Бизнес-климат
Страховка — дело удаленное
Как меняется востребованность продуктов на рынке страховых услуг Краснодарского края
Основным драйвером страхового рынка Краснодарского края в 2017-м и первых месяцах 2018 года остается инвестиционное страхование жизни. Участники рынка отмечают снижение сборов по большинству остальных сегментов. При этом эксперты подчеркивают возраста­ющий интерес клиентов к продуктам добровольного страхования и считают одним из основных факторов выживае­мости компаний в будущем развитие онлайн-сервисов.

По информации ЦБ РФ, Краснодарский край закончил минувший год с небольшим минусом в объеме собранных страховых премий, что идет вразрез с общероссийской динамикой. Если в целом по России в 2017 году была собрана 1,277 трлн руб. страховых премий, что на 96,9 млрд руб., или 8,2%, больше, чем годом ранее, то на Кубани тот же самый показатель снизился за год на 2% — с 26,2 млрд руб. до 25,7 млрд руб. При этом значительная часть сегментов рынка показала отрицательную динамику, а столь небольшое итоговое снижение объясняется тем, что общие показатели по сборам были компенсированы взрывным ростом в страховании жизни. Наибольшую отрицательную динамику показало страхование имущества юридических лиц — минус 44,4%, до 2,43 млрд руб. Следующим в этом «антирейтинге» идет страхование ответственности юридических лиц и обязательное страхование объектов повышенной опасности — 937 млн руб. сборов в 2017 году, или минус 35,6% к показателям 2016 года. Сборы кубанских страховых компаний в сегменте страхования от несчастных случаев упали на 22%, до 2,04 млрд руб., в сегменте ОСАГО — на 13,8%, до 8,9 млрд руб. При этом, по данным регулятора, минимальный рост — на 0,8% зафиксирован по продажам полисов ДМС, на 7,2% (до 992 млн руб.) увеличились сборы в страховании имущества физических лиц и на 14,4%, до 3,56 млрд руб.,— сборы по каско.

Сегмент же страхования жизни в Краснодарском крае с 2016 по 2017 год вырос на 74,7%, или на 2,93 млрд руб.,— с 3,93 млрд руб. в 2016 году до 6,86 млрд руб. в 2017-м.
Игроки поменялись местами По данным ЦБ РФ, 75,7% страховых премий, собранных в 2017 году в Краснодарском крае, приходится на топ-10 страховщиков региона. При этом первая пятерка компаний в этом рейтинге демонстрирует положительную динамику роста портфеля во многом за счет снижения сборов других участников рынка. Так, портфель лидера рынка по объему сборов — «РЕСО» увеличился на 8,8%, до 3,17 млрд руб., «серебряный призер» — компания ВСК добавила 35,9% к цифрам прошлого года (до 2,91 млрд руб.). На третью позицию по результатам года перешло «Альфастрахование» с результатом 2,52 млрд руб., показав самую впечатля­ющую динамику прироста портфеля — 81,3%. «Согаз» с 2,25 млрд руб. сборов занимает четвертую строчку рейтинга крупнейших игроков рынка на Кубани (динамика прироста — 40,5%). На пятой строчке — страховое подразделение Сбербанка — 2,13 млрд руб. сборов с динамикой к прош­лому году 12,3%.

Жизнь притянула инвестиции
Опрошенные „ЭР" эксперты отмечают, что основной драйвер роста на рынке страхования в крае, как и в России в целом,— страхование жизни показывает столь внушительную динамику прежде всего за счет полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). По данным Банка России, за год сборы по страхованию жизни в целом по России выросли на 60%, до 331,5 млрд руб., в результате его доля превысила четверть объема всего рынка. При этом РА «Эксперт» приводит данные о том, что по итогам 2017 года объем сборов конкретно в ИСЖ составил 230 млрд руб., рост — 75—80%. По информации Ассоциации страховщиков жизни совместно с комитетом по развитию страхования жизни Всероссийского союза страховщиков, в 2016 году объем премий ИСЖ также показывал взрывной рост: почти на 64% по сравнению с 2016 годом, до 140 млрд руб.

Директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Краснодарском крае Эдуард Гайдаенко напоминает, что о колоссальном потенциале рынка ИСЖ начали говорить еще пять — семь лет назад — его объемы постепенно увеличивались. По словам господина Гайдаенко, сейчас фаза активной реализации этого потенциала, запустить которую помогли экономические условия. Прежде всего это связано с падением банковских ставок по вкладам ниже привлекательного для частных инвестиций уровня. По данным ЦБ, среднее арифметическое максимальных ставок десяти крупнейших банков по объему депозитов снизилось за последние два года на 2,7% — до 7,3%. В итоге частные инвесторы стали искать им альтернативу, которой и стали инвестиционные продукты — открытые паевые инвестиционные фонды и продукты ИСЖ. Вмес­те с тем господин Гайдаенко отмечает, что вложения в ПИФы все же связаны с высокими рисками, а в недвижимость — требуют больших сумм, при этом сами объекты даже в мегаполисах уже недостаточно ликвидны. «В таких условиях инвестиционное страхование жизни выходит на первый план и становится интересно более широкому кругу клиентов. Программы ИСЖ позволяют рассчитывать на более высокий, по сравнению с депозитами, инвестиционный доход, а также страховую защиту. Такое сочетание выгодно покупателям, которые хотят стабильности и гарантий в эпоху перемен, а развитие партнерских каналов продаж, в частности банковских, делает процесс оформления полиса ИСЖ более простым, легким и понятным для клиента»,— подчеркивает собеседник „ЭР".

Без гарантий доходности
Инвестиционное страхование жизни — продукт смешанного типа, который состоит из страховой и инвестиционной частей. Страховая часть стабильна, ее возврат гарантирован. К тому же клиент может получить дополнительно налоговый вычет — 13% от размера взносов по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет. Максимальный размер социальных расходов, с которых предоставляется вычет по НДФЛ, составляет 120 тыс. руб. в год, следовательно, размер налогового вычета не может превышать 15,6 тыс. руб. в год. Еще один плюс ИСЖ — юридическая защищенность. Средства, уплаченные в рамках договора страхования, принадлежат страховщику и не являются имуществом должника, находящимся у третьих лиц. Следовательно, эти инвестиции не могут быть конфискованы, попасть под арест, они не подлежат разделу между супругами при разводе и не могут быть взысканы по решению суда.

Среди минусов ИСЖ то, что доходность по ним не гарантируется. Достаточно большая инвестиционная часть суммы страховки состоит из вложений в финансовые инструменты: акции, облигации, драгоценные металлы и т. д. Ее доходность зависит от конъюнктуры финансового рынка. Если направление стоимости базового актива было выбрано неверно, клиент получает только внесенную сумму. Также минусом ИСЖ можно считать то, что договор нельзя досрочно расторгнуть без потерь: в случае досрочного выхода из договора клиент теряет не только инвестиционную часть, но и ощутимую часть взноса. Поэтому деньги замораживаются на три — десять лет.
Генеральный директор «Уралсиб Страхование» и «Уралсиб Жизнь» Мария Мальковская подчеркивает, что росту продаж программ ИСЖ способствовала банковская система, через которую в основном реализуются полисы. «Банковский сектор очень заинтересован в комиссионном доходе от их реализации»,— говорит госпожа Мальковская. Интерес банков продиктован размером вознаграждения за их продажу, который выше, чем по другим финансовым продуктам. По оценкам участников рынка, размер комиссионных при продаже ПИФов составляет 2,5—3% от объема привлеченных средств, тогда как при продаже ИСЖ он в несколько раз выше. Гендиректор «Сбербанк страхование жизни» Алексей Руденко отмечает, что комиссия по ИСЖ зависит от срока, валюты, уровня гарантии и канала продаж и может варьироваться от 2% до 12%.

В пресс-службе «Альфастрахования» отметили, что помимо высоких комиссионных ИСЖ для банков еще и один из действенных способов удержать клиента: они активно предлагают ИСЖ тем, кто приходит забирать вклады.

Политика ЦБ по расчистке банковского сектора также оказала влияние на рынок ИСЖ. За последние пару лет лицензий лишилось немало финансовых организаций, в том числе и те, что входили в топ-50 банков по размеру активов. В новый Фонд консолидации банковского сектора переходили крупнейшие частные компании: «ФК Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк. Поэтому вкладчики, чьи сбережения превышали гарантируемую государством страховую сумму 1,4 млн руб., были вынуж­дены учитывать этот фактор при выборе инструментов доходности. По данным «Сбербанка страхование жизни», основные покупатели нового страхового продукта в России — представители среднего класса с объемом сбережений 1—3 млн руб. Средний счет ИСЖ в компании составляет 400—500 тыс. руб. Средний возраст клиента превышает 45—50 лет.
«Мотор» сбавляет обороты
Краснодарский край традиционно относится к числу проблемных в сегменте ОСАГО, в том числе из-за активной­ деятельности автоюристов. По данным ЦБ, сборы по ОСАГО на Кубани за 2017 год составили 8,9 млрд руб. (минус 13,8% к 2016 году), из них 86,8% приходится на продажи физлицам. Автомобилистами края приобретена 1,4 млн полисов ОСАГО. Направление по-прежнему убыточно для страховщиков. Выплаты за этот период составили 10,5 млрд руб., из них 91,5% — физлицам. Общее количество урегулированных случаев за 2017 год превысило 110 тыс. единиц. Средний убыток, выплаченный автомобилистам-физлицам,— 86,4 тыс. руб.

По данным ЦБ РФ, в целом по России на рынке ОСАГО в 2017 году было собрано 222 млрд руб. — на 12 млрд руб. меньше, чем годом ранее. Собеседники „ЭР" отмечают затяжную рецессию на рынке автострахования, подчеркивая, что причины этих процессов вышли за рамки внутрирыночных и усугубляются нестабильной экономической ситуацией и падением покупательной способности населения. «Отдельные положительные тенденции автомобильного рынка, такие как восстановление уровня продаж новых автомобилей и активизация автокредитования, не могут оказать заметного влияния на ситуацию в ОСАГО и каско. Статистика Центробанка показывает, что в 2017 году „моторные" виды показали худшую динамику за последние семь лет, объем рынка каско в России, к примеру, составил 162,5 млрд рублей — это своеобразный антирекорд сегмента»,— говорит Эдуард Гайдаенко из Ингосстраха. Он также напоминает о структурном кризисе ОСАГО: введение приоритета натуральной формы возмещения не оказало значимого влияния на сегмент — страховщики продолжают нести убытки, а некоторые вынуждены покинуть рынок. Так, в 2017 году 11 компаний прекратили деятельность по ОСАГО, подчеркивает собеседник „ЭР".

В компании «Альфастрахование» соглашаются, что рынок ОСАГО и каско в России привязан к цифрам и прог­рессу продаж на авторынке, а также зависит от доступнос­ти автокредитов, за счет которых формируются основные продажи автомобилей. Однако в компании положительно оценивают перспективы развития каско. «Благодаря наблюдаемому всплеску автопродаж мы рассчитываем, что уже в ближайшее время произойдет рост каско»,— сообщили в пресс-службе «Альфастрахования».
Господин Гайдаенко среди других негативных тенденций автострахования отмечает также продажу поддельных полисов ОСАГО. Их количество, по разным оценкам, достигает миллиона штук по стране, приводит данные эксперт. Еще одна негативная составляющая — отказ автовладельцев от полиса ОСАГО. Госпожа Мальковская из «Уралсиб Страхования» также отмечает, что эта тенденция в последнее время усиливается.

По данным РСА, общее количество автовладельцев, не имеющих полиса ОСАГО, в Российской Федерации уже достигает 3 млн человек. «Кроме того, стоит выделить локальные факторы, связанные с высокой долей мошенничеств в ОСАГО и снижением объемов сборов по каско за счет популяризации более дешевых программ страхования с франшизами и дробным покрытием рисков. По итогам 2017 года сборы Ингосстраха по ОСАГО снизились на 22%, по каско — на 9%»,— говорит директор филиала компании в Краснодарском крае Эдуард Гайдаенко.

Опрошенные „ЭР" эксперты отмечают, что ущерб страховым компаниям по-прежнему наносит деятельность автоюристов. По данным РСА, выплаты страховщиков по решению суда в 2017 году составили 37,4 млрд руб., из которых 17,9 млрд руб. — страховые суммы и 19,5 млрд руб. — накладные расходы, не связанные со страховой деятельностью. Показатели ухудшились даже по сравнению с 2016 годом, когда из 26,3 млрд руб. судебных выплат 13,1 млрд руб. приходилось собственно на суммы страховок и 13,2 млрд руб. — на компенсацию накладных расходов. Как показывают опросы страховых компаний, до 80% от выплат по суду перешли в прошлом году посредникам-автоюристам, а не владельцам полисов ОСАГО.

«В попытках взять убыточность по ОСАГО под контроль страховые компании стали консервативно относиться к работе в этом сегменте, отсюда и снижение объемов страховых премий»,— отмечает господин Гайдаенко. К примеру, недавно Росгосстрах сообщил, что по результатам первого квартала 2018 года компания впервые с 2014 года показала символическую прибыль. По данным самого страховщика, причинами убытков были преимущественно «фундаментальные проблемы в ОСАГО».
Пока большая часть страховых договоров заключается в офисе, но будущее отрасли — за онлайн-сервисами, утверждают эксперты
Добровольная экономия
Участники рынка обращают внимание на то, что в 2017 году в РФ наблюдалась тенденция к снижению сборов по продуктам обязательного страхования и рост сборов в «добровольных» сегментах. Помимо очевидного влияния снижения сборов по ОСАГО и роста продаж полисов ИСЖ участники рынка связывают ее с активным продвижением новых продуктов: страхования рисков путешественников, финансовых рисков и т. д. «Кроме того, влияние на рынок оказывает рост ипотеки, которая повлекла за со­бой продажи страхования имущества»,— отмечают в «Альфастраховании».

Также влияние на рынок оказало сохранение объемов сборов в сегменте добровольного медицинского страхования. В целом в крае сегмент ДМС показал небольшой прирост: плюс 0,8% к 2016 году, до 774 млн руб. В большинстве компаний продажи полисов ДМС снизились. При этом существенный рост портфеля ДМС показала компания «РЕСО» (плюс 64,2%). По данным директора Краснодарского филиала ПАО СК «Росгосстрах» Александра Казакова, значительный прирост в компании наблюдался по сегменту ДМС для физических лиц — 217%. «Мы отмечаем рост интереса к новому продукту „РГС Международная медицинская помощь", который предусматривает лечение впервые диагностированных критических заболеваний, в том числе и онкологии, в ведущих зарубежных клиниках. В 2017 году общая сумма ответственности компании по договорам, заключенным в филиале по этой программе, составила более 2,2 млрд рублей»,— сообщил господин Казаков. Он также отметил растущий интерес к программам медицинского страхования для иностранцев, на случай осложнений после вакцинации, от укуса клеща, туристического медицинского страхования.

В целом в РФ рынок ДМС показал большую, по сравнению с краевой, динамику прироста сборов — 1,6% (до 140 млрд руб., данные ЦБ РФ). Однако, отмечает господин Гайдаенко из Ингосстраха, большую роль в этом сыграла индексация цен на услуги медцентров. По его мнению, на рынок ДМС оказывает отрицательное влияние сокращение социальных пакетов работодателей, которые если не отказываются полностью от ДМС, то выбирают более дешевые программы или сокращают ассортимент медуслуг, включенный в действующие страховые пакеты. В качестве ответа на запрос клиентов в экономии рынок стал предлагать дешевые программы с франшизой. «Что касается прогнозов, то задать вектор развития рынку ДМС в перспективе трех — пяти лет может телемедицина. Программы ДМС с телемедициной помогут расширить аудиторию пользователей медуслуг, предложить клиентам новые форматы общения с врачами, а также повысить доступность качественной медпомощи в регионах»,— считает господин Гайдаенко.

Такой перспективный онлайн
Одним из основных трендов ближайших лет в страховании опрошенные „ЭР" эксперты считают развитие онлайн-сервисов. «Продажа продуктов через сайт или мобильные приложения, урегулирование убытков через них же позволяют страховщикам экономить на стоимос­ти обслуживания продаж и в целом сокращают расходы компаний. Но главный плюс — сокращается потерянное в дороге и на ожидание время страхователей, на поездки в офис и центры урегулирования убытков. Например, вы можете не только покупать полисы с помощью собственного телефона, но и заявить убыток по ОСАГО прямо на месте аварии. Или по полису путешественника связаться со страховщиком и получить необходимую выплату, если рейс задержан или отменен»,— подчеркивают в «Альфа­страховании».

Не менее важное новшество — программы автострахования с телематикой, где автомобилист в режиме онлайн может контролировать параметры своего вождения, получать статистику, корректировать стиль езды, чтобы получить более низкий тариф на каско. «Аккуратные водители сегодня могут купить полис каско на 30—40% дешевле, ведь при расчете тарифа будет применяться индивидуальная методика оценки риска, которая уникальна для стиля вождения каждого клиента, установившего необходимое оборудование в свой автомобиль»,— говорят в Ингосстрахе. Кроме того, в мобильных страховых сервисах появляются новые опции, упрощающие взаимодействие клиента со страховщиком. «В начале 2018 года наша компания внесла в свое приложение IngoMobile опцию самоосмотра каско — теперь автовладелец может оформить полис без визита в офис: он сам делает фото, а осмотр машины проводится удаленно с помощью ­видеозвонка»,— рассказал господин Гайдаенко.

По данным Росгосстраха, в 2017 году в целом ­по рынку на долю онлайн-продаж пришлось порядка ­2% от общего объема страховых премий. Однако тенден­ция к перетеканию страхования в Интернет будет нарастать. «По данным статистических обзоров, уже свыше 70% британцев покупают страховку посредством Интер­нета и телефона, во Франции этот показатель приблизился к 50%. Такая популярность данного канала продаж ­объясняется отсутствием необходимости посещать офис компании или искать агента, а также доступ­ностью сервиса 24 часа в сутки»,— сообщают в Росгосстрахе.

Госпожа Мальковская из «Уралсиб Страхования» отмечает, что, хотя с точки зрения диджитализации страховой рынок сильно уступает банковскому сектору, развитие идет очень высокими темпами, меняя привычную бизнес-модель страховщиков и делая сами продукты более привлекательными. «В ближайшее время именно способность быстро реагировать и предлагать решения в онлайне будут одним из ключевых конкурентных преимуществ на рынке»,— считает она.

Среди основных факторов, которые будут влиять на развитие страхования в России и в Краснодарском крае в частности, эксперты также называют воздействие регулятора и неустойчивость экономики в условиях кризиса. «Новые стандарты и требования к работе компаний необходимы для создания прозрачного и эффективного рынка, но они оказывают давление на компании. Кроме того, доходы населения падают и спрос на страхование снижается. В результате какие-то игроки вынуждены покинуть рынок, другие же — менять свою бизнес-модель. В условиях высокой конкуренции появляются новые продуктовые решения, новые сервисы для клиентов (например, удаленное урегулирование). При этом выживают только те компании, которые мо­гут удержать клиента своим уникальным предложением и качественным сервисом»,— ­говорит госпожа Мальковская.

Андрей Нимченко
Made on
Tilda