключены коммуникации и т. д. Сегодня на каждом этапе прохождения проекта инвесторы могут рассчитывать на максимальную поддержку со стороны администрации края и органов исполнительной власти. Работа строится по четкому алгоритму. Мы помогаем в поиске подходящих площадок, рассказываем о преимуществах того или иного муниципалитета, перспективах развития отраслей, формах господдержки. Организуем совещания со специалистами, чиновниками, банкирами и так далее — в зависимости от потребностей инвестора.

Миллиарды в экономику
— Если говорить о конкретных результатах по объему привлеченных в экономику края инвестиций, каковы показатели за 2017 год?
— Мы по-прежнему остаемся в лидерах, как и все последние годы. Хочу заметить, что впереди нас идут лишь столичные регионы и основные газо- и нефтедобывающие территории — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область, Республика Татарстан, Москва и Московская область, Санкт-Петербург. А в Южном федеральном округе по объему привлеченных инвестиций Краснодарский край на протяжении последних лет стабильно удерживает первенство — на долю региона приходилось до 50% вложений ЮФО. По итогам 2017 года в экономику региона поступили 484,1 млрд рублей инвестиций в основной капитал. В этой цифре учитывается полный круг хозяйствующих субъектов и индивидуальных застройщиков. Темп роста составил 6,1 % к уровню 2016 года. Из общего объема инвестиций в основной капитал крупными и средними организациями за 2017 год использовано 360,8 млрд рублей — также на 6,1 % больше, чем годом ранее. Отмечу, что в среднем по России прирост объема инвестиций не превышает 4,4%.

— В какие отрасли бизнес вкладывает больше всего средств?
— Наибольшую инвестиционную активность в 2017 году мы видели в отрасли «Транспортировка и хранение» — 133,3 млрд рублей привлеченных средств. Это 36,9% от общекраевого объема финансовых вложений всех компаний. Еще 17,6% приходится на долю обрабатывающих производств — 63,7 млрд рублей. В развитие сельского хозяйства в 2017 году было вложено 27,5 млрд рублей (7,6% от общего объема вложений), в оптовую и розничную торговлю — 17,6 млрд рублей или 4,9%. В отрасль «Обеспечение электрической энергией, газом и паром» бизнес инвестировал в 2017 году 13,9 млрд рублей (3,9%), в «Деятельность в области информации и связи» — 10,9 млрд рублей (3,0%).
По ряду направлений инвестиционная активность выросла очень существенно. По сравнению с 2016 годом в 2017 в развитие металлургического производства инвестировали средств в 1,7 раза больше, в производство кокса и нефтепродуктов — в 1,4 раза, в производство пищевых продуктов — в 1,4 раза, химических веществ и химических продуктов — в 1,2 раза. И это не «ситуация момента» — мы видим устойчивую тенденцию к росту объемов вложений вот уже на протяжении последних четырех кварталов.
По некоторым направлениям и вовсе поставлены очередные «инвестиционные рекорды». Самые большие за всю историю объемы вложений были сделаны в 2017 году в химическое производство, а также в агропромышленный комплекс края в целом, включая такие направления как «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», «Производство пищевых продуктов» и «Производство напитков». Причем рекордные показатели по инвестициям мы наблюдаем уже второй год подряд.
И что на мой взгляд очень важно — этот рост был достигнут преимущественно за счет тех вложений, которые делают в расширение своего бизнеса местные, кубанские компании либо те организации, которые присутствуют на рынке региона уже многие годы — наши давние деловые партнеры. Это лучшее свидетельство тому, что бизнес расценивает Кубань как территорию, на которой можно расти и развиваться спокойно, будучи уверенным в завтрашнем дне.
Крупных становится больше
— Меняется ли с годами «инвестиционная картина» Кубани, появляются ли какие-то новые черты в характере инвестиционного развития региона?
— Во-первых, бизнес все чаще вкладывает деньги в реализацию высокотехнологичных проектов. Во-вторых, мы видим активное развитие там, где речь идет о замещении импортных товаров на отечественные. Кроме того, характерной тенденцией последних лет стала активизация инвестиционной деятельности в городских округах и муниципалитетах края. Стало больше крупных, стоимостью свыше 100 млн рублей, проектов. Если на 1 января 2017 года реализовывалось 312 крупных проектов, то на
1 января 2018 года — 320 на общую сумму 1,4 трлн рублей со сроком реализации до 2030 года. Вообще за два последних года региональный портфель крупных инвестиционных проектов вырос почти в полтора раза, с ориентировочно двухсот на начало 2016 года до 347 на сегодня. Их общая стоимость оценивается сейчас в более чем 1,5 трлн рублей.

Инвесторов не бросаем!
— Одно из приоритетных направлений инвестиционной политики на Кубани — сопровождение новых проектов. Как оно сегодня осуществляется?
— В крае существует специализированная организация по работе с инвесторами. Это созданный на базе Фонда развития бизнеса Краснодарского края Центр сопровождения инвестиционных проектов (ЦСИП). Специалисты центра сопровождают проекты с объемом капитальных вложений до 5 млрд рублей. Самые же крупные и важные — сопровождаются непосредственно специалистами нашего департамента.
За каждым проектом закреплен ответственный сотрудник ЦСИП, который формирует рабочую группу из числа работников региональных органов исполнительной власти, муниципальных образований и других ведомств. Составляется «дорожная карта»,
в которой устанавливают контрольные точки, а также назначаются ответственные за каждый этап прохождения проекта. Чтобы сделать процесс еще более эффективным,
с начала 2018 года департамент перешел на новую информационную систему. Она позволяет в наглядном режиме мониторить ход реализации проекта и если возникают какие-то проблемы, оперативно их выявлять и затем решать.
Похожий опыт оптимизации процесса взаимодействия власти и бизнеса есть и в других регионах. Например, Тюменская область, которая по итогам Питерского экономического форума заняла первое место в России в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности, также использует подобную практику.

— Какова загрузка сотрудников ЦСИП?
— Сейчас там работает пять человек, но каждый из них до конца года примет на сопровождение не менее 20 инвестиционных соглашений. Несмотря на то, что количество специалистов может показаться небольшим, работа ими проводится очень серьезная. Сотрудники центра и работники департамента инвестиций не сидят на месте, а ездят по районам, встречаются с уже существующими и потенциальными инвесторами, подбирают подходящие территории для размещения будущих предприятий, определяют возможные меры господдержки, участвуют в разработке схем финансирования, помогают собрать необходимую информацию, организуют нужные бизнесменам встречи и совещания. Кроме того, с 2016 года на Кубани на уровне муниципалитетов действует «институт инвестиционного уполномоченного», который очень помогает решать вопросы, возникающие на уровне отдельных районов. Опыт других субъектов РФ, где такая работа уже велась, показал, что наличие в районе своего инвеступолномоченного способствует снижению административных барьеров и улучшению инвестклимата в целом. Сейчас инвестиционные уполномоченные есть во всех 44 муниципалитетах края.
Я считаю, что, в первую очередь, такой подход к инвестиционному развитию необходим самому бизнесу. Ведь куда охотнее пойдет инвестор — в территорию, где есть понятные и одинаковые для всех правила игры, а значит, гарантированная стабильность, или туда, где условия постоянно меняются в зависимости от ситуации? Ответ очевиден, и его доказывает практика не только нашего субъекта, но и таких «тяжеловесов» в привлечении инвестиций, как, например, Татарстан, Москва, где уже давно выработан единый стандарт инвестиционной работы.

С подачи бизнеса
— Те меры по улучшению инвестиционного климата, которые принимает край — насколько плотно в их выработке принимает участие сам бизнес?
— Все созданные нами механизмы, преференции основаны именно на запросах бизнеса. Мы прислушиваемся к мнению предпринимателей на уровне края и транслируем такую позицию в муниципалитеты. В 2017 году с участием бизнесменов
и районных властей проводилось немало совещаний, на которых обсуждались конкретные вопросы, связанные с господдержкой и сопровождением проектов. Совместно с предпринимателями, учитывая их нужны и задачи, мы меняли региональное законодательство и, как показала практика, эти изменения оказались эффективны. Причем коснулись они не отдельных норм, а носили комплексный характер и затронули все правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в крае.

С приоритетами определились
— Какие отрасли в экономике региональная власть считает приоритетными для привлечения инвестиций?
— Сегодня благодаря диверсифицированной экономике регион готов представить уникальный спектр возможностей для вложений практически во всех сферах экономики. Однако мы достаточно давно обозначили приоритетные с точки зрения привлечения инвестиций направления. Это агропромышленный, курортно-рекреационный и туристический, транспортный комплексы, обрабатывающие производства, включая машино-, приборостроение, металлообработку, производство строительных материалов, стекольную, деревообрабатывающую, легкую и фармацевтическую промышленность, а также сектор информационно-телекоммуникационных технологий. Теперь они закреплены в новой Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года в форме соответствующих флагманских проектов.

— Если говорить о малых и средних предприятиях, насколько сегодня на ваш взгляд они способны конкурировать с крупными холдинговыми структурами?
— В сегодняшней экономической ситуации у регионального бизнеса есть серьезные перспективы не только сохранить свои позиции, но и значительно их усилить. Такую возможность дает, в частности, процесс импортозамещения. Российская продукция конкурентна на внутреннем рынке, это уже никому не надо доказывать. И здесь роль у малого и среднего бизнеса особая — благодаря своей специфике такие предприятия более гибки, способны быстрее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.
Это время безусловно дает им шанс развиться и занять свою нишу в самых разных сегментах экономики. Скажу больше: на мой взгляд, сегодня формируется новая экономика Краснодарского края, основанная на росте взаимной кооперации, сотрудничестве между кубанскими компаниями, выстраивании гибких производственных цепочек, в которых региональный бизнес играет весомую роль.
Если говорить о статистике, в Краснодарском крае в 2017 году численность занятых
в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей составила более 700 тыс. человек (за три года увеличилась
на 50 тыс. человек) — это 30 % от населения, занятого в экономике региона. Малый и средний бизнес Краснодарского края — это более 300 тысяч субъектов. Среди регионов России по числу индивидуальных предпринимателей наш край занимает 2 место,
а в целом по количеству субъектов МСП — 4 место. Столь динамичное развитие МСП
в Краснодарском крае является, в том числе, результатом слаженной работы организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства региона.

Made on
Tilda