В борьбе за лидерство
Основной конкурент X5 Retail Group — сеть магазинов «Магнит» в 2018 году планировала открыть в России около 2220 магазинов и не менее 1200 магазинов обновить. Какое количество из них заработает на Кубани, не уточняется. Однако, как заявляет гендиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан, возможно, эти планы будут скорректированы в рамках новой стратегии развития компании. Лидер по выручке среди продуктовых ритейлеров страны уступил пальму первенства X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Сейчас, по словам господина Помбухчана, компания ставит себе целью возвращение лидерства по выручке, чистой прибыли и эффективности. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что это может произойти уже во втором полугодии 2018 года, отмечая также, что борьба за первенство в сфере ритейла только начинается.
Местным отводят место
Еще один тренд в развитии торговых сетей — поддержка местных производителей в части появления их продукции на полках сетевых магазинов. О необходимости этих мер неоднократно говорили региональные власти. В конце марта президент ТПП РФ Сергей Катырин объявил о начале реализации проекта «Агро. За качество». Предполагается, что производители из числа малого бизнеса, получив соответствующий знак качества, смогут реализовать свой товар в крупных сетях. Пилотным регионом для реализации проекта выбран Краснодарский край. X5 Retail Group уже выразила заинтересованность в сотрудничестве с региональными производителями. Заместитель директора Северо-Кавказского филиала торговой сети «Пятерочка» Алексей Полянский рассказал „ЭР", что компания старается в любом регионе искать производителей, которые интересны покупателю. «Если в том или ином субъекте федерации есть предприятие, которое выпускает конкурентную качественную продукцию по доступным ценам, мы сами выходим на его руководство и предлагаем сотрудничество»,— говорит он. По словам господина Полянского, в середине апреля этого года X5 Retail Group через департамент потребительской сферы Краснодарского края запросила список региональных предприятий малого и среднего бизнеса по категории «фрукты и овощи» для налаживания сотрудничества с ними.
В Краснодарском крае, по мнению господина Полянского, много крупных поставщиков и производителей, которые интересны покупателю, поэтому на Кубани доля локальных поставщиков в магазинах сети «Пятерочка» составляет порядка 30%. «Плюс ко всему более половины этих поставщиков, благодаря нам, имеют возможность экспортировать свою продукцию в другие регионы России, многократно увеличивая свой товарооборот»,— рассказал эксперт.
Что касается работы с фермерами, то здесь, по словам Алексея Полянского, существует сложность, касающаяся первичной переработки их продукции. Однако, по его данным, в последнее время появляются крупные предприятия, способные объединить фермеров, обеспечить первичную переработку продукции и направить ее в торговые сети.
Управляющий торговым центром Metro в Краснодаре Александр Меладзе рассказывает, что цель работы торговой сети с местными производителями — удовлетворение потребностей локальных клиентов. По его словам, помимо открытости к диалогу управляющих торговыми центрами в каждом городе проводятся регулярные конференции и закупочные сессии, на которые приглашаются местные производители.
В сети «Магнит» отмечают, что помимо плотной работы с региональными производителями ритейлер активно развивает собственное производство. Так, в октябре 2017 года сеть сообщила о запуске предприятия по выращиванию шампиньонов с объемом инвестиций 1,8 млрд руб. и заявленной мощностью производства около 6,5 тыс. т грибов в год. Как рассказал Хачатур Помбухчан, у сети планы по запуску нескольких направлений по кондитерской продукции и предприятия по производству бытовой химии.