Стратегия
Кубань давит на газ
Что мешает развитию рынка газомоторного топлива в Краснодарском крае
Кубань находится в числе лидеров по региональным рынкам использования природного газа в качестве моторного топлива для автомобилей. По словам руководителей регионального минТЭК и ЖКХ, использование природного газа в качестве автомобильного топлива позволит улучшить экологическую обстановку на Кубани, а также снизить расходы владельцев транспорта на заправку.

Правительственная стратегия предусматривает развитие рынка газомоторного топлива, однако по факту реализация направленных на это мероприятий задерживается, ввод в строй газозаправочных станций переносится. Эксперты полагают, что для реализации стратегии недостаточно развит автомобильный рынок, есть серьезные ограничения в законодательстве. Кроме того, большинство автомобилей переводят на газ кустарным способом, что небезопасно.

Газ внесли в стратегию
28 апреля председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил Стратегию развития автомобильной промышленности страны на период до 2025 года. Согласно­ документу, опубликованному на официальном сайте правительства РФ, факторами, определяющими мотивацию перехода автотранспорта на альтернативные виды топлива, в частности на природный газ, являются ограниченность запасов нефти, необходимость снижения выброса парниковых газов, а также возможность расширения экспорта нефти и нефтепродуктов за счет высвободившихся на внутреннем рынке ресурсов. «В настоящее время создана нормативная правовая база, которая включает технические регламенты, национальные стандарты для производства газобаллонных автомобилей, двигателей и компонентов. Однако она требует актуализации и пересмотра, в первую очередь в части, касающейся требований по обеспечению безопасной эксплуатации газобаллонных транспортных средств»,— говорится в стратегии.

По информации Министерства энергетики РФ, по итогам 2016 года в 67 регионах страны имеется 314 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. «Наиболее развитыми региональными рынками природного газа являются республики Башкортостан, Крым, Татарстан, Ставропольский и Краснодарский края, Свердловская, Челябинская и Ростовская области: на них приходится 41% общего объема реализации компримированного природного газа в России»,— говорят в Минэнерго.

Стоимость топлива влияет на сто­имость продуктов
В министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края сообщили, что в качестве моторного топлива автотранспортными средст­вами в регионе используются в основном светлые нефтепродукты: бензин и дизельное топливо. Нефтепродукто­обеспечивающими предприятиями края через розничную сеть, по данным ведомства, ежегодно реализуется свыше 1,5 млн тонн бензина и 0,5 млн тонн дизельного топлива. «Учитывая ежегодный рост автопарка в крае, в настоящее время назрела необходимость обеспечения его высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками. В качестве такого топлива оптимально использование компримированного природного газа (КПГ. — „ЭР"). Учитывая, что в себестоимости товаров и услуг затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30%, использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение. Стоимость 1 куб. м КПГ по краю сегодня в 2,8 раза ниже стоимости литра дизельного топлива»,— говорит заместитель министра ТЭК и ЖКХ края Вадим Якушев. По данным министерства, сегодня стоимость газа на АГНКС в Краснодарском крае составляет 11 руб. за 1 куб. м. Сравнение стоимости пробега 100 км пути для автомобильного транспорта, использующего разные варианты топлива, с нормой расхода топлива 40 л (куб. м)/100 км, по словам господина Якушева, наглядно иллюстрирует, что метан в три раза дешевле дизельного топлива и бензина, а также в 1,5 раза дешевле пропан-бутана.
стоимость газа на АГНКС в крае составляет 11 руб. за 1 куб. м. Сравнение стоимости пробега 100 км пути для транспорта, использующего разные варианты топлива, с нормой расхода топлива 40 л (куб. м)/100 км показывает, что метан в три раза дешевле дизтоплива и бензина и в 1,5 раза — пропан-бутана
Программа в срок не выполнена
Сегодня автомобильный поток на Кубани в основном сконцентрирован в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Тихорецке и Армавире. В 2014 году, по данным краевого министерства ТЭК и ЖКХ, интенсивность движения на федеральных дорогах составляла в среднем 17 500 автомобилей в сутки, на региональных — 14 200 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 26 250 и 21 300 автомобилей в сутки. Газозаправочные станции (АГНКС), по словам Вадима Якушева, сосредоточены в Краснодаре, Армавире, Ейске и Тихорецке. В то же время курортные и сельскохозяйственные районы края практически не охвачены сетью АГНКС. Сейчас в крае действует 991 автозаправка (АЗС на бензине и дизтопливе, АГЗС на пропан-бутане, АГНКС на природном газе). В 2017 году в регионе работало 14 АГНКС. Фактическая их загруженность увеличилась в 2017 году по сравнению с 2014-м на 6% и составила 44,2% (51 млн м куб).

«Администрацией Краснодарского края в 2013 году заключены соглашения с инвесторами ПАО „Газпром" и ПАО „Роснефть" о строительстве газозаправочной инфра­структуры на территории региона. Администрация взяла на себя обязательства по оказанию содействия при возникновении проблемных вопросов по оформлению разрешительной документации при строительстве и вводе­ в эксплуа­тацию газовых заправок, а также оказанию содействия хозсубъектам края в приобретении транспортных средств, работающих на КПГ. На основе соглашений с инвесторами в сентябре 2014 года в крае была утверждена межведомственная региональная программа по развитию газомоторного топлива на период 2014—2020 годов. ­Согласно ей, до 2017 года планировалось построить на территории региона 19 АГНКС и 12 модулей КПГ. В 2017 году актуализированы значения целевых индикаторов по данной программе с учетом фактически достигнутых результатов. Предусмотренное документом строительство газозаправочных станций с 2015 года перенесено инвесторами на 2017—2020 годы. За истекший период в крае не выполнены мероприятия ПАО „Роснефть", в Минэнерго РФ поручено компании сформировать новые планы по строительству ГЗИ в Краснодарском крае на период до 2020 года»,— рассказал Вадим Якушев.

Кнут и пряник для газомоторного топлива
Проблема в использовании газомоторного топлива в том, что в России не выпускают машины сразу с газовыми двигателями, уверен руководитель управления перспективного планирования и развития ООО «Газпромтранс» Андрей Ващенко. «У нас два года назад приняли закон о регистрации в ГАИ любых конструктивных изменений в двигателе автомобиля. Если на машину ставится газобаллонное оборудование, это необходимо регистрировать в Госавтоинспекции. Это очень трудный и долгий процесс. Так как часто на газ переводят не новые машины, а подержанные, то фактически цена этих изменений бывает выше, чем стоимость машины. Соответственно, желающих пройти эту процедуру очень мало. Сейчас в Россию завозят в основном машины дизельные и бензиновые. Среди них практически нет машин карбюраторного типа. Все это не позволяет перестроить работу двигателя на газ. Поэтому с точки зрения развития рынка газомоторного топлива ситуация очень плохая»,— говорит эксперт. По его словам, несмотря на то, что Газпром проводит большую работу и существует много программ, посвященных газификации автомобилей, государство одной рукой стимулирует это, а другой рукой вводит такие запреты. Если, по словам господина Ващенко, не будет изменен закон и облегчено право доступа автолюбителей к газу как к способу переделки машины, ситуация будет ухудшаться с каждым годом.

Эксперты констатируют, что газомоторное топливо чище и дешевле бензина и дизельного топлива в силу того, что на него нет акцизов и налогов. С точки зрения работы газ дает меньше выхлопов, но необходимо делать специальные газовые двигатели и соответствующее оборудование. «В России же берут старую „десятку", старые баллоны, старый редуктор — едет машина, а от нее газом пахнет за километр. В Италии и Бразилии, например, до 30% транспорта работает на газе, чего в нашей „газовой" державе до сих пор нет»,— говорит господин Ващенко. По его словам, спрос на газ в качестве заправки автомобиля все равно будет, поскольку население хочет платить за топливо дешевле, но газовый двигатель настолько сложен, что, по словам эксперта, нужно быть грамотным пользователем и постоянно проводить его обслуживание, чтобы баллон не взорвался.

Экологичный и безопасный
По словам Вадима Якушева, из всех массово используемых видов моторного топлива природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов авто­транспортом. Перевод автомобилей с бензина на газ, по данным замминистра, позволяет снизить выбросы вредных веществ в среднем в пять раз, а шумовое воздействие — вдвое.

Одним из важных преимуществ использования метана в качестве автомобильного топлива является независимость его физико-химических свойств от низких темпера­тур. Таким образом, метану не страшны низкие темпе­ратуры, он не может быть испорчен на автозаправке, так как из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые. Газовые автомобили, несмотря на более высокую стоимость, окупаются быстрее дизельных аналогов. Так, по данным крае­вого министерства ТЭК и ЖКХ, газобаллонный самосвал «КамАЗ» при равных условиях эксплуатации окупается на два месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за восемь лет эксплуатации доход на 1,6 млн руб. больше.
Made on
Tilda