тенденции
Автобизнес на минуточку
Что ждет рынок каршеринга в Краснодарском крае
Федеральные каршеринговые сервисы начинают экспансию в Краснодарский край. К ранее существовавшим в Сочи UrentCar и «Шеримобилю» в конце минувшего года добавились Car5 и YouDrive, а к лету 2018-го присоединится «Делимобиль». Компании уже говорят о планах продвижения в Краснодар. Эксперты считают, что пока сервисы конкурируют не между собой, а с такси и личным транспортом. Но за пару лет могут появиться новые игроки и конкуренция обострится.

Кто пришел?
Конец 2017 года и начало 2018-го­ стали периодом активного выхода на Краснодарский край федеральных каршеринговых компаний. В Москве и Санкт-Петербурге сервисы поминутной аренды автомобиля работают уже давно. По данным „Ъ", в столице на сегодня представлено уже более десятка каршеринговых фирм. По информации мэрии Москвы, их парк составляет порядка 15 тыс. машин, ежедневно москвичи берут автомобили в аренду около 25 тыс. раз, и, по оценкам столичного правительства, 60% пользователей каршеринга готовы вообще отказаться от личного транспорта. В Краснодарском крае до 2017 года назвать активным процесс вовлечения населения в пользование каршеринговыми авто было нельзя, однако в декаб­ре 2017 года на рынок Сочи вышло сразу две компании, а в 2018 году их станет как минимум пять.

UrentCar. Одной из первых в Краснодарском крае услуги каршеринга, по ее собственным данным, стала предоставлять компания UrentCar. Сервис присутствует в Сочи с 2014 года. Кроме того, осенью 2017 года UrentCar запустился в Краснодаре. В настоящий момент услуги компании помимо двух перечисленных городов доступны и в Анапе (также UrentCar присутствует в Минеральных Водах, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, Ставрополе). В мае 2017 года в URentCar говорили о том, что в Сочи автопарк составляет 100 машин, на первом этапе в Краснодаре будет доступно 70 автомобилей, в дальнейшем их количество увеличится до 300. Данные по числу авто в городах присутствия на сегодня в компании не сообщили, однако анализ наличия свободных авто на сайте сервиса позволяет предположить, что парк остается в заявленных ранее пределах.

«Шеримобиль». В 2015 году на Кубани стартовал первый региональный проект: свой сервис услуг каршеринга запустила компания «Шеримобиль», организованная кубанскими предпринимателями. В настоящий момент сервис присутствует в Сочи, Краснодаре и Туапсе. Как сообщил генеральный директор ООО «Шеримобиль» Антон Сильнягин, автомобили в основном используются на территории Большого Сочи. Парк зависит от сезон­ности: летом доходит до 30 и выше автомобилей представительского класса — зимой снижается.

Car5. Как сообщила „Ъ-Кубань" представительница мос­ковского каршеринга Car5 Анна Черкасова, в декаб­ре 2017 года компания открыла офисы в Краснодаре и Сочи (также присутствует в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске). Автопарк: Nissan X-Trail, бизнес-версия: Genesis G80. «Мы планируем развитие в Краснодарском крае, так как видим широкие перспективы популярности данного региона с точки зрения туризма как в летний период, так и зимой — с учетом горнолыжных курортов»,— говорят в компании.

YouDrive. В декабре 2017 года о начале работы в Сочи заявил федеральный каршеринговый сервис YouDrive (также работает в Москве и Санкт-Петербурге). Основатель и генеральный партнер каршеринга Борис Голиков назвал „Ъ-Кубань" планируемую сумму инвестиций в развитие сервиса в Сочи на ближайшие полгода — 100 млн руб. Источники финансирования господин Голиков не уточнил, добавив, что сумма инвестиций не окончательна — общество намерено увеличивать объем вложений в бизнес на Кубани. YouDrive в Сочи представлен автомобилями Nissan X-trail и несколькими моделями линейки Smart (fortwo). До конца года автопарк планируется нарастить с 11 до 30 единиц. Пока в «зеленую» зону, где можно начать и завершить аренду, включены Красная Поляна и международный аэропорт Сочи, в дальнейшем, как обещают в компании, зона расширится.

Компания рассматривала Сочи в числе прочего и как площадку для обкатки сервиса и дальнейшего запуска его в Краснодаре и Ростове: «Нам очень интересно развитие в регионах России проектов каршеринга, но они требуют подготовки. Сочи для обкатки бизнеса в Краснодарском крае — идеальный вариант. Посмотрим расположенность клиентов, изучим спрос, а затем будем растить автопарк в Сочи и выходить на другие города»,— сообщил „Ъ-Кубань" господин Голиков.

«Делимобиль». В начале 2018 года стало известно о запуске первого в крае каршерингового сервиса на ба­зе электрокаров. О реализации проекта заявил кон­церн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкор­порации «Ростех», администрация Краснодарского ­края и компания «Делимобиль» (сервис доступен в Моск­ве, Санкт-Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Грозном, Самаре и Новосибирске, в планах до конца года нарастить количество городов присутствия до пятнадцати, говорят в компании). По заключенному сторонами соглашению КРЭТ развернет сеть заряд­ных станций «Фора» (не менее десяти) в регионе и будет предоставлять услуги по зарядке электромобилей. «Делимобиль» обеспечит проект автопарком электромо­билей. В компании надеются запуститься в Сочи к началу ЧМ по футболу летом 2018 года. «Парк будет состоять из двухместных электрокаров Renault Twizy. В планах поставка тестового объема до 50 автомобилей — дальнейшие решения будем принимать уже исходя из первых результатов проекта. Пока мы намерены использовать авто в курортной зоне: Сочи, Красная Поляна, Адлер, Олимпийский парк. Это территория для запуска пилота — в перспективе она может быть расширена»,— сообщил „Ъ-Кубань" генеральный директор сервиса «Делимобиль» Леонид Сысоев. ­Он также добавил, что помимо электрокаров в копании намерены организовать и традиционный каршеринг в ЮФО к лету-2018. В перспективе планируется запуск сервиса и в других городах Краснодарского края, каких именно — господин Сысоев не сообщил. Объем инвес­тиций в развитие каршеринга в Сочи в «Делимобиле» не называют, отмечая, что период окупаемости проекта может составить два — три года и будет зависеть от развития инфраструктуры доступных электрозаправок. По мнению партнера практики «Стратегическая и операционная эффективность» АО «НЭО Центр» Александра Ракши, бюджет стартового проекта может находиться в пределах 40—60 млн рублей. Инвестиционный консультант представителя АО «Финам» в Краснодаре Антон Рязанцев оценил инвестиции в 100—150 млн руб. «Зарядные станции сами по себе не слишком дороги и могут обойтись до 120 тыс. руб. за штуку, не считая установки и подключения. Плюс стоимость подключения к энергосетям, причем для продвижения проекта власти могут потребовать скидки. Самый дорогой элемент, собственно, электромобили — от $20 до $50 тыс. за машину, или 1,5—3 млн руб.»,— приводит данные господин Рязанцев.
сервисы поминутной аренды автомобиля следуют за ведущими сервисами такси («Яндекс.Такси», Uber и Gett), которые чуть больше года назад начали усиленную экспансию в регионы, меняя культуру потребителей и создавая предпосылки для выхода на их рынок более современных моделей потребления услуг мобильности
Почему Сочи?
Александр Ракша из АО «НЭО Центр» отмечает, что рынок каршеринга в России еще недавно развивался преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. По мнению аналитика, основное объяснение нынешней экспансии в регионы — следование сервисов поминутной аренды автомобиля за ведущими сервисами такси («Яндекс.Такси», Uber и Gett). «Большая тройка агрегаторов такси чуть больше года назад начала усиленную экспансию в регионы, меняя культуру потребителей и создавая предпосылки для выхода более современных моделей потребления услуг мобильности»,— говорит господин Ракша. Выход новых игроков именно на рынок Сочи собеседник „Ъ-Кубань" объясняет тем, что, как и в случае с сервисами такси, город является туристическим центром, в который приезжают потребители с необходимым уровнем культуры и достатком.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев отмечает, что каршеринг находится в стадии активного развития, точками роста становятся крупные города с плотным движением, проблемами с парковкой и т. д., где использование личного автомобиля становится все менее выгодным, а также развитые курорты, к которым относится и Сочи. «На курортах каршеринг может составить серьезную конкуренцию прокатным автомобилям и такси. Ехать в отпуск, например в Сочи, на своем автомобиле зачастую неудобно, а брать машину в прокат на несколько дней может оказаться невыгодно: по статис­тике, большую часть времени прокатный автомобиль простаивает. При этом востребованность в мобильнос­ти на курортах высокая: не все любят днями напролет лежать на пляже, и отдыхающие готовы заплатить за каршеринговый автомобиль, чтобы прокатиться к каким-то достопримечательностям. Но, в отличие от такси, они могут полностью распоряжаться своим временем в поездке. Так что выбор Сочи в качестве стартового города для развития каршеринга в регионе абсолютно оправдан»,— подчеркивает господин Коренев.

Генеральный директор ООО «Шеримобиль» Антон Сильнягин отмечает, что первоначально его компания начала работать в Туапсе, затем перебазировалась в Сочи, поскольку здесь более высокая клиентская база. На сегодня из 2 тыс. пользователей, имеющих возможность взять в прокат машину, 90% — жители Москвы и Московской области, где сервисы каршеринга уже стали привычными.
Генеральный директор YouDrive Борис Голиков подчеркивает, что спрос на услуги каршеринга увеличивается вместе с количеством туристов, а популярность Сочи как туристического города «растет с огромной скоростью». Он также отмечает, что клиентская база в Сочи может формироваться за счет уже подготовленной аудитории, поскольку среди гостей Сочи много клиентов сервиса из Москвы и Санкт-Петербурга.
По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, запуск проектов в Сочи сегодня ориентирован в первую очередь на обслуживание гостей из других стран, которые приедут на чемпионат мира по футболу летом 2018 года. «Именно в даты ЧМ эти проекты буду иметь успех. Что будет с ними дальше, будет зависеть от ценовой политики и успеха рекламной кампании данной услуги»,— говорит собеседник „Ъ-Кубань".

В чем отличие?
Опрошенные „Ъ-Кубань" эксперты и представители отрасли отметили, что каршеринговый бизнес на Кубани имеет ряд отличий от Москвы и Санкт-Петербурга. Так, по мнению Бориса Голикова из YouDrive, региональный рынок находится на более ранней стадии развития, а потому компании борются за клиентов не столько между собой, сколько с такси, общественным транспортом и личным автомобилем, еще только формируя рынок и аудиторию каршеринго­вых сервисов. Александр Ракша из АО «НЭО Центр» так­же считает, что пока говорить о насыщении рынка даже в Сочи очень рано и значительной конкуренции за потребителя быть не должно. «Компании вполне могут расти еще какое-то время, не мешая друг другу»,— говорит он.

Также среди особенностей рынка Сочи генеральный директор ООО «Шеримобиль» Антон Сильнягин отметил ярко выраженную сезонность бизнеса. Автопарк его компании летом превышает 30 автомобилей представительского класса, а зимой может снижаться до минимума в пять авто под влиянием уменьшения спроса. Для достижения такой «вариантности автопарка» собственник, по его словам, закупает машины с небольшим сроком эксплуатации и хорошего качества перед сезоном и продает их после снижения клиентской активности. Господин Сильнягин также заметил, что при эксплуатации в Сочи, в отличие от столичных регионов, в среднем автомобиль проходит за год 25—40 тысяч километров в условиях мягкого климата и хороших дорог. «Такой щадящий износ помогает продать транспорт даже года через три с дисконтом всего порядка 15%»,— говорит собеседник „Ъ-Кубань".

Эксперты отмечают, что для развития каршеринга большое значение имеет взаимодействие с местными властями — в первую очередь с точки зрения оплаты парковки. По словам господина Широкова из «Финама», совместные проекты бизнеса и власти делают услугу более привлекательной и одновременно помогают разгружать улицы от личного транспорта. «В Москве на основании постановления городского правительства плата за парковку каршерингового авто (ее оплачивает компания-владелец) составляет 60 тыс. руб. за три года, в то время как обычный автомобилист за годовой абонемент должен выложить 250 тыс. руб.»,— говорит эксперт.
Один из плюсов каршеринга — поминутная оплата услуг
Цены — московские
По данным сайтов каршеринговых компаний, сегодня стоимость услуг на территории Краснодарского края разнится в зависимости от класса автомобиля и условий его аренды. Так, при поминутной оплате цена находится в пределах 6—24 руб. за минуту поездки и 1,5—4 руб. за минуту стоянки. Стоимость почасовой аренды автомобиля варьируется от 210 руб. до 1000 руб. Оплата суточной аренды — от 800 руб. до 6900 руб. (данные сайтов компаний «Шеримобиль», YouDrive, UrentCar, Car5). По данным сайтов компаний, представленных на Кубани и в столице, на сегодня цена аренды аналогичных автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае одинакова. При этом Анна Черкасова из Car5 замечает, что стоимость такси на Кубани значительно ниже, чем в столицах, и это делает каршеринг и аренду автомобиля по привычным для Москвы ценам менее выгодными для клиента, чем такси. Александр Ракша считает, что снижение тарифов возможно лишь в среднесрочной перспективе, когда на рынок края выйдут новые игроки, что приведет к обострению конкуренции.

«Входные билеты» стоят по-разному
Опрошенные нами эксперты сошлись во мнении, что рынок Сочи и тем более Краснодарского края в целом достаточно емкий для безболезненного входа еще нескольких игроков или расширения автопарков уже существующих. Также собеседники издания не исключили реализацию в крае франчайзинговых проектов на базе крупных каршеринговых компаний. Ранее, по данным СМИ, в UrentCar емкость регионального рынка оценивали в 1500 машин, Краснодара — в 700 машин. На сегодня, по информации „Ъ-Кубань", количество каршеринговых машин в Сочи не превышает 150 единиц, в Краснодаре — 90 единиц.

Оценивая расходную и доходную части каршерингового бизнеса при вхождении в рынок края, господин Сильнягин отметил, что собственная машина среднего класса приносит выручку порядка 40 тыс. руб. в месяц, из которых порядка 20 тыс. составляют траты на «расходники» — бензин, масла, мойку, ТО и т. д. Таким образом, маржинальность операционной деятельности составляет порядка 50%. Первоначальные расходы на покупку автомобиля под каршеринг («свежая» б/у иномарка среднего класса) составляют около 550 тыс. руб., установка оборудования и программного обеспечения под ключ, предоставляемая франчайзером,— 12—13 тыс. руб. Таким образом, один автомобиль, участвующий в каршеринге на условиях франчайзинга, окупается в течение двух — двух с половиной лет. Кроме того, по истечении этого срока машину можно продать, вернув часть затрат.

По словам собеседника „Ъ-Кубань", среди рисков бизнеса то, что автомобиль может на время или навсегда выйти из строя в результате аварии. Вместе с тем, по мнению господина Сильнягина, использовать КАСКО для предупреждения рисков невыгодно. «За машину средней ценовой категории приходится отдавать в год около 40 тысяч рублей, что составляет порядка 15% от прибыли. Разумнее иметь постоянный финансовый фонд, используемый при необходимости ремонта»,— говорит он. Собеседник „Ъ-Кубань" также отмечает, что последние изменения в системе страхования привели к снижению интереса к КАСКО у перевозчиков. «Клиент не получает возмещение в результате наступления страхового случая, а вынужден ждать три — шесть месяцев, пока будут соблюдены все необходимые страховые процедуры и выполнен ремонт машины. На все это время автомобиль выбывает из бизнеса».
Представитель Car5 Анна Черкасова считает, что минимальный автопарк для запуска проекта каршеринга должен составлять 10 автомобилей. «На старте можно иметь неширокую зону использования сервиса и точек начала и завершения аренды, как это реализовано у нас в Сочи: зона эксплуатации — Сочи, Адлер, Красная Поляна и Лазаревское, а несколько точек завершения аренды расположено в каждом районе в ключевых мес­тах»,— говорит она.

По мнению господина Сильнягина, в рынок Сочи сегодня актуально заходить с парком порядка 50 машин. «Для этого потребуются инвестиции в приобретение машин в собственность и оснащение под каршеринг, а также, если речь не идет о развитии уже существующей каршеринговой компании,— в покупку франшизы. Это порядка 25—30 млн руб.»,— говорит наш собеседник. Он также отмечает, что, хотя работа на собственных авто более выгодна по сравнению с лизингом, последние подойдут в случае выхода на рынок игрока с низкими базовыми материальными активами: «На условиях операционного лизинга с ежемесячной оплатой за аналогичный автомобиль порядка 20 тыс. руб. начать можно с „инвестиционного минимума" — 2—3 млн руб. При этом при выходе на оборот 50 тыс. руб. в месяц на одно авто ежемесячный доход после вычета затрат на ГСМ и т. д. составит 10 тыс. руб. с авто, или 500 тыс. руб. в месяц со всего автопарка».
Эксперты отмечают, что стоимость такси на Кубани значительно ниже, чем в столицах, и это делает каршеринг и аренду автомобиля по привычным для Москвы ценам менее выгодными для клиента, чем такси. По их мнению, снижение тарифов возможно, лишь когда на рынок края выйдут новые игроки и усилится конкуренция
Перспективы роста
По мнению директора сервиса «Делимобиль» Леонида Сысоева, «молодое активное „цифровое" население региона дает основания для оптимистичного прогноза развития каршерингового бизнеса» на Кубани. Директор филиала «БКС Премьер» Андрей Широков более осторожен. Он отмечает, что эта услуга как вид передвижения популярна только в Москве и Санкт-Петербурге. В других городах таких же успехов не наблюдается, что вызвано «в первую очередь не слишком большой потребностью в ней в регионах».

Господин Сильнягин перспективы развития каршеринга в Краснодарском крае связывает с Краснодаром и Сочи, в меньшей степени — с другими курортными городами. По его словам, на федеральном уровне основную конкуренцию уже существующим компаниям в среднесрочной перспективе составит сервис «Яндекс.Драйв», который в 2018 году запустила в Москве компания «Яндекс». «Можно с уверенностью предполагать, что в дальнейшем компания запустит франшизу и в регионах. С учетом разработок „Яндекса" по оснащению автомобилей системами автопилота и сравнительно низкой цены поездок (от 5 руб./км. — „Ъ-Кубань"), очевидно, в ближайшее время сервис займет одну из лидирующих позиций на рынке»,— заявил эксперт.

Также в числе трендов ближайшего периода эксперты прогнозируют уход в сегмент каршеринговых услуг части компаний-перевозчиков с собственным автопарком, которые ранее специализировались на предоставлении услуг такси. Причинами «дрейфа» они называют возможность экономии на использовании водителей, относительно низкий ценник переоснащения авто под каршеринг, наличие готовых цифровых платформ, которые могут быть предоставлены партнерам во франшизу.
«Еще одним трендом ближайших лет может стать вовлечение в рынок каршеринга перевозчиков-частников. Оснащение автомобиля под каршеринг сравнительно недорого: порядка 12 тыс. руб. на машину. Однако оно дает возможность использовать машину для заработка в то время, когда собственник ею не пользуется»,— добавляет господин Сильнягин.

Андрей Нимченко
Made on
Tilda