Еда должна быть понятной и вкусной
Смену трендов на ресторанном рынке Краснодарского края отмечают все опрошенные „ЭР" эксперты. К примеру, Владилена Гредина рассказывает, что ее «Семья ресторанов родной кухни» в связи с этим открывает еще один ресторан — быстрого питания и здоровой пищи, где средний чек будет 500—700 руб. «Это, конечно, не фастфуд, но уже что-то по типу гамбургерных. Сейчас существуют следующие тренды на рынке: быстро, качественно, вкусно и дешево. Если это гамбургер, то он должен быть из свежего мяса, если это пельмени, вареники или борщи, то должны быть небольшие порции. Все идет к экономии. Кроме того, рестораны вынуждены сейчас придумывать какие-то акции, какие-то сеты, чтобы привлечь гостя. Собственник готов делиться своей прибылью ради оборота, ради увеличения числа посетителей»,— говорит ресторатор. Анна Нетягина рассказывает, что, несмотря на то, что у каждого заведения изначально есть своя концепция и целевая аудитория, чтобы оно оставалось на плаву, необходимо постоянное поддержание качества блюд и качества обслуживания, а делать это весьма непросто. «Тут главное — не соответствовать трендам, а держать на уровне качество: и сервиса, и еды. Главное — еда должна быть вкусная, что бы ни происходило»,— делится опытом эксперт. По ее словам, сейчас все рестораны понимают, что питание должно быть более демократичным. А это опять же связано с тем, что средний класс занял серьезную позицию в экономике. «Есть запрос от среднего класса на отдых в ресторанах, чтобы было все удобно, чтобы была понятная вкусная еда, чтобы были комфортные условия для детей, для семейного отдыха. Это то, что сейчас работает, и то, что сейчас приносит деньги»,— констатирует госпожа Нетягина.
Впрочем, экономить рестораторам все равно приходится. По словам Владилены Грединой, несмотря на то, что цены на продукты растут, заведения вынуждены снижать стоимость блюд. А это означает, что на чем-то приходится экономить. В частности, тщательнее считать хозяйственные расходы и начисление заработной платы сотрудников. А чтобы не снижать им зарплату, остается производить реорганизацию структуры и пересматривать какие-то расходные части. Ко всему прочему на ресторанном рынке растет конкуренция. По словам Сергея Брилева, если раньше можно было открыть заведение и сразу же пользоваться хорошим спросом несколько лет, то сейчас приходится серьезно бороться за местом под солнцем. «Чтобы удержаться на плаву, нужен высококвалифицированный персонал. Нужно учитывать все тенденции: это и местоположение заведения, и концепция ресторана, приходится уделять много времени оптимизации самого производства»,— говорит управляющий.
Владелец краснодарского кафе «Инжир» Юрий Гусиков также констатирует, что ресторанный бизнес движется в сторону бюджетного предложения со средним чеком 300—400 рублей, но при этом в заведении должен быть хороший сервис, приличный интерьер и качественная кухня. «Я думаю, что те рестораны, которые захотят выжить в ситуации снижения среднего чека, выживут, потому что переориентируются на большой поток. В ситуации, когда люди не готовы тратить большие деньги на дорогие рестораны, растут объемы выручки у заведений быстрого питания, падают у заведений среднего уровня и примерно на том же уровне остаются у дорогих ресторанов — они на себе практически не ощущают кризисные явления»,— говорит ресторатор. Смена форматов, которую можно наблюдать в последнее время, по его словам, произошла из-за того, что реальные доходы населения ощутимо снизились. «В стране, по статистике, только около 10% семейных расходов приходится на питание вне дома. Грубо говоря, если семья зарабатывает 50 тысяч рублей в месяц, максимум, который она готова потратить на кафе и рестораны,— 5 тысяч в месяц. В такой ситуации, конечно, заведения чувствуют себя не очень хорошо. Но, насколько я знаю, ситуация улучшается. В обозримом будущем, думаю, все будет идти по этому вектору: заведения будут снижать чек и ориентироваться на поток. Никаких скачков вверх-вниз я не прогнозирую»,— рассказал господин Гусиков.