бизнес-климат
Ритейл берет высокую планку
В каких направлениях будут развиваться кубанские продуктовые сети
Количество торговых центров и гипермаркетов на Кубани достигло маскимально возможного. При этом крупнейшие игроки российского ритейла X5 Retail Group и «Магнит» продолжают развивать торговую сеть и бороться за лидерство. Эксперты отмечают, что вектор развития ритейлерских сетей смещается к формату магазинов «у дома», увеличению доли местных производителей в продуктовых линейках сетей и развитию IT-технологий в торговле.

«Придомовой» потенциал
Еще в 2015 году, по данным консалтинговых агентств, Краснодар нередко возглавлял те или иные рейтинги по обеспеченности торговыми площадями на душу населения. Так, по данным Colliers International, на третий квартал 2015 года в столице Кубани была наибольшая обеспеченность среди городов с населением от 500 тыс. человек: 952 кв. м GLA на 1 тыс. человек. Сейчас динамика прироста площадей замедлилась, в том числе из-за уменьшения покупательной способности населения. Вместе с тем федеральные ритейлеры продолжают наращивать площади на Кубани. По данным „ЭР", минувшим летом розничная сеть «Магнит» открыла 12-й гипермаркет в Краснодаре. Кроме того, на конец 2017 года у «Магнита» в городе работало 169 магазинов в формате «у дома», шесть «Магнитов семейных» и 64 «Магнита-косметик». По краю было открыто 744 магазина в формате «у дома», 35 гипермаркетов, 24 «Семейных» и 337 магазинов «Магнит-косметик».

По информации «Пятерочки», на Кубани сейчас работает более 300 магазинов сети. В 2018 году X5 Retail Group планирует запуск еще около 260 торговых точек. «Ашан» в марте 2018-го открыл в Краснодаре новый гипермаркет, а всего в Адыгее и Краснодарском крае их уже три. Столько же у Metro после запуска в феврале этого года очередного гипермаркета сети.

Количество крупных торговых центров и гипермаркетов в крае близко к максимальному, считает управляющий торговым центром Metro в Краснодаре Александр Меладзе. По его словам, экспансия федеральных и международных игроков в минувшем году в регионе была весьма активной. При этом, считает господин Меладзе, основной потенциал развития сегодня — у магазинов шаговой доступности. Заместитель директора Северо-Кавказского филиала торговой сети «Пятерочка» Алексей Полянский считает, что предпочтение, которое люди стали отдавать универсамам у дома, а не крупным гипермаркетам, во многом связано с падением потребительского спроса, однако это временное явление. «X5 Retail Group планирует развивать все форматы магазинов: от гипермаркетов до магазинов „у дома", поскольку у каждого формата есть свой покупатель»,— рассказал собеседник „ЭР".
помимо открытости к диалогу управляющих торговыми центрами в каждом городе проводятся регулярные конференции и закупочные сессии, на которые приглашаются местные производители
В борьбе за лидерство
Основной конкурент X5 Retail Group — сеть магазинов «Магнит» в 2018 году планировала открыть в России около 2220 магазинов и не менее 1200 магазинов обновить. Какое количество из них заработает на Кубани, не уточняется. Однако, как заявляет гендиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан, возможно, эти планы будут скорректированы в рамках новой стратегии развития компании. Лидер­ по выручке среди продуктовых ритейлеров страны уступил пальму первенства X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Сейчас, по словам господина Помбухчана, компания ставит себе целью возвращение лидерства по выручке, чистой прибыли и эффективности. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что это может произойти уже во втором полугодии 2018 года, отмечая также, что борьба за первенство в сфере ритейла только начинается.

Местным отводят место
Еще один тренд в развитии торговых сетей — поддержка местных производителей в части появления их продукции на полках сетевых магазинов. О необходимости этих мер неодно­кратно говорили региональные власти. В конце марта президент ТПП РФ Сергей Катырин объявил о начале реализации проекта «Агро. За качество». Предполагается, что производители из числа малого бизнеса, получив соответствующий знак качества, смогут реализовать свой товар в крупных сетях. Пилотным регионом для реализации проекта выбран Краснодарский край. X5 Retail Group уже выразила заинтересованность в сотрудничестве с региональными производителями. Замес­титель директора Северо-Кавказского филиала торговой сети «Пятерочка» Алексей Полянский рассказал „ЭР", что компания старается в любом регионе искать производителей, которые интересны покупателю. «Если в том или ином субъекте федерации есть предприятие, которое выпускает конкурентную качественную продукцию по доступным ценам, мы сами выходим на его руководство и предлагаем сотрудничество»,— говорит он. По словам господина Полянского, в середине апреля этого года X5 Retail Group через департамент потребительской сферы Краснодарского края запросила список региональных предприятий малого и среднего бизнеса по категории «фрукты и овощи» для налаживания сотрудничества с ними.

В Краснодарском крае, по мнению господина Полянского, много крупных поставщиков и производителей, которые интересны покупателю, поэтому на Кубани доля локальных поставщиков в магазинах сети «Пятерочка» составляет порядка 30%. «Плюс ко всему более половины этих поставщиков, благодаря нам, имеют возможность экспортировать свою продукцию в другие регионы России, многократно увеличивая свой товарооборот»,— рассказал эксперт.

Что касается работы с фермерами, то здесь, по словам Алексея Полянского, существует сложность, касающаяся первичной переработки их продукции. Однако, по его данным, в последнее время появляются крупные предприятия, способные объединить фермеров, обеспечить первичную переработку продукции и направить ее в торговые сети.
Управляющий торговым центром Metro в Краснодаре Александр Меладзе рассказывает, что цель работы торговой сети с местными производителями — удовлет­ворение потребностей локальных клиентов. По его словам, помимо открытости к диалогу управляющих торговыми центрами в каждом городе проводятся регулярные конференции и закупочные сессии, на которые приглашаются местные производители.

В сети «Магнит» отмечают, что помимо плотной работы с региональными производителями ритейлер активно развивает собственное производство. Так, в ок­тябре 2017 года сеть сообщила о запуске предприятия по выращиванию шампиньонов с объемом инвестиций 1,8 млрд руб. и заявленной мощностью производства около 6,5 тыс. т грибов в год. Как рассказал Хачатур Помбухчан, у сети планы по запуску нескольких направлений по кондитерской продукции и предприятия по производству бытовой химии.
Эскперты считают, что рост популярности универсамов у дома связан с падением потребительского спроса, но это явление временное
Тренд на «цифру»
Глобально ритейл все активнее движется по пути развития цифровых технологий, считает Александр Меладзе. Это, по его словам, не только мобильные предложения, но и персонализация маркетинговых решений, направленных не на широкую аудиторию, а рассчитанных для индивидуальных предпочтений и привычек конкретного покупателя. «Среди цифровых трендов можно перечислить стремление компании к автоматизации внутренних процессов, введению технологических новшеств в торговом зале для обеспечения лучшего клиентского опыта, а также стабильный рост сегмента доставки и онлайн-торговли»,— рассказал собеседник.

На прошедшем в начале апреля II Медиафоруме АКОРТ директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group Вадим Капустин высказал мнение, что по вводу IT-решений российский ритейл отстает от западного приблизительно на три года. Сейчас компания тестирует технологию, которая основана на компьютерном зрении: в торговом зале при помощи фото- и видеокамер анализируется наличие и правильность размещения товара на полке, а также соответствие цены товара. Также ритейлер тестирует технологию Scan & Go, когда покупатель в магазине самостоятельно сканирует купленные товары. Кроме того, по словам господина Капустина, X5 Retail Group ведет работу по анализу данных о покупках, чтобы дать покупателю нужное именно ему предложение, например скидку на наиболее часто покупаемый товар.

По мнению Михаила Бурмистрова, российские ритейлеры имеют все ресурсы для выхода компаний на международный уровень. По его словам, очень показательно, что сейчас Metro «проваливается» по показателям, а «Ашан» пытается менять стратегию, чтобы удержаться на плаву. «Сегодня российские игроки — „Магнит", Х5, „Лента" делают розничный продукт, который по характеристикам конкурентоспособен не только в России, но и в мире. Если бы наша страна была поменьше, то я уверен, что российские ритейлеры были бы за рубежом. По крайней мере, страны СНГ мы бы точно все покрыли, да и в странах Восточной Европы были бы вполне конкурентоспособны»,— заявил аналитик.
Made on
Tilda