Программа в срок не выполнена
Сегодня автомобильный поток на Кубани в основном сконцентрирован в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Тихорецке и Армавире. В 2014 году, по данным краевого министерства ТЭК и ЖКХ, интенсивность движения на федеральных дорогах составляла в среднем 17 500 автомобилей в сутки, на региональных — 14 200 автомобилей в сутки, а к 2020 году составит соответственно 26 250 и 21 300 автомобилей в сутки. Газозаправочные станции (АГНКС), по словам Вадима Якушева, сосредоточены в Краснодаре, Армавире, Ейске и Тихорецке. В то же время курортные и сельскохозяйственные районы края практически не охвачены сетью АГНКС. Сейчас в крае действует 991 автозаправка (АЗС на бензине и дизтопливе, АГЗС на пропан-бутане, АГНКС на природном газе). В 2017 году в регионе работало 14 АГНКС. Фактическая их загруженность увеличилась в 2017 году по сравнению с 2014-м на 6% и составила 44,2% (51 млн м куб).
«Администрацией Краснодарского края в 2013 году заключены соглашения с инвесторами ПАО „Газпром" и ПАО „Роснефть" о строительстве газозаправочной инфраструктуры на территории региона. Администрация взяла на себя обязательства по оказанию содействия при возникновении проблемных вопросов по оформлению разрешительной документации при строительстве и вводе в эксплуатацию газовых заправок, а также оказанию содействия хозсубъектам края в приобретении транспортных средств, работающих на КПГ. На основе соглашений с инвесторами в сентябре 2014 года в крае была утверждена межведомственная региональная программа по развитию газомоторного топлива на период 2014—2020 годов. Согласно ей, до 2017 года планировалось построить на территории региона 19 АГНКС и 12 модулей КПГ. В 2017 году актуализированы значения целевых индикаторов по данной программе с учетом фактически достигнутых результатов. Предусмотренное документом строительство газозаправочных станций с 2015 года перенесено инвесторами на 2017—2020 годы. За истекший период в крае не выполнены мероприятия ПАО „Роснефть", в Минэнерго РФ поручено компании сформировать новые планы по строительству ГЗИ в Краснодарском крае на период до 2020 года»,— рассказал Вадим Якушев.
Кнут и пряник для газомоторного топлива
Проблема в использовании газомоторного топлива в том, что в России не выпускают машины сразу с газовыми двигателями, уверен руководитель управления перспективного планирования и развития ООО «Газпромтранс» Андрей Ващенко. «У нас два года назад приняли закон о регистрации в ГАИ любых конструктивных изменений в двигателе автомобиля. Если на машину ставится газобаллонное оборудование, это необходимо регистрировать в Госавтоинспекции. Это очень трудный и долгий процесс. Так как часто на газ переводят не новые машины, а подержанные, то фактически цена этих изменений бывает выше, чем стоимость машины. Соответственно, желающих пройти эту процедуру очень мало. Сейчас в Россию завозят в основном машины дизельные и бензиновые. Среди них практически нет машин карбюраторного типа. Все это не позволяет перестроить работу двигателя на газ. Поэтому с точки зрения развития рынка газомоторного топлива ситуация очень плохая»,— говорит эксперт. По его словам, несмотря на то, что Газпром проводит большую работу и существует много программ, посвященных газификации автомобилей, государство одной рукой стимулирует это, а другой рукой вводит такие запреты. Если, по словам господина Ващенко, не будет изменен закон и облегчено право доступа автолюбителей к газу как к способу переделки машины, ситуация будет ухудшаться с каждым годом.
Эксперты констатируют, что газомоторное топливо чище и дешевле бензина и дизельного топлива в силу того, что на него нет акцизов и налогов. С точки зрения работы газ дает меньше выхлопов, но необходимо делать специальные газовые двигатели и соответствующее оборудование. «В России же берут старую „десятку", старые баллоны, старый редуктор — едет машина, а от нее газом пахнет за километр. В Италии и Бразилии, например, до 30% транспорта работает на газе, чего в нашей „газовой" державе до сих пор нет»,— говорит господин Ващенко. По его словам, спрос на газ в качестве заправки автомобиля все равно будет, поскольку население хочет платить за топливо дешевле, но газовый двигатель настолько сложен, что, по словам эксперта, нужно быть грамотным пользователем и постоянно проводить его обслуживание, чтобы баллон не взорвался.
Экологичный и безопасный
По словам Вадима Якушева, из всех массово используемых видов моторного топлива природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспортом. Перевод автомобилей с бензина на газ, по данным замминистра, позволяет снизить выбросы вредных веществ в среднем в пять раз, а шумовое воздействие — вдвое.
Одним из важных преимуществ использования метана в качестве автомобильного топлива является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Таким образом, метану не страшны низкие температуры, он не может быть испорчен на автозаправке, так как из недр земли, по сути, попадает сразу в бак автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, то есть сложные химические процессы отсутствуют как таковые. Газовые автомобили, несмотря на более высокую стоимость, окупаются быстрее дизельных аналогов. Так, по данным краевого министерства ТЭК и ЖКХ, газобаллонный самосвал «КамАЗ» при равных условиях эксплуатации окупается на два месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за восемь лет эксплуатации доход на 1,6 млн руб. больше.