Маржа не для всех
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев отмечает, что масложировой комплекс в целом — от масличных до растительных масел и шротов — одно из наиболее высокомаржинальных направлений бизнеса. «Однако если говорить о распределении маржи внутри отраслевой цепочки, то не для всех участников картина оказывается радужной. Производители забирают себе всю маржу, а переработчики не только балансируют на грани рентабельности, но и уходят в убыток»,— говорит господин Мальцев.
В 2016 году в Краснодарском крае, по данным «СПАРК-Интерфакс», было зарегистрировано 57 организаций, чьим основным видом деятельности являлось производство рафинированных или нерафинированных растительных масел и их фракций. При этом лишь у 14 из них выручка по году превысила 100 млн руб. и компания закончила год с прибылью. Лишь у девяти чистая прибыль превысила 10 млн руб., а 20 компаний были в отчетном периоде убыточными либо вообще не вели хозяйственной деятельности.
По словам господина Мальцева, непростые времена для МЭЗов наступили сразу после снижения экспортных пошлин на сырье в рамках условий ВТО. Размер пошлины был постепенно снижен с 20% в 2012 году до 6,5% в 2016-м. «В результате экспортеры могут предложить сегодня более высокую цену, за счет чего значительная часть сырья уходит за рубеж»,— говорят в Масложировом союзе, добавляя, что в прошлом году за один май был вывезен подсолнечник в объеме 80 тыс. тонн, сопоставимом с прежними годовыми объемами. В этом сезоне союз фиксирует «тотальный вывоз сои и рапса».
Ведущий эксперт рынка масличных Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) Даниил Хотько считает, что на резкий всплеск объемов экспорта подсолнечника в сезоне 2016/17 повлияла комбинация двух факторов: запретительная пошлина на поставки масла в Турцию на фоне крайне низких внутренних цен на сам подсолнечник. «В сезоне 2017/18 мы видим, что вывоз сырья стабилизировался на прежнем уровне, и эти объемы — 80-90 тыс. тонн в год — не оказывают существенного влияния на конъюнктуру рынка»,— отмечат господин Хотько. По прогнозам ИКАР, в сезоне 2018/19 сбор подсолнечника в целом по РФ останется на уровне прошлого сезона — 10,8 млн тонн.
Директор по развитию экспортного потенциала ГК «Эфко» Алексей Гаврилов поддерживает позицию Масложирового союза, отмечая, что снижение экспортной пошлины провоцирует рост внутренних цен. «Переработчики вынуждены жестко конкурировать между собой, а выжить в этой борьбе могут лишь те, кто имеет возможность дальнейшей глубокой переработки растительных масел в продукты с более высокой добавленной стоимостью»,— говорит он. Господин Мальцев уточняет, что в такой ситуации устойчивыми оказались предприятия, которые работают в «верхнем переделе», то есть производят бутилированное масло, майонезы, жиры и прочее, и тем самым имеют возможность частично компенсировать убытки среднего передела. Михаил Мальцев считает, что при текущей структуре распределения маржи в отрасли существенная доля малых и средних предприятий в будущем не выдержит и уйдет с рынка или войдет в структуры крупных холдингов.
По мнению Алексея Гаврилова из «Эфко», в нынешней ситуации небольшим переработчикам стоит больше приглядываться в переработке к альтернативным культурам — рапсу, посевному рыжику, льну. «Спрос на эту продукцию в России будет расти, а конкуренция на порядок ниже, чем на рынке подсолнечника»,— говорит эксперт.
Ориентация — экспорт
Все последние годы в России сохраняется устойчивый тренд на увеличение экспорта растительных масел за рубеж, отмечают эксперты. «Мы давно „закрыли" внутренний спрос на масложировую продукцию и насытили российский рынок. В прошлом сезоне впервые внутренний объем потребления подсолнечного масла был равен объему экспорта. Безусловно, все наращенные объемы будут направляться в дальнейшем на внешние рынки. Здесь сосредоточен наш основной потенциал. На сегодняшний день один Китай может выкупить все соевое масло, которое сегодня производится в России»,— отмечает господин Мальцев.
Масложировой союз России приводит следующие цифры: внутреннее потребление растительного масла сегодня составляет 2,7 млн тонн, сверх этого объема только в прошлом сезоне Россия вывезла 3,1 млн тонн растительных масел на общую сумму $2,4 млрд. В текущем сезоне планируется нарастить экспорт еще на 20%, а к 2024 году увеличить его до рекордных 9 млн тонн.
Руководитель отдела анализа сырьевых и отраслевых рынков холдинга «Солнечные продукты» Владимир Жилин отметил, что, несмотря на то что масла и шроты в целом это биржевые товары, потребление которых во многом регулируется ценой, мировой спрос на растительные масла всех видов активно растет. «Годовой прирост мирового потребления составляет 3–4 млн тонн, так что опасаться за объемы реализации не приходится. При этом доля подсолнечного масла в мировом потреблении — менее 10%, так что потенциал развития огромный»,— говорит эксперт.
Колебания остаются в границах
Опрошенные „ЭР" участники рынка и эксперты спокойно реагируют на оперативные изменения на внешнем рынке. Произошедшее в июне снижение экспортных цен на растительные масла на фоне прогнозируемого рекордного урожая семечки, по их мнению, не создает реальной проблемы для отрасли. «Снижение цен значительно не повлияет на отрасль, так как запасы семечки у переработчиков сейчас невелики. Что касается нового сезона, то поскольку наш рынок — экспортный, цены сформируются в основном исходя из мировых цен на масло и шрот только осенью. Мы считаем, что стартовая цена подсолнечника нового урожая будет выше, чем на старте прошлого сезона, но ниже, чем текущая цена»,— отмечает господин Жилин из «Солнечных продуктов».
Алексей Гаврилов из «Эфко» добавляет, что хотя снижение экспортных цен и давит на внутренний рынок, сегодня продавцы сырья все еще хотят продавать его по ценам выше экспортнопроходных. И это создает определенную напряженность на рынке. Вместе с тем господин Гаврилов не считает, что сезонные колебания способны привести к сколько-нибудь существенному увеличению маржи переработчиков.