персона
Куда пойдут миллиарды Галицкого
Бюджет Краснодара получит с налога от продажи бизнесменом акций «Магнита»
около 4 млрд рублей
Казна кубанской столицы в будущем году получит приятный бонус — с НДФЛ, который бывший владелец сети магазинов «Магнит» Сергей Галицкий обязан заплатить после продажи контрольного пакета акций ритейлера. Город должен получить порядка 4 млрд руб. Власти города обязуются из уважения к господину Галицкому, который является Почетным гражданином Краснодара и Героем труда Кубани, согласовать с ним, куда в первую очередь следует направить эти деньги. Основные проблемы краевого центра, по словам чиновников,— это устаревающий общественный транспорт, загруженная транспортная инфраструктура и отсутствие единого коллектора. Редакция „ЭРš вспомнила и другие проекты — те, что хотел бы реализовать сам бывший владелец «Магнита», и те, которые на протяжении многих лет анонсировали городские власти. А также спросила у общественников: на что, по их мнению, стоило бы потратить «упавшие» в бюджет миллиарды.

«Магнитные» миллиарды
Поступления в бюджет Краснодара в 2019 году с налога, который заплатит бизнесмен Сергей Галицкий в результате продажи контрольного пакета акций второй по сумме выручки в России розничной сети «Магнит», могут составить порядка 4 млрд руб. Учитывая, что утвержденный в конце декабря прошлого года бюджет кубанской столицы на плановый период 2019 и 2020 годов (доходная часть) составляет 22,9 млрд и 23,5 млрд руб. соответственно, 4 млрд руб. будут приятным бонусом дефицитной казне.
Напомним что, основатель и генеральный директор базирующегося в Краснодаре федерального ритейлера «Магнит» Сергей Галицкий неожиданно для всех 16 февраля 2018 года объявил, что продает ВТБ 29,1 % своих акций за 138 млрд руб. Себе он оставил порядка 3 % акций, став миноритарным акционером компании, и покинул пост генерального директора «Магнита», сосредоточившись, по его словам, на развитии детского футбола в кубанской столице. В середине марта Федеральная антимонопольная служба разрешила провести сделку по приобретению ВТБ акций «Магнита» (в мае ВТБ продаст 11,82 % акций инвестиционной компании Marathon Group). От сделки господин Галицкий должен будет по итогам года заплатить НДФЛ 13 %, что составит порядка 18 млрд руб. Как рассказал на брифинге для СМИ мэр Краснодара Евгений Первышов, городской бюджет должен получить в результате сделки около 22 % от НДФЛ, а это порядка 4 млрд руб. «Безусловно, Сергей Николаевич является крупнейшим меценатом и многое делает для Краснодара. Он намерен реализовать проект реконструкции кинотеатра „Аврора", он, вы знаете, является Почетным гражданином города, поэтому расходную часть от суммы налога, им уплаченной и поступившей в местный бюджет, я намерен обсудить с ним»,— сказал господин Первышов.
В администрации кубанской столицы между тем заявили „ЭР", что пока преждевременно говорить о конкретной сумме, которая поступит в бюджет Краснодара в будущем году от уплаты господином Галицким НДФЛ, однако проблемные вопросы, которые необходимо решать в городе, известны — это общественный транспорт, транспортная инфраструктура и коллектор.

Что тебе снится, «Аврора»?
Минувшим летом Сергей Галицкий, будучи еще главой «Магнита», обратился к городским властям с предложением на условии концессии заняться восстановлением кинотеатра «Аврора» в самом конце Красной улицы. «Аврору», построенную в 1967 году и включенную в реестр памятников архитектуры в 1981, закрыли на реконструкцию 30 декабря 2014 года. По информации мэрии, планировалось, что фасад здания обновят к декабрю 2015, а полностью отреставрированный кинотеатр откроют максимум в начале 2016 года. Муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции «Авроры» был заключен с ООО «СТК» из Дагестана, которое, по словам краснодарских властей, нарушило внутреннюю отделку и повредило конструкции здания. Администрация краевого центра подала в суд на подрядчика, разбирательства шли несколько месяцев, в итоге краевой арбитражный суд принял решение расторгнуть контракт и вернуть здание в ведение горадминистрации. Позже это решение поддержал Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Ростове-на-Дону.
По последней информации, представители Сергея Галицкого встретились с руководством Краснодара, где обсудили условия концессионного соглашения по «Авроре». Сейчас администрации необходимо проработать вопросы, связанные с формированием земельного участка, а также с самим памятником архитектуры и связанными с этим ограничениями. «Это большой объем работ, начать который нужно немедленно, выполнять все параллельно, чтобы уже к ноябрю текущего года выйти на подписание концессионного соглашения»,— сообщил Евгений Первышов. По словам директора правового департамента Краснодара Милены Егоровой, в рамках подготовки концессионного соглашения предстоит внести изменения в градостроительную документацию, подготовить проекты межевания и планировки территории, организовать охрану объекта. Со стороны инвестора в ближайшее время начнутся предпроектные работы. Пока же остов кинотеатра «Аврора» виднеется из-за строительного забора возле одного из излюбленных мест отдыха жителей и гостей краевой столицы — площади с поющими фонтанами на Красной улице.
В мэрии называют три проблемы города, на решение которых могли бы пойти деньги, уплаченные Сергеем Галицким в качестве налога: общественный транспорт, дороги и коммунальная инфраструктура.
Не надо улицу — дайте дорогу
В администрации Краснодара прямо не называют, куда можно было бы потратить миллиарды налогов от сделки по продаже акций «Магнита». Узнать, чего бы хотел от этих поступлений сам господин Галицкий, не представляется возможным: в окружении господина Галицкого не стали комментировать эту тему. „ЭР" вспомнил, о чем бизнесмен просил когда-либо краевые власти и что бы хотел сам реализовать в краевом центре.
В сентябре 2014 года в интервью Ксении Собчак для журнала «Сноб» Сергей Галицкий заявил, что ему не нравится краснодарская архитектура, зато он может скрыть ее правильным озеленением, на которое потребуется $4–5 млрд. «Я хочу построить хороший университет в Краснодаре, хорошую школу в Краснодаре, чтобы богатые не отправляли детей за границу,— это будет еще по полмиллиарда стоить. При этом я не должен потерять контрольный пакет компании. Мне катастрофически не хватает денег, я все время в ужасе!» — сокрушался четыре года назад бизнесмен. В том же интервью господин Галицкий заявил, что планирует потратить все свои деньги при жизни.
Летом 2014 года при совместном осмотре строительной площадки будущего стадиона ФК «Краснодар» Сергей Галицкий обратился к первому вице-губернатору Краснодарского края Джамбулату Хатуову с просьбой построить в обход будущего парка новую автодорогу. Как сообщали тогда в пресс-службе краевой администрации, вице-губернатор поручил краевым министерствам максимально ускорить решение вопросов проектирования дороги, а также переноса линии электропередачи на этом участке. В октябре 2016 года открылся стадион ФК «Краснодар» на 34,2 тыс. мест, осенью 2017 года — парк возле стадиона площадью 22,7 га (оба объекта содержат принадлежащие Сергею Галицкому структуры), а новой дороги в обход стадиона и парка, которая могла бы решить проблему пробок на Восточно-Кругликовской, Школьной и других прилегающих к территории улиц, до сих пор нет.
Зато летом 2017 года жители Краснодара начали собирать в Сети подписи для того, чтобы переименовать Восточно-Кругликовскую улицу в улицу имени Сергея Галицкого за его заслуги перед городом. Позже помощник мэра города Владимир Вербицкий сообщил на своей страничке в Facebook, что бизнесмен в личном разговоре с Евгением Первышовым попросил больше не поднимать вопрос о переименовании улицы в его честь и подчеркнул, что эта тема для него дискомфортна.

Проекты, которых не дождались
Как уже было сказано, по мению представителей администрации Краснодара, самые насущные проблемы города — транспорт, транспортная инфраструктура и строительство коллектора. „ЭР" вспоминает самые громкие проекты, которые могли появиться в краевом центре, но по разным причинам (в основном по финансовым) не были реализованы. Возможно, средства с налога Сергея Галицкого могли бы вдохнуть в них жизнь?
О строительстве трехуровневой развязки на Старокубанском кольце власти города впервые заговорили в 2012 году. Предполагалось, что на Ставропольской улице будет устроен путепровод с двумя полосами автомобильного движения в каждую из сторон, а также с трамвайными путями, по Старокубанской улице хотели проложить тоннель, а между ними на среднем уровне оставить кольцо с автомобильным и троллейбусными движением, а также подземными пешеходными переходами. Начать строительство намеревались в 2014 году. Стоимость оценивалась в 6,5 млрд руб. В конце прошлого года стало известно, что городские власти отказались от проекта, назвав его дорогим и неэффективным.
Еще один долгожданный проект, который мог бы решить проблему пробок на подъезде к городу,— строительство четырехполосного моста-дублера неподалеку от уже существующего двухполосного Яблоновского моста через реку Кубань по трассе Краснодар—Новороссийск. Дублер планировали начать строить летом 2015 года, стоимость проекта оценивалась в 5 млрд руб., однако он так и не был реализован из-за кризиса. В апреле 2018 года Евгений Первышов заявил представителям СМИ, что расширение Яблоновского моста для него не приоритет. «У нас внутри города достаточно проблем, связанных с транспортной инфраструктурой, которые мы должны решать в первую очередь. При наличии денег важнее, считаю, заняться строительством трамвайных линий и обновлением подвижного состава, чем строительством Яблоновского моста»,— сказал мэр.
Лидер краснодарского проекта «Наземка», член Национального реестра независимых директоров РСПП Евгений Змиев считает, что 4 млрд руб., которые ожидаются от уплаты Сергеем Галицким НДФЛ в городской бюджет, следует потратить на решение самых первоочередных проблем, главная из которых — 10-балльные пробки в городе. Решить их, по словам эксперта, можно путем строительства 14 новых железнодорожных станций вдобавок к 18 имеющимся на территории города и запуска в Краснодаре наземного метро. Кроме того, господин Змиев считает, что необходимо строительство новых трамвайных линий в Музыкальный микрорайон, ГМР, аэропорт и к стадиону «Краснодар». Необходимо также строительство новых мощностей городской канализации.
Made on
Tilda