туризм
«Для нас понятие межсезонья уже не актуально»
Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди о том, готов ли регион к приему футбольных болельщиков, а также о важнейших проектах и перспективах развития отрасли
Христофор Константиниди
Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края
— Совсем скоро в регионе пройдут матчи ЧМ по футболу. Готова ли к этому туристическая инфраструктура края?
— Средства размещения, которые примут гостей и участников чемпионата, соответствуют требованиям. С апреля совместно с преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, учебных центров «Академия стратегического управления» и «Академия труда», Сочинского государственного университета, а также бизнес-тренерами НАО «Центр «Омега» мы организуем и курсы по повышению квалификации специалистов средств размещения, которые будут принимать болельщиков и команды чемпионата. К началу июня этого года обучение пройдет почти две тысячи специалистов, работающих в 89 средствах размещения. По итогам обучения все сотрудники получат специальные удостоверения. Помимо этого мы реализуем целый комплекс мероприятий, утвержденный заместителем председателя правительства России Виталием Леонидовичем Мутко. Это и формирование досуговой программы болельщиков, организация пула интересных событий для гостей, презентаций «Курортов Краснодарского края» и многое другое. К примеру, в дни проведения мундиаля в Сочи пройдет гастрономический фес­тиваль, организованный Ростуризмом и командой федерального проекта «Гаст­рономическая карта России». Гостей ждет стритфуд и шоу современных уличных торговцев-коробейников, конкурс пикников для футбольных болельщиков, автоярмарка и дегустации лучших продуктов из регионов, а также мастер-классы региональной кухни от шеф-поваров.

— Не так давно в названии министерства появились слова «и олимпийского наследия». Как это повлияло на его цели и задачи?
— Речь идет об использовании объектов олимпийского наследия для развития туризма. Благодаря Олимпиаде 2014 года, в Сочи создана современная инфраструктура мирового уровня. Только в Имеретинской низменности гостиничный фонд насчитывает более 13 тыс. новых номеров, а в целом превышает рубеж в 20 тыс. номеров. Также Игры в Сочи позволили развивать в Краснодарском крае такое новое направление, как олимпийский туризм. Только за последние 3 года около 7 млн туристов посетило объекты олимпийского наследия. Инфраструктура, созданная к Олимпиаде, задала новый вектор развития и событийному туризму на курорте.

— В начале года Ростуризм назвал отели, завысившие цены в период проведения ЧМ по футболу в 2018 году, среди них было и двенадцать средств размещения Краснодарского края. Ведет ли министерство контроль за ценообразованием в гостиницах?
— Министерство курортов не наделено полномочиями контроля стоимос­ти размещения — это все-таки право Роспотребнадзора. В рамках своей компетенции мы еженедельно проводим мониторинг стоимости гостиничного обслуживания в муниципальных образованиях региона, на территории которых расположены базы команд — участниц чемпионата мира по футболу-2018. Анапа примет команду из Дании, Геленд­жик — команды Исландии и Швеции. Краснодар станет базой для размещения команды Испании, Сочи — команд Бразилии и Польши. Однако наша практика урегулирования вопросов по завышению стоимости размещения непосредственно с собственниками предприятий показывает, что замечания обычно устраняют в короткие сроки.

— Как бы вы в целом оценили качество сервиса в средствах размещения региона? Насколько отельеры готовы работать над собой и не вредит ли им осознание того, что туристы «и так приедут»?
— Самую объективную оценку качеству сервиса и уровню услуг средств размещения края дают нам сами отдыха­ющие, приезжающие на курорты региона со всей страны, из ближнего и дальнего зарубежья. Треть туристов посещают наши курорты часто, а 15% — постоянно. Об этом свидетельствуют и проводимые министерством курортов исследования, и данные различных рейтинговых агентств России. За последние шестнадцать лет число отдыхающих в Краснодарском крае увеличилось почти в три с половиной раза. Уверен, что если бы курорты региона не соответствовали ожиданиям турис­тов, то они не возвращались бы к нам каждый год. С 2016 года в крае идет обязательная классификация средств размещения. На сегодняшний день «звезды» присвоены почти шести тысячам средств размещения, а это около 99%. Кубань — безусловный лидер в России по этому показателю. В этом году значительно увеличилось количество средств размещения, работающих по формату «все включено». В прошлом году в рамках поручения главы региона Вениамина Ивановича Кондратьева мы разработали рекомендации по предоставлению услуг по системе «все включено» и «ультра все включено». До этого нигде в мире не было единых стандартов по оказанию услуг такого формата. И на сегод­няшний день значительно увеличилось количество средств размещения, предоставляющих услуги по такому формату: 32 гостиницы и отеля Анапы, Геленджика, Горячего Ключа, Сочи и Туапсинского района.

По поводу второго вопроса: не соглашусь с утверждением, что отельеры руководствуются принципом «и так приедут». Конкуренция — стимул для развития. Сегодня мы вовлечены в глобальную конкуренцию, конкурируем с мировыми курортами и нет возможности полагать­ся на «и так приедут», поэтому ответст­венный бизнес не только стремится расширять пакет услуг, но и повышает качество сервиса, уровень квалификации персонала.
— В последние пару лет особенно часто приходится слышать о развитии энотуризма. Насколько системно в регионе развивается это направление и агротуризм в целом?
— История Краснодарского края всегда была связана с лозой и вином. И сегодня Кубань занимает лидирующие позиции в виноградарстве и виноделии России. Треть общероссийских площадей винограда находится на территории Краснодарского края. Причем почти половину общероссийского урожая винограда собирают именно на нашей земле. Благодаря огромному потенциалу виноградарства и виноделия и системной работе по развитию сельского туризма в регионе Краснодарский край уже стал центром эногастрономического туризма юга России. За последние три года в регионе количество объектов сельского туризма выросло в два с половиной раза. А число туристов, посетивших эти объекты, увеличилось более чем на треть. Сегодня энотуризм невозможно отделить от туризма аграрного. Еще в 2016 году принята разработанная министерством курортов региона Концепция по развитию сельского (аграрного) туризма в регионе до 2020 года, которой определено как само понятие «сельский туризм», так и план действий по развитию этого направления в регионе. Это и создание новых объектов агротуризма, и развитие мер поддержки предпринимателей, работающих на этой ниве, и продвижение сельского туризма на внутреннем и внешнем туристских рынках.

Так, на сегодняшний день в крае работает свыше сотни объектов аграрного или сельского туризма, из них тридцать специализируются на эногастрономическом направлении. Такие предприятия предлагают туристам посетить винные туры, принять участие в дегустационных сетах, познакомиться с традициями и культурой народов региона. В крае уже создан и действует маршрут «Янтарная Лоза», который представлен на официальном сайте нашего ведомства и Национальном туристическом портале — одном из популярных среди иностранных туристов интернет-ресурсов России. Кроме того, объекты эногастрономического туризма вошли и в созданную министерством курортов края интерактивную карту туриста, которая доступна на нашем официальном сайте. Карта позволяет не только найти местоположение того или иного объекта, но и посмотреть фотографии предприятия, познакомиться с его деятельностью и услугами. С такой информацией турист может самостоятельно сформировать автомобильный маршрут и посетить интересные ему объекты. В крае проводится и масса событий, популяризующих эногастрономическое направление туризма. К примеру, в Абрау-Дюрсо проходит эногастрономический фестиваль «О, да! Еда!», который ежегодно привлекает порядка 15 ты­сяч любителей кубанской региональной ­кухни.

Большой наплыв туристов мы ждем на туристический фестиваль «Античное наследие России», организуемый в рамках Перекрестного Года туризма «Россия — Греция-2017—2018». Фестиваль пройдет с 1 по 12 июня 2018 года не только на территориях, исторически связанных с античной историей,— в Анапе, Геленджике, Новороссийске и Темрюкском районе, но и в Краснодаре. Одной из основных площадок станет «Гастрономия и виноделие», где будут работать кулинарные мастер-классы с участием известных греческих и российских шеф-поваров, пройдет дегустация блюд греческой, средиземноморской, русской и кубанской кухни, а также презентация книги «Три чаши Диониса» члена Союза писателей России, нашего земляка Анатолия Ильяхова. В книге раскрыты секреты античного кода современного виноделия.

— Какие проекты туристической отрасли, которые сейчас реализуются в крае, вы бы назвали самыми важными?
— Один из крупнейших проектов, который реализуется на сегодняшний день в санаторно-курортном и туристском комплексе региона,— строительство туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш» на территориях Анапы и Новороссийска. В рамках федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма в России здесь создаем инженерную инфраструктуру, необходимую для функционирования туристских объектов, построенных в свою очередь за счет частных капиталовложений. Так, в рамках действующей федеральной программы на территориях Анапы и Новороссийска с привлечением свыше 750 млн руб. из федерального и краевого бюджетов уже построен волногасящий пляж в селе Мысхако, который может единовременно принять свыше 2,6 тыс. отдыхающих. А также — напорный канализационный коллектор и водоводы в Анапе, что позволило обеспечить бесперебойными подачей воды и отведением бытовых стоков объектов санаторно-курортного комплекса города-курорта и создать условия для дальнейшего развития неосвоенных территорий.

Кроме того, за счет средств инвес­торов реализовано пять проектов: построено три отеля, водно-развлекательный комплекс и SPA-комплекс. К тому же строительство еще четырех объектов планируется завершить до конца 2018 года.

Для дальнейшего развития кластера недавно на защите проектов, которые планируется включить в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—20125 годы)», мы представили мероприятия по созданию еще трех объектов обеспечивающей инфраструктуры для включения в новую программу: набережной им. Адмирала Серебрякова в Новороссийске и набережной озера Абрау, систем водоотведения и канализационных очистных сооружений от села Большие Хутора до села Абрау-Дюрсо.

Также в программу предложили включить объекты, строительство которых будет вестись за счет внебюджетных источников. Это инвестиционные проекты по созданию пяти гостиниц и одного ресторана в Анапе и Новороссийске. Реализация проектов позволит увеличить номерной фонд на территории кластера на 650 номеров и вместимость объектов общественного питания более чем на 150 посадочных мест.
Помимо объектов кластера из крупных инвестпроектов в последнее время реализовано строительство средства размещения европейского уровня в Новороссийске. Отель категории «4 звезды» принимает гостей под знаменитым брендом международной сети. Отмечу, что в России одно из первых средств размещения этого сетевого мирового бренда появилось в Краснодарском крае — в краевой столице в 2013 году. Номерной фонд гостиницы в Новоросийске составляет 130 номе­ров. На площадках отеля расположен кругло­суточный бизнес-центр, велнес-зона с фитнес-залом, закрытым и открытым бассейном, а также сауна.

На завершающей стадии находится реализация еще одного инвестиционного проекта — по строительству гостиничного комплекса «Приморье» в Геленджике. В состав комплекса вошел отель категории 4 звезды, рассчитанный на 123 номера, подземный паркинг, медицинский центр, открытая зона отдыха, административные и технические здания. Всего на сегодняшний день в санаторно-курортном комплексе региона реализуется свыше 30 инвестиционных соглашений и протоколов о намерениях. Инвестиционный портфель курортной отрасли края составляет более 24 млрд руб.
— Одним из «узких мест» отрасли неко­торых курортных городов все еще остается турпоток в межсезонье. Как привлечь туристов не только летом, но и зимой?
— Сегодня курорты региона предлагают круглогодичный отдых, поэтому само понятие «межсезонье» не актуально. Причем предприятия туриндустрии сформировали разнообразные услуги для любого туриста, с совершенно разным уровнем достатка. Весь год гостям и жителям края доступны предложения по видам туризма, развитым в крае, с той лишь разницей, что летом на наши курорты туристы в основном едут ради пляжного и морского отдыха, а зимой — горноклиматического. В осенне-весенний период турпоток менее выражен в связи с тем, что наши соотечественники, особенно семейные пары с детьми, стараются брать отпуск в жаркое время года, когда у школьников каникулы. Однако последние три года мы отмечаем значительный рост турпотока и увеличение загрузки предприятий туриндустрии и в низкий сезон. Так, в низкий сезон 2016 года курорты края посетило более 2,5 млн туристов, а за аналогичный период 2017 года — поч­ти 3 млн человек — на более чем 16%.
Как показывает наш опыт, один из эффективных инструментов для наращивания турпотока в низкий сезон — реализация маркетинговых программ. В прошлом году мы запустили программу «Южная здравница», которая действовала до 1 мая этого года. В ней приняли участие 56 санаториев, пансионатов с лечением и бальнеолечебниц 12 муниципальных образований. Предприятия разработали три вида комплексных туров со скидками до 50% на программы по недельному оздоровлению или двух-, трехнедельному лечению. В итоге реализации «Южной здравницы» загрузка предприятий-участников увеличена на 7%. Мы планируем запустить эту программу вновь в низкий сезон этого года. Наш опыт также признан успешным Ростуризмом. Федеральное агентство по туризму рекомендовало регионам России применять аналогичные программы на своих территориях.

— Как повлияет на турбизнес введение курортного сбора?
— Курортный сбор — один из финансовых источников, позволяющих развивать курортную инфраструктуру. Средства, полученные от сбора, пойдут на строительство либо модернизацию объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения. Это парки, скверы, терренкуры, пляжи, набережные — вся та инфраструктура, которой пользуются туристы. Такая практика применяется на многих зарубежных курортах. К примеру, в Италии, Германии, США и других странах, как правило, полученные в результате такой меры развития туристской отрасли доходы идут на благоустройство территорий, содержание пляжей, природоохранные мероприятия.

— В каком направлении, по вашему мнению, сейчас должна двигаться туристическая отрасль Кубани? Очевидно, что дефицита отдыхающих в сезон черноморские курорты не испытывают. Нужно ли наращивать турпоток и дальше или нужно повышать качество сервиса и зарабатывать на туристах больше?
— Мы не снимаем с повестки увеличение турпотока, но намерены перераспределять его за счет загрузки предприятий отрасли в низкий сезон, при этом повышать качество, глубину обслуживания наших гостей и увеличивать средний чек. В Краснодарском крае создана система стратегического планирования, в рамках которой по поручению руководителя края разработана Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса региона до 2030 года. Концепцией определены основные направления развития туризма: пляжный и морской, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой и событийный, горноклиматический, аграрный и круизный. Администрация, органы власти края ведут работу по созданию условий для развития приоритетных направлений туризма.

Что касается второго вопроса, то как-то вы незаслуженно обошли вниманием азовское побережье, очень популярное у семейных туристов, путешествующих с детьми. На сегодняшний день существующие мощности курортов Азово-Черноморского побережья края позволяют единовременно принять летом около 500 тыс. туристов. При этом в пик сезона переуплотнение пляжных территорий достигает четырех-пяти раз — спрос явно превышает предложение.

Сегодня в регионе реализуются крупные проекты, которые позволят значительно увеличить возможности предприятий туриндустрии по приему отдыхающих. К примеру, проекты по благоустройству пляжей отелей «Довиль» и «Ривьера» в Анапе, также — проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Абрау-Утриш», который располагается на территориях Анапы и Новороссийска. В результате реализации последнего проекта будет качественно улучшен ряд пляжей черноморского побережья и соз­дано либо модернизировано порядка 80 спортивных и туристских объектов, предприятий потребительской сферы. Мало того, совместно с муниципальными образованиями в рамках Комплексного плана по подготовке и проведению летней курортной кампании 2018 года провели огромную работу по оптимизации уже существующих пляжных территорий, привели их к единому облику. В прошлом году опробовали такой формат на пляжах Долгой косы Ейского района, что позволило благоустроить по единым стандартам береговую полосу и увеличить площадь территории более чем на 320 тыс. кв. м. Отныне на косе Долгой единовременно могут с комфортом отдохнуть свыше шести тысяч туристов.

По поводу повышения качества сервиса и уровня услуг на курортах региона. Это также системная работа, которую ведем на постоянной основе, вне зависимости от мероприятий высокого уровня или «жаркого» сезона. Как я уже сказал, Краснодарский край — безусловный лидер в России по обязательной квалификации средств размещения. К тому же наш регион одним из первых в стране начал проводить добровольную классификацию пляжных территорий. Ведь во всем мире туристы привыкли ориентироваться на цвета пляжного флага при выборе мест морского отдыха. И на сегодняшний день аккредитованными в министерстве курортов региона организациями присвоены категории 79 пляжам, которые заслужили флаги: синий, зеленый и желтый. Наибольшее количество пляжей проклассифицировано в Анапе, Сочи и Геленджике, также участие в этой про­цедуре приняли территории Туапсинского, Темрюкского и Ейского районов.

Ну, и последнее: в марте этого года Краснодарский край и власти полуострова Крым заключили ряд стратегических соглашений для реализации совместных программ развития Черноморского кластера и продвижения санаторно-курортного и туристского потенциала обеих территорий. Это позволит расширить пакет предложений для туристов, которые смогут посмотреть оба региона с учетом открывшегося Крымского моста. Сегодня совместно с властями полуострова Крым и Ростовской областью мы уже готовим глобальный межрегиональный туристический проект «Золотое кольцо Боспорского царства». Разработанный совместно с региональным отделением Русского географического общества межрегиональный туристический маршрут пройдет по территориям, где в античности располагалось древнее Боспорское царство. Это будут винные дороги, пешие, автомобильные и водные туристические маршруты, в которые войдут посещения как памятников истории, так и современных объектов турпоказа, тематически приближенных к античности.
Made on
Tilda