ПЕРСОНА
Андрей Алексеенко: «В строительной сфере Кубани бесконтрольности быть не должно»
Первый вице-губернатор Краснодарского края о громких арестах чиновников, решении проблем обманутых дольщиков, развитии строительства и влиянии Керченского моста на экономику региона
Инвесторы есть — участки найдутся
— Андрей Анатольевич, Краснодарский край входит в число регионов, где проблема обманутых дольщиков стоит наиболее остро. Власти Кубани предложили в качестве компенсации за достройку «проблемных» домов выделять инвесторам земельные участки. Где именно они будут выделяться и есть ли желающие участвовать в подобных проектах?
— На сегодня на уровне края для выделения компенсационных участков принята соответствующая законодательная база, однако пока не определен сам порядок реализации таких проектов. Идет обсуждение, решается, на каких конкретно условиях будут выдаваться участки, что это будут за территории, как будет проходить их оценка и многие другие параметры. Должен быть составлен реестр подходящих земельных участков в муниципалитетах края, так сказать земельный фонд проекта. Что касается предложений от потенциальных инвесторов, их на сегодняшний день достаточно много: более тридцати. Преимущественно это крупные девелоперские компании, в том числе из других регионов и федерального уровня, для которых наша инициатива означает возможность зайти на кубанский рынок.

Хочу также подчеркнуть, что далеко не всегда, если девелопер достраивает «проблемный» дом, речь идет о компенсации именно в виде предоставления нового земельного участка — только в тех случаях, когда иным способом обеспечить проекту выход на маржинальность невозможно. Например, если предыдущий застройщик не вел реального строительства и при этом распродал почти все жилые площади на этапе котлована. В ситуациях, когда инвестор достраивает проект, в рамках которого степень готовности объекта достаточно высока, где остаются квартиры, которые могут быть реализованы инвестором, и он может как минимум покрыть свои затраты, компенсация в виде предоставления другого земельного участка может и не потребоваться.

— Как быстро может быть решена проблема обманутых дольщиков в Краснодарском крае?
— По-сути, она делится на две важнейшие составляющие: недопущение новых строительств и обеспечение жильем людей, уже попавших в категорию обманутых дольщиков. По первому вопросу, на мой взгляд, нам удалось локализовать проблему. Думаю, благодаря определенным мерам в области надзора, а также изменениям в федеральном законодательстве, которые вступают в силу с 1 июля 2018 года, обманутые дольщики в крае в массовом порядке больше появляться не будут. Что касается строительства жилья для тех, кто уже стал заложником либо собственной неосторожности, либо сложностей в экономике, которые привели к несостоятельности девелопера, либо откровенного мошенничества, то это процесс не быстрый. С того момента, как застройщик заходит в проект, на юридические вопросы уходит порядка года и еще около двух лет собственно на достройку объекта. Кроме того, за­частую решение проблемы затягивается из-за неконструктивной позиции самих дольщиков, не торопящихся соз­давать необходимое в этом процессе юридическое лицо. Например, жилищно-­строительный кооператив, который мог бы стать легитимной стороной соглашения о завершении строительства.

— Недавние громкие аресты руководителей строительных ведомств в Краснодаре, Сочи связывают в том числе с самовольным строительством. Ведется ли проверка деятельности соответствующих профильных ведомств в других муниципалитетах?
— Проверки ведутся, и могу вас заверить, что процессуальные действия, принятые в отношении упомянутых вами руководителей,— это не компанейщина, которая скоро закончится. В отрасли давно следовало навести порядок, и такая работа как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны краевых властей только набирает обороты. Бесконтрольность порождает вседозволенность, мы не должны допускать этого и сегодня делаем все, чтобы изменить ситуацию, поставить ее под контроль. Что касается самостроев, не секрет, что у нас есть целые муниципалитеты, где девелоперы считают нормальной практикой застройку без соответствующих разрешений и затем попытки узаконить жилье в судах. Прежде всего это, конечно же, город Сочи. Доходит до курьезов: на одном из участков в Сочи мы сносим самострой уже третий раз! То есть после демонтажа одного здания собственник участка передает его третьим лицам и те снова начинают строительство. Конечно же, оставлять ситуа­цию с самовольным строительством в том виде, какой мы имеем сейчас, недопустимо.
Справка
Андрей Алексеенко, первый вице-губернатор Краснодарского края.
Родился 23 апреля 1978 года в станице Новопокровской Краснодарского края. Женат, трое детей. Окончил Кубанский государственный аграрный университет по двум специальностям: «промышленное и гражданское строительство» и «финансы и кредит». Кандидат экономических наук. До 2010 года занимал должность начальника отдела департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации Краснодара. В мае 2010 года стал заместителем главы Туапсинского района. Занимался вопросами капитального строительства, ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи, промышленности, сельского и лесного хозяйства. 25 сентября 2015 года назначен исполняющим обязаннос­ти руководителя Ейского района. 21 октября 2015 года утвержден заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Реновация по-краснодарски
— Недавно заговорили о том, что Краснодар и Сочи могли бы войти в список городов для проведения реновации старого жилого фонда по типу Москвы. Насколько это реально и, если бы такая возможность появилась, как могла бы выглядеть «реновация по-кубански»?

— Подобные проекты не осущест­вимы только за счет бюджетов муниципалитетов и субъекта федерации. Необходимо участие в федеральной программе на условиях софинансирования. Если такая возможность представится, регион сделает все, чтобы оказаться в числе первых ее участников. Что касается самого возможного хода реализации такой программы, то нужно понимать, что у нас с Москвой разные ситуации и разные цели работы со старым жилым фондом.
Общекраевой тренд строительного рынка — повышение качества жилой застройки
На всякий противопожарный...
— В Краснодарском крае прошли массовые проверки торгово-развлекательных комплексов на предмет пожарной безопасности. Каковы их результаты?

— У нас в крае по результатам проверок оказалось всего два или три объекта, где не было обнаружено сколько-нибудь серьезных нарушений. По самым опасным объектам были выданы предписания устранить нарушения в десятидневный срок, некоторым дали срок исполнения до 30 дней. Сейчас идет вторая волна проверок: контролирующие органы выясняют, как устранены нарушения уже после замечаний. И затем будет идти речь о дальнейшей эксплуатации объекта, выходе в суд и о приостановке его деятельности, если будут грубые нарушения.

— Звучали предложения спустить в торговых центрах детские площадки с верхних этажей на нижние. Что-то в этом направлении делается?
— Для того чтобы реализовать подобные мероприятия, нужен закон, определенный норматив, который запрещал бы размещать детские цент­ры на верхних этажах,— по-другому и не спустят. И этот закон не может быть принят на уровне субъекта — он должен быть федеральным. Я знаю, что работа над этим идет, профильный комитет Госдумы, Минстрой эти предложения рассматривают.
пока через керченский мост не наладят железнодорожное сообщение, кубань будет практически единственным поставщиком стройматериалов на крымский полуостров
Поправки рынок не испортят
— Возвращаясь к теме строительства в целом по краю: как, на ваш взгляд, будет развиваться девелоперская отрасль после того, как с июля 2018 года вступят в силу поправки в законодательство, ужесточающие требования к застройщикам?

— Уверен, отрасли и дольщикам эти поправки пойдут на пользу, ничего страшного не произойдет. Мы и до этого наблюдали процесс ухода с рынка мелких игроков, которые не могут или не желают выполнять требования законодательства. Думаю, этот процесс продолжится, а часть таких игроков займет определенную специализированную нишу в строительной сфере. В целом же изменения в нормативную базу только усилят уже существующий тренд на строительство жилья в меньшем количестве, но лучшего качества, на создание районов жилой застройки, обеспеченных всей социальной инфраструктурой, необходимой для комфортного проживания. Должен сказать, что сегодня мы практически ушли от точечной застройки, когда дома «втыкают» между уже существующими высотками. Разрешение на строительство в таких случаях не выдается. Единственное исключение делается в случае, если дом был ранее предусмотрен в уже одобренной строительной документации в рамках крупного проекта, но по каким-то причинам его строительство перенеслось. В остальных же случаях одобрение со стороны профильных градостроительных ведомств проходят только проекты по созданию районов комплексной застройки со всей необходимой инфраструктурой в зависимости от числа жителей — от социальных учреждений до паркомест с учетом размера жилого фонда.
«Аресты руководителей строительных ведомств в Краснодаре и Анапе — не компанейщина, которая скоро закончится. В отрасли давно следовало навести порядок»
Мост возможностей
— На днях открылось автомобильное сообщение через Керченский мост, реализация проекта во многом завершена. Большую часть строительных работ выполняли компании-подрядчики, которые не зарегистрированы в Краснодарском крае. Однако региональная отрасль производства строительных материалов оказалась в значительной мере задействована. Возможен ли спад в производстве стройматериалов на Кубани в связи с завершением проекта?

— Не думаю, что есть серьезный повод для беспокойства. Наш регион являлся и будет являться территорией, где активно развивается инфраструктура. Реализуются крупные проекты, в том числе требующие большого объема поставок стройматериалов. К примеру, вслед за строительством моста в рамках развития транспортного коридора между Центральной Россией и Крымом необходима реконструкция участка дороги от Краснодара через Славянск-на-Кубани до Таманского полуострова и, собственно, Керченского моста. В начале года эта трасса А290 была передана из краевой собственности в федеральную, чтобы обеспечить финансирование работ. Ее планируется сделать дорогой первой категории с как минимум четырехполосным движением — сейчас этим требованиям соответствует лишь порядка 10% всей протяженности дороги. Конечно же, для проведения строительных работ потребуются материалы, в частности цемент, который будут поставлять преимущественно кубанские производители. Также недавно утвержден проект строительство Дальнего за­падного обхода Краснодара протяженностью 55 километров. Вот вам и еще один рынок сбыта строительных материалов.

Более того, сам по себе ввод в эксплуатацию моста создает для отрасли производства стройматериалов на Кубани совершенно уникальную ситуацию. До того момента, как через мост будет налажено железнодорожное сообщение, наш край останется практически единственным поставщиком стройматериалов на полуостров. И если раньше ситуацию осложняла необходимость доставки через переправу, то с разрешением на движение большегрузов по мосту ограничение будет снято. Соответственно, снизятся операционные расходы, оборачивае­мость товаров и так далее. Конечно, после запуска железнодорожного сообщения возникнет конкуренция с более удаленными поставщиками, однако какое-то время «зеленый коридор» для кубанского бизнеса будет широко открыт.
Made on
Tilda