ПЕРСОНА
Игорь Галась: «Темпы роста экономики Кубани стабильно выше среднероссийских»
Вице-губернатор региона о стратегии развития края, доходах и расходах бюджета, производительности труда и финансовой грамотности кубанцев
Экономика на подъеме
— Игорь Петрович, минувший год завершился для Кубани с позитивным результатом. Практически все отрасли экономики показали рост. Это в свою очередь поспособствовало наращиванию налоговой базы и увеличению доходов. Как сегодня ведет себя экономика? Есть ли тенденции к дальнейшему развитию, какие отрасли выбились в лидеры в этом году?
— Статистика по итогам первого квартала свидетельствует о сохранении благоприятной социально-экономической ситуации в крае. Большинство отраслей экономики демонстрирует уверенную положительную динамику. При этом сельское хозяйство, транспортировка и хранение, розничная торговля показывают более высокие темпы роста, чем в первом квартале прошлого года.
Рост промышленного производства составил 101,2%. Высокие темпы достигнуты в сельском хозяйстве: 102,3%.

Обеспечен рост грузооборота всеми видами транспорта и морскими портами. Увеличен пассажиропоток на железнодорожном, водном транспорте и через аэропорты края. Наращивают обороты все отрасли потребительского рынка. Темпы роста розничной торговли достигли 101,6%, общественного питания — 102,2%, платных услуг населению — 102,8%.

Ощутимое отставание от показателей первого квартала прошлого года допущено только в строительстве: 94%. Это обусловлено главным образом продолжающимся снижением объемов жилищного строительства, что сейчас одна из серьезнейших проблем в отрасли. Также на показателях ее результативности отразилось и завершение основного объема работ по строительству автомобильной части Крымского моста и транспортных развязок к нему. Тем не менее в дальнейшем мы прогнозируем возвращение строительного сектора к положительным результатам.
Среднемесячная заработная плата в январе — марте оценена Краснодарстатом в размере 31,4 тыс. рублей. Это на 10,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. С учетом инфляции 2,2% реальная заработная плата составила 108,4%. Год назад — 102,1%. Кроме того, по оценке Краснодарстата, наконец впервые с октября 2016 года преодолели отрицательные значения реальные располагаемые денежные доходы населения: 100,9%.

Считаю, что и в дальнейшем реальной угрозы нарушения стабильности региональной экономики нет. Край достаточно уверенно движется по курсу на развитие темпами выше среднероссийских. Напомню, что задача на этот год — обеспечить рост ВРП не менее чем на 102,5%.

Южный полюс роста России
— В конце 2017 года Краснодарский край презентовал Стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года. Как идет процесс согласования документа на федеральном уровне? Когда начнется реализация документа?
— Проект Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года действительно впервые публично был презентован в конце прошлого года. Однако после он еще дорабатывался. В частности, приводился в соответствие с тезисами последнего обращения президента к Федеральному Собранию. Отмечу, что и приоритетам нового майского указа президента (от 7 мая 2018 года номер 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») наша стратегия в итоге тоже полностью соответствует. Более того, по некоторым ожидаемым показателям, например по уровню наращивания производительности труда, мы наметили для себя даже более амбициозные цели.
В целом векторы развития в региональной стратегии скоординированы с общероссийскими приоритетами, и мы рассчитываем, что это будет отмечено на федеральном уровне в процессе согласования документа.

Процедура согласования уже стартовала, она длительная и может занять до полугода. Поскольку наша стратегия содержит много проектов, в том числе и межрегиональных, в различных секторах экономики, требуется согласование не только Минэкономразвития РФ, но и всех отраслевых федеральных органов власти. После одобрения федерацией финальная версия проекта будет вынесена на утверждение Законодательного собрания Краснодарского края и обретет официальный статус краевого закона.

При этом нельзя забывать, что длительность процедур согласования документа никак не отодвигает сроки начала реализации стратегии. Работа по сути уже стартовала.
2018 год — подготовительный этап. Сейчас мы занимаемся приведением в соответствие требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ» региональной нормативной базы, корректируем прогнозные документы, чтобы они были взаимоувязаны с задачами и целями стратегии, создали региональный проектный кабинет, возглавляемый губернатором, который занимается формированием проектных офисов реализации семи флагманских проектов.

Каждым таким офисом будет руководить вице-губернатор, в него также войдут крупнейшие стейкхолдеры в отраслях и общественники. Совместно эти команды будут формировать и контролировать реализацию целого портфеля отдельных проектов, направленных на достижение глобальной цели флагманского проекта.

— Каких основных показателей должен будет добиться регион в рамках реализации предложенной стратегии в приоритетных отраслях и какие меры для этого предусмотрены?
— Кубань — опорный регион на юге России, и реализация новой стратегии должна укрепить наши позиции, обеспечив конкурентоспособность не только в российском пространстве, но и на мировых рынках. Несколько иллюстраций того, что для этого необходимо. По нашим расчетам, требуется ежегодный рост экономики не менее 4% и увеличение ВРП к 2030 году более чем в два раза — до 4,5 трлн рублей. Также стратегией предусмотрено увеличение производительности труда более чем в 2,5 раза и во столько же — объема промышленной продукции. В этих условиях консолидированный бюджет края превысит 600 млрд рублей (в 2017 году собственные доходы края составили 253 млрд рублей).

Для реализации таких амбициозных целей потребуются солидные инвестиции — около 15 трлн рублей накопленного объема в основной капитал за весь период реализации стратегии.

Меры, способные обеспечить за­явленные целевые показатели,— это, во-первых, «перезагрузка» всех ключевых отраслей экономики региона путем цифровизации, применения передовых методов менеджмента, технологических и научных новаций, повышения квалификации рабочих и перевооружения предприятий. Во-вто­рых, масштабное расширение и обновление инфраструктуры: социально-­бытовой, транспортной. В-третьих, пе­реход на новый уровень административного управления, так называе­мое госуправление 3.0. Но главное, на мой взгляд, что предстоит сделать,— это значительно повысить качество человеческого капитала, стать регионом, в который будут не только приезжать таланты, но где они будут рождаться, расти, воспитываться, развиваться и эффективно работать.
Таким образом край, устойчиво развиваясь опережающими темпами, должен стать одним из локомотивов, которые выведут страну в пятерку крупнейших экономик мира.
Реализация новой Стратегии развития края предполагает ежегодный рост экономики не менее 4% и увеличение ВРП к 2030 году более чем в два раза — до 4,5 трлн рублей. К 2019 году объем госдолга должен сократиться на 3,9 млрд рублей —
до 145,2 млрд. Долговая нагрузка составит не более 75%, хотя три года назад
она составляла почти 100%
Бюджет-2018: прирост стабильный
— Бюджет Краснодарского края увеличивается с каждым годом. И зачас­тую в ходе финансового «сезона» ­депутаты ЗСК не по одному разу вносят корректировки в сторону увеличения расходов в связи с дополнительными поступлениями дохо­дов. Как в 2018 году обстоят дела с наполняе­мостью краевой казны? ­Каковы в целом промежуточные ­итоги выполнения главного финансового документа региона?
— Ежегодно, готовя проект краевого бюджета, мы стараемся максимально объективно прогнозировать финансовые результаты и обеспечивать оптимальное соотношение доходов и расходов. В процессе исполнения бюджета коррективы неизбежны. ­Последние изменения вносились в закон о краевом бюджете в марте, к майской сессии ЗСК подготовлены очередные. Предполагается увеличить расходы на социальные программы, образование, развитие сельского хозяйства, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

Около 1 млрд рублей планируем добавить на создание новых и оснащение уже готовых учебных мест в школах. Более 470 млн направляем на развитие материально-технической базы детских поликлиник.

Не остается без внимания и реальный сектор экономики. Финансирование госпрограммы края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предлагаем увеличить на 172 млн рублей, из которых 100 млн рублей предус­мотрено для предоставления субсидии субъектам агропромышленно­го комплекса на повышение продук­тивности в молочном скотоводстве и 50 млн рублей — на предоставление грантов начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы.

Также для поддержки МСП предлагается увеличить на 150 млн рублей капитализацию Фонда микрофинансирования.

В целом бюджет исполняется планово. Согласно поручению губернатора доходы консолидированного бюджета края в этом году должны составить не менее 260 млрд рублей. За 4 месяца уже мобилизовано 86,6 млрд рублей с устойчивой позитивной динамикой к уровню прошлого года — 112,3%.

В разрезе доходных источников выше прошлогодней динамика поступлений по налогу на доходы физических лиц (109,6%), налогу на имущество организаций (153,9%), налогам на совокупный доход (118,8%) и неналоговым доходам (106,9%).
Наибольший объем поступлений обеспечивают предприятия топливно-­энергетического комплекса, потребительской сферы, транспортной и сельскохозяйственной отраслей.

В территориальном разрезе более­ половины муниципалитетов края держат темп прироста доходов в консолидированный бюджет выше 10%. Это хороший результат, обеспеченный здоровой экономикой городов и районов. С отстающими муниципалитетами мы в постоянном диалоге: выявляем пробелы и совместно определяем и реализуем способы их устранения.

Вместе с тем в регионе осуществляется целый комплекс мероприя­тий по увеличению доходной части консолидированного бюджета для всех муниципалитетов.
Например, работа с одним из самых стабильных, но при этом и перспективных источников налоговых поступлений — НДФЛ — путем легализации трудовых отношений с трудовыми миг­рантами, выявления неформальной занятости (в том числе сезонной) в сельском хозяйстве, строительстве и потребительской сфере.
Также не первый год проводим большую работу в курортной сфере по выявлению и привлечению к налогообложению нелегальных средств размещения и проживания. В прошлом году региональным министерством курортов совместно с налоговой службой и правоохранительными органами в было проведено более 1800 рейдов, по результатам которых принимались меры, в том числе привлечено к административной ответственности 35 неле­гальных предпринимателей. В этом году аналогичные рейды пройдут на всех курортных территориях.

Еще мы активизируем работу по выявлению и наказанию физических лиц, не декларирующих доходы от продажи недвижимого имущества или сдачи его в аренду. Кроме того, запланированы мероприятия по обеспечению полноты своевременности уплаты налогов собственниками коммерческих объектов недвижимости.
Достаточно серьезное внимание уделяется также мобилизации региональных и местных налогов, на которые не влияют результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков: налоги физических лиц на имущество, землю и транспорт. В этом году планируем начать активную информационно-разъяснительную работу о необходимости уплаты этих налогов уже с 1 июля.

Госдолг: работа на уменьшение
— В последние годы госдолг Краснодарского края перестал увеличиваться. Ранее не раз отмечалось, что основная стратегия работы края с госдолгом — предотвращение роста и снижение нагрузки на бюджет, в том числе за счет роста его доходной части. Вместе с тем, насколько нам известно, абсолютный объем госдолга в 2017 году несколько снизился. Изменилось ли что-либо в подходе к этому вопросу со стороны администрации края и как будет осуществляться работа по снижению долговой нагрузки на бюджет в дальнейшем?
— Долговая политика края не изменилась. Для нас в приоритете по-прежнему сбалансированность краевого бюджета. Мы приступили к постепенному снижению долга в абсолютной сумме, но, как и ранее, этот процесс не будет в ущерб социальным гарантиям и развитию реального сектора экономики. То есть мы продолжим своевременно выполнять долговые обязательства, одновременно работая над оптимизацией расходов на обслуживание долга, уменьшением дол­говой нагрузки и изыскивая дополнительные резервы погашения.

Снижение объема государственного долга по итогам 2018 года прогнозируется за счет уменьшения обязательств по государственной гарантии Краснодарского края.
К 2019 году объем долга должен составить не более 145,2 млрд рублей. Это на 3,9 млрд рублей ниже, чем в начале текущего года. Долговая нагрузка прогнозируется на уровне не более 75%. При этом напомню, что еще три года назад она составляла почти 100%.
Развитие промышленности — устойчивый тренд в экономике Кубани
«Реальные» затраты
— Более 70% ежегодных расходов края приходится на социальные ­статьи. Как распределяются средства, которые регион направляет на развитие реального сектора экономики? Какие здесь задачи и приоритеты?
— Основная часть «несоциальных» расходов краевого бюджета в ближайшие три года будет направляться на развитие сети автомобильных дорог края и поддержку сельского хозяйства.

В 2018 году на развитие сельского­ хозяйства направляется 6,9 млрд рублей, в дорожный фонд — 28 млрд рублей, на развитие жилищно-коммунального хозяйства — 1,8 млрд рублей.

Также с этого года начинает работу Фонд развития промышленности Краснодарского края с капитализацией 500 млн рублей. Он будет предоставлять льготные займы региональным промпредприятиям. С учетом оценки результативности данной формы поддержки мы уже в ближайшее время рассмотрим возможность увеличить финансирование фонда до миллиарда рублей. Кроме того, в текущем году продолжает действие региональная программа «Развитие промышленнос­ти Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности». Хочу отметить, что направление дополнительных средств на развитие промпроизводства для увеличения доли промышленности в структуре экономики Кубани — это одна из основных задач текущей бюджетной политики региона.

Кроме этого считаю немаловажным элементом поддержки реального сектора экономики капитальные расходы бюджета. С учетом того, что снижаются частные инвестиции в строительную отрасль, государство должно увеличивать объем бюджетных расходов капитального характера. Так, в этом году мы финансируем капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности в объеме более 16,5 млрд рублей, при этом в 2016, 2017 годах эта сумма составляла по 10 млрд рублей.

Производительность — в массы!
— Краснодарский край входит в число регионов — участников программы повышения производительности труда. Как реализуется эта программа сегодня, каких успехов уже удалось добиться и какие стратегические задачи в рамках ее выполнения ставятся перед органами власти Кубани?
— Реализация федерального приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в пилотном режиме стартовала в августе прошлого года. Край по условиям соглашения с Минэкономразвития РФ в этом году присоединился к регионам-участникам. Кубань — единственный пилот из ЮФО, поэтому мы чувствуем особую ответственность.

До конца мая будет проводиться отбор десяти краевых организаций, в которых планируется внедрить механизмы повышения производительности труда. Участниками программы станут производственные предприятия с объемом выручки не менее 800 млн рублей в год и потенциалом повышения производительности труда не менее 10%. Условия не для всех, но, по мнению экспертов, они оптимальны для достижения ожидаемого эффекта. Для каждого из участников будет разработана индивидуальная программа повышения производительности труда, организационное и методическое обеспечение которой, а также проведение непосредственных мероприятий будут осуществляться специализированным Центром компетенций. В нашем регионе он создается на базе Фонда развития промышленности Краснодарского края. Предполагается заключение соглашений между цент­ром и участниками программы, в рамках которых будут созданы рабочие группы с привлечением консалтеров и экспертов в сфере повышения производительности труда.

В результате участия в проекте организации-пилоты смогут упрочить конкурентоспособность своего бизнеса, обеспечить рост оплаты труда и улучшение условий для работников, обеспечить снижение ресурсных затрат на производстве.
А если говорить о миссии проекта в целом, то цель — создать на базе участников-пилотов лучшие практики, потом этот опыт массово внедрять на других предприятиях, максимально широко тиражировать эти «истории успеха» во всех отраслях экономики и регионов, и страны в целом.

Финансовый ликбез для кубанцев
— Вы также курируете такое направление деятельности органов исполнительной власти края, как повышение финансовой грамотности населения. Почему государство считает важ­ным улучшать финграмотность и каки­ми методами планирует этого доби­ваться?
— В регионе работа по повышению финансовой грамотности населения активно проводится уже почти 10 лет — с 2008 года. Наравне с трансляцией азов финансовой грамотности населению через СМИ, с помощью специальных мероприятий, семинаров и т. д. очень важной частью работы я считаю профильную углубленную подготовку квалифицированных специалистов, которые подключаются к процессу обучения. На территории края для этого работает три региональных ­центра финансовой грамотности. ­На сегод­няшний день ими организовано повышение квалификации более тысячи преподавателей школ и ссузов, а также подготовлено более 330 финансовых консультантов.

Хочу также отметить, что повышенное внимание в просветительской дея­тельности мы уделяем образованию подрастающего поколения. Кубань ежегодно принимает участие в федеральном проекте Минфина РФ — Неде­ле финансовой грамотности для детей и молодежи. Этот год не стал исключением. Мероприятия недели в апреле состоялись во всех муниципалитетах региона.

В этом году в школьную программу будут включены факультативные курсы по финансовой грамотности. Для этого в регион поступят учебно-методические комплекты, учебники для детей и для взрослых, которые позволят изучать финансовые вопросы не только в школе, но и дома. А летом стартуют образовательные лагерные смены в «Орленке». Также на постоянной основе в регионе проходят разнообразные творческие конкурсы и викторины для юного поколения. Но и для остальных, кто желает самостоятельно подтянуть уровень финграмотности, достаточно ресурсов и предложений.

Так, на сайте министерства экономики края создан специализированный раздел по финансовой грамотности, где актуальная, полезная и понятная информация для людей любых возрастных категорий. В будущем мы планируем расширить рубрику сайта до специализированного ин­тернет-портала. Кроме регионального ресурса советую обратиться также к федеральному сайту вашифинансы.рф.

Почему повышению финграмотности населения мы уделяем повышенное внимание? Во-первых, чтобы ­обезопасить наших жителей. Финансово грамотный человек никогда не станет в надежде на «быстрые» деньги вступать в финансовые пирамиды и не поймается на другие уловки мошенников. Во-вторых, во всем многообразии фининструментов важно разбираться еще и для того, чтобы рационально и эффективно управлять своими личными средствами, например грамотно инвестировать их для получения дополнительного дохода.

Андрей Нимченко
Made on
Tilda