— Расскажите, в чем преимущество использования газомоторного топлива для работы автотранспорта?
— В рамках выполнения поручений президента России Владимира Путина по расширению применения природного газа в качестве моторного топлива Газпром ведет активную работу в данном направлении. Переход к использованию природного газа в качестве автомобильного топлива — мировой тренд. Это обусловлено его преимуществами перед традиционными нефтяными видами топлива. Природный газ соответствует высочайшему экологическому стандарту Евро-6, при этом его стоимость в три раза ниже бензина и в среднем по России составляет 13,70 руб. Средняя стоимость природного газа в Краснодарском крае — 14,5 рубля за кубометр. Благодаря комплексной работе, проводимой Газпромом по развитию рынка газомоторного топлива, реализация природного газа в качестве моторного топлива ежегодно увеличивается на 8—11%. По итогам 2017 года продано 528 млн кубометров газа. Самый большой объем природного газа в качестве моторного топлива в России реализован в Краснодарском крае: 45,3 млн кубометров. И это неудивительно, так как в Краснодарском крае одна из наиболее развитых сетей газозаправочной инфраструктуры, что свидетельствует об активной работе по переводу транспорта на природный газ, проводимой Газпромом совместно с администрацией края.
— Как обстоят дела с газозаправочной инфраструктурой на территории Кубани?
— Суммарная проектная производительность газозаправочной инфраструктуры Газпрома в Краснодарском крае составляет 122,5 млн кубометров природного газа год. Загрузка станций находится на уровне 42%, притом что в среднем по России этот показатель равен 26%. Сегодня газозаправочная сеть «Газпром» в России включает 271 автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС). На территории Краснодарского края действует 14 АГНКС «Газпром», две из которых располагаются в Краснодаре, по одной станции — в Армавире, Белореченске, Ейске, Кореновске, Кропоткине, Крымске, Тимашевске, Тихорецке, Усть-Лабинске, а также в станицах Каневской и Кущевской и поселке Лазаревское. В Сочи компания эксплуатирует передвижной автомобильный газозаправщик (ПАГЗ). В планах компании расширение газозаправочной сети на территории России до 500 объектов.
— Существует ли недостаток газовых заправок на территории Краснодарского края?
— Расширение газозаправочной сети «Газпром» в Краснодарском крае синхронизировано с увеличением парка техники, работающей на природном газе. С 2014 года на территории Краснодарского края приобретено 530 единиц техники (автобусы, мусоровозы, легковой транспорт), в том числе с использованием федеральных субсидий на закупку техники на природном газе. Мощности действующей сети АГНКС «Газпром» позволяют ежедневно обслуживать гораздо больший парк техники: около 8 тысяч единиц. Помимо этого ведется работа по привлечению потребителя техники сельхозпредприятий региона. Сельхозпредприятие готовит площадку под разгрузку ПАГЗ и берет на себя обязательства по выборке определенного объема компримированного природного газа (КПГ), а Газпром осуществляет доставку природного газа и заправку техники.
— Каковы денежные вложения в создание одной газонаполнительной компрессорной станции? Каковы предполагаемые сроки ее окупаемости?
— Стоимость строительства газозаправочной станции зависит от сложности проекта, расположения участка и в среднем составляет 150 млн рублей. Сроки реализации проекта в среднем составляют полтора года, а окупаемость зависит от количества регионального транспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива.
— Какой объем финансов ПАО «Газпром» намерено вложить в перспективе в расширение на территории Краснодарского края сети АГНКС?
— В планах компании строительство трех АГНКС в Новороссийске (две станции, одна из которых в Верхнебаканском) и Краснодаре (одна станция) до конца 2019 года. Станции в Новороссийске замкнут большой газомоторный коридор внутри Краснодарского края, объединив федеральные трассы М4 «Дон» и А290. Для дальнейшего развития газомоторной инфраструктуры в 2019—2020 годах также осуществляется подбор и поиск земельных участков для строительства заправочных объектов в городах Сочи, Горячий Ключ, Темрюк. Общий объем инвестиций на строительство трех АГНКС в Новороссийске и Краснодаре до конца 2019 года может составить около 0,5 млрд рублей. К 2021 году на территории Краснодарского края компания планирует возвести еще порядка 10 новых АГНКС. Новые станции обеспечат природным газом технику Краснодарского края, а также транзитный транспорт Ставрополья, Ростовской области и в перспективе — полуострова Крым. На данный момент в ПАО «Газпром» существует проект решений по оказанию содействия в выделении земельного участка под строительство АГНКС на трассе А289 в районе города Темрюка. Рассматривается вопрос о подписании в ближайшее время плана-графика синхронизации мероприятий по развитию сети газомоторной инфраструктуры и использованию природного газа в качестве моторного топлива в Краснодарском крае на период 2018—2021 годов.
— Заинтересованы ли власти региона и муниципалитетов в развитии сети газовых заправок? Какие шаги сотрудничества между вами предпринимаются?
— Между ПАО «Газпром», «Газпром газомоторное топливо» и администрацией Краснодарского края подписано Соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. Документ направлен на подготовку и реализацию в Краснодарском крае инвестиционных проектов по строительству газомоторной инфраструктуры, а также на увеличение городского парка техники на природном газе. Администрацией Краснодарского края планируется приобретение еще 170 единиц пассажирского транспорта.
— Существует ли конкуренция на рынке газовых заправок в Краснодарском крае?
— По нашей информации, сегодня в Краснодарском крае помимо сети АГНКС «Газпром» действуют две частные газозаправочные станции.
— В чем вы видите инвестиционную привлекательность Краснодарского края в плане развития сети АГНКС?
— В Краснодарском крае располагаются крупнейшие транспортно-логистические и торговые компании, через регион проходят ключевые транспортные магистрали страны. Кроме того, администрацией края оказывается поддержка проектам по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Поэтому мы считаем, что данный регион является перспективным бизнес-проектом по развитию сети АГНКС.