— Сколько предпринимателей в среднем обращается за год в Гарантийный фонд и какая часть из них становится получателями поддержки?
— В год в фонд обращается порядка 100—110 предпринимателей. Если мы возьмем статистику прошлого года, то 110 поручительств было выдано и порядка 10—12 субъектам МСП было отказано.
— По каким причинам чаще всего отказывают предпринимателям в получении поручительства фонда?
— Отказы случаются в основном в случае поступления в фонд пакета документов, содержащего недостоверные данные. В целом мы проводим стандартную процедуру: экономический и юридический отделы, а также служба экономической безопасности оценивают риски по каждой поступившей заявке на получение поручительства и выносят на обсуждение уполномоченной комиссии. Следует отметить, что фонд достаточно открыт для своих партнеров и всегда дает обратную связь по причине отказов.
— Как много времени проходит от момента обращения в фонд до получения кредита в банке при условии того, что у предпринимателя в порядке все документы?
— От трех до пяти рабочих дней, в зависимости от суммы поручительства. Это с учетом рассмотрения заявки, принятия решения и заключения договора поручительства.
— Как часто предприниматели не возвращают банку заемные средства, гарантом возврата которых выступает фонд?
— Несомненно, существует определенная доля невозврата кредитных средств. Мы на сегодняшний день имеем чуть больше 3% просрочки. Это, безусловно, единичные случаи, но они имеют место быть. Иногда это связано с тем, что предприниматели не всегда взвешенно подходят к обслуживанию долга, иногда бывают объективные причины в силу неконкурентоспособности того или иного продукта, могут быть неэффективные управленческие решения и так далее. У нас есть механизм действий в случае наступления подобных событий.
— Среди основных видов деятельности фонда помимо, собственно, выдачи гарантии банкам значительную роль играет оказание консультационных услуг и мероприятия по обучению предпринимателей. Насколько востребованы сегодня эти направления у представителей бизнеса?
— Центр развития предпринимательства, который является провайдером оказания информационных и консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, работает в различных сферах: от оказания услуг в разработке фирменного стиля, разработки сайта до разовой консультации, например по обращению предпринимателя в суд. Интерес у предпринимателей ко всем этим услугам достаточно высокий. Если посмотреть статистику проведения наших обучающих мероприятий, то практически всегда мы имеем высокую посещаемость. Каждый год фонд старается изменять тематику, исходя из спроса предпринимателей. С точки зрения консультаций мы также стараемся исходить из потребностей клиента.
— По результатам финотчетности фонда можно сделать вывод, что в последнее время работа организации была оптимизирована, что привело к снижению издержек и улучшению в результате финансовых показателей. Какими мероприятиями удалось этого достичь?
— Издержки фонда более или менее статичны, но если на одни и те же затраты фонд выдает больший объем поручительств, то в итоге это и говорит об оптимизации нашей деятельности. За последние год мы существенно расширили базу банков-партнеров, активно участвуем в мероприятиях, где есть потенциальные получатели нашей поддержки, работаем по доведению информации до потенциальных получателей услуги. Все это и влияет на улучшение показателей организации.