развитие
Мечты о хабе
Что даст расширение мощностей краснодарского аэропорта
Мэрия Краснодара выделяет 2,6 га земли под расширение краснодарского аэропорта Пашковский. В ближайшие пять лет «Базэл Аэро» планирует построить новый аэровокзал и грузовую и коммерческую инфра­структуру на общую сумму 11 млрд руб. Эксперты считают, что на этот шаг компанию сподвигло открытие ростовского аэропорта Платов. По их мнению, несмотря на то, что сейчас краснодарский аэропорт морально и физически устарел, у него все еще есть шансы стать крупным международным хабом, играющим ключевую роль в авиасообщении на юге России.

В генплан Краснодара вносят изменения, связанные с переводом земель вокруг действующего краснодарского аэропорта в зону транспортной инфраструктуры. Там, где сейчас территории сельхозназначения, производственные площадки, а также помещения общественно-делового и торгового назначения, на площади 2,6 га в перспективе разместится крупный аэрохаб. Разумеется, при условии, что планы администрации сбудутся и компания «Базэл Аэро» успешно реализует свой амбициозный проект по модернизации действующего аэровокзала стоимостью 11 млрд руб. О том, насколько в связи с этим вырастет пассажи­ро­поток, в «Базэл Аэро» пока не говорят, однако известно, что речь идет о строительстве совершенно нового аэровокзала, привокзальной площади, грузового и VIP-терминалов, пешеходной галереи, парковок и «объектов перспективного развития аэропорта». Вместе с этим планируется реконструировать и всю инженерную инфраструктуру. По словам генерального директора «Базэл Аэро» Леонида Сергеева, проект должен быть реализован до 2022 года. «В новом пассажирском терминале будет воплощен принцип „город в городе": предусмотрены торговые площади, зоны питания, отдыха, развлечения. Кроме того, к аэропорту планируется построить автомобильные подходы»,— заявил господин Сергеев.

Власти ожидают от проекта многого. По словам вице-­губернатора Анатолия Вороновского, благодаря его реализации край получит современный высокотехнологичный комплекс, способный обслуживать миллионы пассажиров и тонны грузов в год, что положительно скажется на экономике региона.

Обойти конкурента
В 2017 году краснодарский аэропорт обслужил 3,49 млн человек (на 17% больше, чем в 2016-м). 2,8 млн человек (плюс 9% к 2016 году) летали на внутренних рейсах и более 697 тыс. (плюс 65%) — на международных. Сегодня в аэропорту осуществляет перевозки около 40 авиакомпаний по 56 направлениям, в том числе по 30 международным.

Пассажиропоток составляет 1400 пассажиров в час, что меньше планируемой загрузки нового ростовского аэропорта Платов. Если сравнивать с Сочи, то годовой пассажиропоток в Краснодаре значительно уступает: в аэропорту курорта он составил 5,6 млн человек. То же касается и выручки: она в авиаузле кубанской столицы ниже, чем в Сочи, на 50—60%, что в будущем может быть компенсировано коммерческой инфраструктурой нового аэровокзала.

Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова отмечает, что в целом ситуация с региональными аэропортами в России сейчас плачевная: если у них нет стратегического инвестора или «высокой» цели, как это было в случае с Платовым, финансирования можно и не дождаться. Как правило, проекты по модернизации финансово затратные, со сроком окупаемости не менее 20 лет, что снижает привлекательность подобной инвес­тиции для среднего размера компаний. По ее словам, нужен крупный игрок, заинтересованный в подобной работе, и поиск такого инвестора — всегда сложный процесс. «Улучшение общего состояния, изменение инфраструктуры, оптимизация парковочных и торговых мест стали для аэропорта Краснодара необходимостью после того, как в соседнем Ростове-на-Дону открылся новый аэропорт Платов. Пропускная способность Платова — 5 млн человек в год, или 2 тыс. человек в час, у Пашковского — 1,4 тыс. человек в час. Краснодарский аэропорт был удобен во многих случаях, пока не открылся конкурент, и теперь он теряет привлекательность. Однако разговоры о реконструкции Пашковского идут давно, если все же удастся реализовать идею по комплексному обновлению взлетно-посадочной полосы и решить проблему с долгосрочными и краткосрочными парковками, пассажиропоток здесь увеличится»,— прокомментировала Анна Бодрова.
Сегодня в южном регионе России не хватает мощного международного аэрохаба. Основные транспортные узлы сосредоточены в центральной и северо-западной частях страны. Когда из Баку в Краснодар приходится лететь с пересадкой через Москву, это нонсенс
Генеральный директор компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК) Виталий Дербеденев считает, что шансы на успешную реализацию проекта есть, поскольку он часть стратегии «Базэл Аэро», которую она реализует уже много лет. «Модернизация аэропорта является очередным этапом работ по увеличению пропускной способности аэропорта и повышению качества обслуживания пассажиров. В прошлом году в аэропорту города Краснодара была введена в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса, которая вдвое увеличила его пропускную способность. Теперь очередь за расширением мощности аэровокзального комплекса. В данный момент аэропорт справляется с потоком пассажиров, однако потребность во введении дополнительных мощностей присутствует из-за роста пассажиропотока»,— сообщил Виталий Дербеденев. Он подчеркнул, что новый аэровокзальный мультимодальный комплекс будет включать в себя грузовой терминал, а также подъездные пути и парковки, что позволит существенно улучшить транспортные возможности кубанского бизнеса. «В перспективе аэропорт Краснодара сможет претендовать на то, чтобы стать ключевым транспортным узлом на юге России, в том числе за счет увеличения количества рейсов в ближнее зарубежье. Кроме того, существует определенный запрос на увеличение межрегиональных маршрутов, и здесь Краснодар может сыграть роль хаба»,— допускает эксперт.

Младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов не согласен с тем, что новый аэровокзал в «Пашковском» является давно назревшим вопросом, учитывая что предыдущая реконструкция (с учетом работ на взлетно-посадочной полосе и рулежной дорожке) закончилась в 2017 году. «Это было актуально в 2014 году, когда только затевался закончившийся ремонт, и аэровокзал совершенно точно современным требованиям не отвечал – и эту проблему эффективно исправили. Инфраструктура аэропорта в достаточной степени справляется с текущей нагрузкой, и очень маловероятно, что она будет расти настолько ударными темпами, что понадобится новое строительство», - считает господин Смирнов. По его мнению, рынок аэропортового обслуживания в регионе развит и становится конкурентным. Соседями «Пашковского» по обслуживанию равнинной Кубани являются аэропорты Ростова-на-Дону, Ставрополя и Минеральных Вод (и даже Анапы, в какой-то степени), что дополнительно подтверждает, что пассажиропоток в отдельно взятом Краснодара резко не вырастет. «Нельзя сказать, что в региональных (частных) аэропортах застой. Основными частными собственниками аэропортов в РФ являются «Новапорт», «Аэропорты Регионов», «Базэл Аэро». Первые два довольно активно инвестируют. Из того, что на слуху: «Новапорт» в конце 2017 года запустил новый аэровокзальный комплекс в Перми, «Аэропорты Регионов» в конце 2017 года запустили построенный с нуля «Платов» и готовятся строить в Петропавловске-Камчатском. Каждый случай по-своему уникален, и зависит от транспортных потоков отдельно рассматриваемого региона, возможностей группы по привлечению фондирования и возможностей местной власти по поддержке проекта», - подытожил Иван Смирнов.

Все дороги ведут в Краснодар
Генеральный директор Infoline Иван Федяков считает, что у краснодарского аэропорта большой потенциал, что в первую очередь связано с географическим положением краевого центра. «Аэропорт морально и физически устарел и не соответствует требованиям российских пассажиров, которые, как известно, многое способны стерпеть. Потребность в развитии и расширении, безусловно, есть. Сегодня в южном регионе России не хватает мощного международного аэрохаба. Основные транспортные узлы сосредоточены в центральной и северо-западной частях страны. Когда из Баку в Краснодар приходится лететь с пересадкой через Москву, это нонсенс. Также надо понимать, что, если город не будет развивать свою транспортную инфраструктуру, в будущем это сильно затормозит его экономическое развитие»,— говорит Иван Федяков.
То, что весной этого года компания «Базэл Аэро» решила отказаться от аэропорта в Геленджике и продать его ВТБ и бывшему главе корпорации «Олимпстрой» Таймуразу Боллоеву, Иван Федяков считает позитивным изменением. «Геленджикский аэропорт практически не играет роли в транспортной схеме юга России, и, я думаю, это было правильное решение. Лучше заниматься развитием ключевого краснодарского аэропорта»,— отметил аналитик.

Даже несмотря на то, что по пассажиропотоку Краснодар значительно уступает Сочи, строительство нового аэровокзала в кубанской столице все же может усилить туристический потенциал региона. «Как известно, чем больше в аэропорту осуществляется рейсов, тем дешевле билеты. В Сочи пассажиропоток в межсезонье ослабевает, а в Краснодаре он всесезонный. И ни для кого не секрет, что улететь на курорт на 30—50% дороже, чем в Краснодар. Если эта ценовая разница будет усиливаться, не исключено, что многие российские туристы в целях экономии будут прилетать в столицу региона, а оттуда уже на „Ласточке" ехать в Сочи. Или даже в Крым, как только будет налажено железнодорожное сообщение с полуостровом»,— рассуждает Иван Федяков.

По мнению эксперта, шансы стать крупным южным аэрохабом у Краснодара действительно есть. «Все дороги ведут в Краснодар: так он расположен. И я думаю, что в ближайшие пять — десять лет роль этого аэропорта в транспортном сообщении юга России может сущест­венно­ вырасти»,— резюмировал господин Федяков.
Made on
Tilda