— Одним из «узких мест» отрасли некоторых курортных городов все еще остается турпоток в межсезонье. Как привлечь туристов не только летом, но и зимой?
— Сегодня курорты региона предлагают круглогодичный отдых, поэтому само понятие «межсезонье» не актуально. Причем предприятия туриндустрии сформировали разнообразные услуги для любого туриста, с совершенно разным уровнем достатка. Весь год гостям и жителям края доступны предложения по видам туризма, развитым в крае, с той лишь разницей, что летом на наши курорты туристы в основном едут ради пляжного и морского отдыха, а зимой — горноклиматического. В осенне-весенний период турпоток менее выражен в связи с тем, что наши соотечественники, особенно семейные пары с детьми, стараются брать отпуск в жаркое время года, когда у школьников каникулы. Однако последние три года мы отмечаем значительный рост турпотока и увеличение загрузки предприятий туриндустрии и в низкий сезон. Так, в низкий сезон 2016 года курорты края посетило более 2,5 млн туристов, а за аналогичный период 2017 года — почти 3 млн человек — на более чем 16%.
Как показывает наш опыт, один из эффективных инструментов для наращивания турпотока в низкий сезон — реализация маркетинговых программ. В прошлом году мы запустили программу «Южная здравница», которая действовала до 1 мая этого года. В ней приняли участие 56 санаториев, пансионатов с лечением и бальнеолечебниц 12 муниципальных образований. Предприятия разработали три вида комплексных туров со скидками до 50% на программы по недельному оздоровлению или двух-, трехнедельному лечению. В итоге реализации «Южной здравницы» загрузка предприятий-участников увеличена на 7%. Мы планируем запустить эту программу вновь в низкий сезон этого года. Наш опыт также признан успешным Ростуризмом. Федеральное агентство по туризму рекомендовало регионам России применять аналогичные программы на своих территориях.
— Как повлияет на турбизнес введение курортного сбора?
— Курортный сбор — один из финансовых источников, позволяющих развивать курортную инфраструктуру. Средства, полученные от сбора, пойдут на строительство либо модернизацию объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения. Это парки, скверы, терренкуры, пляжи, набережные — вся та инфраструктура, которой пользуются туристы. Такая практика применяется на многих зарубежных курортах. К примеру, в Италии, Германии, США и других странах, как правило, полученные в результате такой меры развития туристской отрасли доходы идут на благоустройство территорий, содержание пляжей, природоохранные мероприятия.
— В каком направлении, по вашему мнению, сейчас должна двигаться туристическая отрасль Кубани? Очевидно, что дефицита отдыхающих в сезон черноморские курорты не испытывают. Нужно ли наращивать турпоток и дальше или нужно повышать качество сервиса и зарабатывать на туристах больше?
— Мы не снимаем с повестки увеличение турпотока, но намерены перераспределять его за счет загрузки предприятий отрасли в низкий сезон, при этом повышать качество, глубину обслуживания наших гостей и увеличивать средний чек. В Краснодарском крае создана система стратегического планирования, в рамках которой по поручению руководителя края разработана Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса региона до 2030 года. Концепцией определены основные направления развития туризма: пляжный и морской, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой и событийный, горноклиматический, аграрный и круизный. Администрация, органы власти края ведут работу по созданию условий для развития приоритетных направлений туризма.
Что касается второго вопроса, то как-то вы незаслуженно обошли вниманием азовское побережье, очень популярное у семейных туристов, путешествующих с детьми. На сегодняшний день существующие мощности курортов Азово-Черноморского побережья края позволяют единовременно принять летом около 500 тыс. туристов. При этом в пик сезона переуплотнение пляжных территорий достигает четырех-пяти раз — спрос явно превышает предложение.
Сегодня в регионе реализуются крупные проекты, которые позволят значительно увеличить возможности предприятий туриндустрии по приему отдыхающих. К примеру, проекты по благоустройству пляжей отелей «Довиль» и «Ривьера» в Анапе, также — проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш», который располагается на территориях Анапы и Новороссийска. В результате реализации последнего проекта будет качественно улучшен ряд пляжей черноморского побережья и создано либо модернизировано порядка 80 спортивных и туристских объектов, предприятий потребительской сферы. Мало того, совместно с муниципальными образованиями в рамках Комплексного плана по подготовке и проведению летней курортной кампании 2018 года провели огромную работу по оптимизации уже существующих пляжных территорий, привели их к единому облику. В прошлом году опробовали такой формат на пляжах Долгой косы Ейского района, что позволило благоустроить по единым стандартам береговую полосу и увеличить площадь территории более чем на 320 тыс. кв. м. Отныне на косе Долгой единовременно могут с комфортом отдохнуть свыше шести тысяч туристов.
По поводу повышения качества сервиса и уровня услуг на курортах региона. Это также системная работа, которую ведем на постоянной основе, вне зависимости от мероприятий высокого уровня или «жаркого» сезона. Как я уже сказал, Краснодарский край — безусловный лидер в России по обязательной квалификации средств размещения. К тому же наш регион одним из первых в стране начал проводить добровольную классификацию пляжных территорий. Ведь во всем мире туристы привыкли ориентироваться на цвета пляжного флага при выборе мест морского отдыха. И на сегодняшний день аккредитованными в министерстве курортов региона организациями присвоены категории 79 пляжам, которые заслужили флаги: синий, зеленый и желтый. Наибольшее количество пляжей проклассифицировано в Анапе, Сочи и Геленджике, также участие в этой процедуре приняли территории Туапсинского, Темрюкского и Ейского районов.
Ну, и последнее: в марте этого года Краснодарский край и власти полуострова Крым заключили ряд стратегических соглашений для реализации совместных программ развития Черноморского кластера и продвижения санаторно-курортного и туристского потенциала обеих территорий. Это позволит расширить пакет предложений для туристов, которые смогут посмотреть оба региона с учетом открывшегося Крымского моста. Сегодня совместно с властями полуострова Крым и Ростовской областью мы уже готовим глобальный межрегиональный туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства». Разработанный совместно с региональным отделением Русского географического общества межрегиональный туристический маршрут пройдет по территориям, где в античности располагалось древнее Боспорское царство. Это будут винные дороги, пешие, автомобильные и водные туристические маршруты, в которые войдут посещения как памятников истории, так и современных объектов турпоказа, тематически приближенных к античности.