Бизнес-климат
Отели выгоды хотели
Как гостиницы Краснодарского края планируют заработать на Чемпионате мира
по футболу
Кубанские отельеры готовятся к наплыву гостей на время проведения чемпионата мира по футболу, который пройдет в этом году с 14 июня по 15 июля в 11 российских городах. На Кубани игры мундиаля состоятся на сочинском стадионе «Фишт», а национальные сборные будут помимо Сочи жить и тренироваться в Краснодаре, Анапе и Геленджике. Гостиничные номера в этих городах забронированы уже на 75%. Правительство РФ официальным распоряжением установило предельные цены на размещение в гостиницах и отелях. Нарушителей, которые устанавливают цены выше предельно допустимых, штрафуют и грозят им дисквалификацией. Но, несмотря на это, отельеры планируют увеличить на чемпионате доходность своего бизнеса до 25% на дополнительных услугах и за счет высокого турпотока, который помимо игр мундиаля придется на разгар сезона.

Гостиницы и отели Краснодарского края, находящиеся на черноморском побережье и, в частности, в Сочи, планируют извлечь максимальную выгоду от предстоящего чемпионата мира по футболу FIFA-2018,­ который пройдет в России с 14 июня по 15 июля 2018 года. Кубань вошла в список регионов, где будут проходить игры мундиаля, а также размещаться на­циональные сборные. Как сообщили в краевом минкурортов, непосредственно футбольные матчи пройдут в июне — июле 2018 года на стадионе «Фишт» в Сочи. В частности, 15 июня в олимпийской столице встретятся сборные Португалии и Испании, 18 июня — Бельгии и Панамы, 23 июня — Германии и Швеции, а 26 июня — Австралии и Перу. Кроме того, 30 июня в Сочи в 1/8 финала встретятся обладатель 1-го места группы «А» с обладателем 2-го места группы «В», а 7 июля в 1/4 финала — победители 51-го и 52-го матчей. Все это время в селе Витязево близ Анапы будет проживать и тренироваться сборная Дании, в Геленджике — сборные Исландии и Швеции, в Сочи — сборные Бразилии и Польши, а в Краснодаре — сборная Испании.

Мест мало, но всем хватит
Отельеры Сочи еще зимой этого года почувствовали интерес к размещению в гостиницах города-курорта на время проведения чемпионата мира. По словам генерального управляющего отеля Park Inn by Radisson Sochi City Centre Натальи Хастингс, рост спроса на гостиничные номера касается не только времени проведения мундиаля, но и периодов до ЧМ и после него. «Мы отмечаем спрос иностранных туристов, чего не было, например, в прошлом году. Если посмотреть на даты проведения чемпионата, то, касаемо нашей гостиницы, свободных номеров практически уже не осталось. Как только объявили, какие игры будут проходить в городе Сочи, номера сразу же были забронированы и раскуплены. Особенно это касается дат проведения игр между Германией и Швецией, а также Португалией и Испанией. То же самое можно сказать про четверть финала. Сейчас мы чувствуем, что остальные даты заполняются с нарастающей скоростью»,— говорит госпожа Хастингс.
Гендиректор ООО «Путешествия с Михаилом» ­Михаил Винюков прогнозирует, что на время проведения игр чемпионата мира по футболу в Сочи приедет от 1 до 1,5 млн человек. Однако в эту цифру входит и поток болельщиков, и поток отдыхающих, поскольку высокий сезон на курорте начинается с конца мая. «На настоящий момент можно говорить о том, что гос­тиницы на этот период уже забронированы на 75%, но дефицита жилья в городе на этот период мы не прогнозируем. По нашему мнению, проведение чемпионата влияет прежде на скорость бронирования»,— рассуждает эксперт.

Хороший спрос на размещение в период проведения чемпионата мира констатируют и на курорте «Горки Город», что находится в 30 минутах езды от основного места проведения матчей мундиаля. По словам руководителя отдела продаж и бронирования курорта «Горки Город» Елены Махровой, жители столицы и других крупных российских городов видят возможность совместить посещение игр мундиаля с отдыхом в Красной Поляне. «Безусловно, такие мероприятия, как ЧМ по футболу, положительно скажутся на загрузке и повышении рентабельности туристического бизнеса в Краснодарском крае. Для развития туризма необходимы широко посещаемые туристами события, оказывающие существенное экономическое влияние и дающие мощный импульс продвижению территории, на которой проводятся подобные меро­приятия»,— говорит Елена Махрова. По мнению Ми­хаила Винюкова, чемпионат неизбежно приведет к дополнительному интересу к местам проведения матчей, а следовательно, и к увеличению потока гостей в каждый город. Хотя с учетом имеющейся сложной, регулярно меняющейся экономической ситуации давать какие-либо прогнозы, по словам руководителя турфирмы, сложно.
Чемпионат мира по футболу привлечет туристов в Большой Сочи, но никак не скажется на увеличении бронирования мест в отелях и гостиницах остальных городов региона. Во многом, по словам экспертов, это обусловлено неразвитостью сегмента гостиничного бизнеса в крае
Что ждут в Сочи, не ждут в Краснодаре
Несмотря на то, что в Ростуризме прогнозируют на время проведения ЧМ по футболу наплыв россиян во все крупные города Краснодарского края, не исключая и краевой центр, эксперты уверены, что игры мундиаля никак не скажутся на заполняемос­ти гостиниц Краснодара, а прибрежные Геленджик и Анапа будут иметь обычную сезонную наполняемость туристами, которые приедут не футбол смотреть, а отдыхать на пляже. По словам топ-менеджера одного из крупных краснодарских отелей международной сети, пожелавшего остаться неизвестным, заполняе­мость средств размещения кубанской столицы на сегодня идет в штатном режиме. Ажиотажа к ЧМ по футболу, по словам собеседницы, не наблюдается. Это, по мнению отельера, отчасти может быть связано с тем, что сборная Испании, которая будет тренироваться в краевом центре, планирует проживать не в самом городе, а за его пределами. «Краснодар турпоток к чемпионату мира не затронет. Возможно, по мере того, как будет заполняться Ростов, Сочи, какая-то часть туристов будет рассматривать для размещения краевой центр, но на сегодняшний день это лишь предположение, не подтвержденное реальным бронированием»,— говорит отельер.

По мнению участников рынка, чемпионат мира по футболу привлечет туристов в Большой Сочи, но никак не скажется на увеличении бронирования мест в отелях и гостиницах остальных городов региона. Во многом, по словам экспертов, это обусловлено неразвитостью сегмента гостиничного бизнеса в крае. «Что касается регионального центра, то рост гостиничного бизнеса здесь будет иметь минимальную причинно-следственную связь с проведением чемпионата, а больше будет являться закономерной тенденцией развивающегося города, что наблюдается в течение последних пяти — семи лет»,— говорит Михаил Винюков. В Сочи, по его словам, после Олимпиады 2014 года укрепилась традиция проведения крупных мероприятий, чего нельзя сказать про другие территории региона, и чемпионат мира, скорее всего, привлечет к олимпийской столице не меньше внимания. К Олимпиаде и после нее было построено огромное количество гостиниц, отелей, гос­тевых домов — как крупных, сетевых, так и мелких частных, и город приобрел совершенно иной, более привлекательный вид. В частности, по мнению эксперта, речь идет о курортах Красной Поляны. Как отмечает Елена Махрова, наследие Олимпиады обязывает отели курорта не разочаровывать гостя различного ценового сегмента и делать его постоянным посетителем этого места. «Последние годы курорты Сочи и Красной Поляны заинтересовали гостей уровня ВИП и celebrates разнообразием происходящих событий в „Сочи Казино и Курорт", нам очень важно показать нашим гостям, что российские курорты тоже могут быть мирового уровня»,— говорит представитель курорта «Горки Город».
По мнению экспертов, чемпионат повысит узнаваемость Кубани в качестве курортного региона
Цены обуздали
С 2016 года в России действует постановление Правительства РФ №89 «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания на территориях субъектов РФ, в которых будут проводиться спортивные мероприятия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 год». Согласно­ документу, в средствах размещения городов, где пройдут игры, а также будут жить команды, установлена предельная стоимость номеров. Примечательно, что цены установлены не только для гостиниц и отелей, прошедших аттестацию, но и для отелей, аттестацию не прошедших. Для Сочи, например, стоимость в сутки за номер в гостинице без звезд не должна превышать 3 тыс. рублей, а для пятизвездочной гостиницы — 85 тыс. рублей. «Данное постановление доведено до сведения собственников и управля­ющих гостиницами, и им настоятельно рекомендовано не превышать установленные цифры»,— подтвер­дил учредитель компании «Путешествия с Михаилом» ­Михаил Винюков.

Ростуризм периодически проверяет стоимость проживания в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике (нарушителям выдаются предписания о необходимости снизить цены) или заносит такие гостиницы в черные списки. Так, по состоянию на 14 марта текущего года в черный список Ростуризма попало семь кубанских гостиниц. По результатам мониторинга Booking.com, ведомство включило в список сочинские отели «Цветной» (завышение на 193,3%), «Империя» (на 19%) и «Векар» (на 33,3%). В Анапе — гостевой дом «На Толстого» (завышение на 103,3%) и гостевой дом «Анапаlike» (на 117,6%). В Геленджике — отели InnBravissimo (цены завышены на 61,3%, по данным с сайта отеля, и на 8,3%, по данным с Booking.com) и «Геленджик» (на 106%). В этот же список попало девять отелей Москвы (превышение до 287%), два отеля Волгоградской области (превышение до 427%), восемь отелей Калининградской области (превышение до 917,43%), два отеля Самарской области (превышение до 706,7%), 19 отелей Санкт-Петербурга (превышение до 65%) и один отель Свердловской области (превышение на 11%).

Как рассказала замначальника отдела защиты прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора Саида Ильницкая, мониторинг цен на размещение в отелях Краснодара, Сочи, Геленджика и Анапы ведется в постоянном режиме. Кроме того, на основании правительственного приказа сотрудни­ки ведомства проводят внеплановые проверки. Если есть возможность забронировать номер по завышенной цене или установлен факт, что такое размещение уже реализовано, составляется протокол о нарушении ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ. Штрафные санкции: для граждан — 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц — двукратный размер излишне полученной выручки. «В крае уже составлено два протокола о нарушении. Оба — в Краснодаре. По одному объекту в Сочи протокол еще составляется. Мы мониторим в первую очередь официальные сайты гостиниц и оте­лей либо сайт Booking.com, потому что на нем, согласно договору, информацию размещает поставщик услуги. Как правило, все объекты, по которым были составлены протоколы о нарушении, немедленно их устранили. В основном завышения были связаны с номерами высшей категории. Я думаю, что пока искать в действиях этих отельеров какой-то умысел прежде­временно»,— говорит Саида Ильницкая.
Доходные допуслуги
Участники рынка гостиничных услуг в Краснодаре и на черноморском побережье считают, что госрегулирование цен на размещение в период проведения матчей мундиаля никак не скажется на их выручке. По словам Елены Махровой, финансовый результат в отелях Красной Поляны во время ЧМ по футболу прогнозируется чуть выше прошлогоднего. «Намного важней в данной ситуации возможность проинформировать гостей чемпионата мира о возможностях отдыха в наших отелях и будущая возвратность данных гостей»,— говорит представитель курорта «Горки Город». По мнению Михаила Винюкова, государственное сдерживание цен может быть не всегда эффективным. «Очевидно, что чем­пионат мира и приток болельщиков позволят гостиницам курорта получить доход выше обычного. Кто-то просто повышает цены на номера, рискуя попасть под санкции Ростуризма и Роспотребнадзора, кто-то меняет ценовую политику на ходу и по ситуации, кто-то оставляет цены на прежнем уровне, но делает платными бывшие ранее бесплатными дополнительные услуги, а кто-то вводит новые допуслуги за дополнительную плату»,— говорит эксперт. По его словам, в среднем за период проведения чемпионата мира по футболу аналитики ООО «Путешествия с Михаилом» прогнозируют рост доходности гостиничного бизнеса от 15% до 25%.

Управляющая отелем Park Inn by Radisson Sochi City Centre Наталья Хастингс констатирует, что к госрегулированию цен во время проведения Олимпиады 2014 года и теперь — на время проведения чемпионата мира по футболу все отельеры были готовы. Но, по словам собеседницы, все они при этом понимают, что чемпионат — это способ получать дополнительных гостей, а следовательно, зарабатывать на них, предоставляя дополнительные услуги. Это обслуживание в ресторанах, сдача в аренду конференц-залов и т. д. «В любом случае не будет недовольных или проигравших в результате того, что государство не позволяет завышать цены на размещение. Кроме того, чемпионат улучшает репутацию гостиниц, которые могут показать себя и качество своего обслуживания. Это игра на будущее, поскольку гостиницы смогут в дальнейшем привлекать к себе все больше гостей»,— говорит отельер. Наталья Хас­тингс рассказывает, что, если смотреть по показателю удовлетворенности гостей, качество гостиничного обслуживания в Сочи растет. По ее словам, сегодня в списке ожидания гостей не только базовые вещи, которые должны работать в отелях в обычном режиме, но и индивидуальный подход к удовлетворению их потребностей. Более того, гостиницы работают над тем, чтобы «предугадать потребности клиентов». «В первую очередь будет разрабатываться специальное меню для гостей, чтобы они могли не только поесть, но и взять что-то с собой на матчи, на время в дороге из одной точки в другую. В отелях и ресторанах будут проводиться прямые трансляции матчей. Если рестораны работают обычно до полуночи, в этот период времени многие из них будут действовать в круглосуточном режиме. Также гостям предложат дополнительные услуги, например прачечные и все в этом духе»,— говорит госпожа Хастингс.

Есть ли жизнь после мундиаля?
Отельеры Сочи считают, что после проведения чем­пионата мира по футболу гостиницы на побережье вернутся к обычному функционированию, благо турпоток растет с каждым годом и работы по размещению российских и зарубежных гостей хватает. На прошедшей накануне встрече министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова и губернатора региона Вениамина Кондратьева глава Кубани сообщил, что ежегодно регион принимает порядка 16 млн туристов. Однако, по мнению Михаила Винюкова, существенного подъема в отрасли, равно как и падения, все же ждать не стоит. «В большей степени на сегод­няшний день это связано со сложной экономической обстановкой в стране и финансовыми затруднениями у потенциальных путешественников. Например, мы констатируем, что сократился процент так называемых частых путешественников, которые могли себе позволить устраивать ранее отпуска или кратковременные поездки для отдыха по несколько раз в год. Что касается иностранных туристов, то их процент увеличится, но в конкретном количественном выражении эта цифра будет несущественной»,— считает эксперт.
Елена Махрова также констатирует, что значительных изменений в деятельности отелей Красной Поляны после мундиаля не предвидится. «Данный период можно будет сравнить с периодом после Олимпиады. Из положительных изменений, мы думаем, что по­явятся новые рабочие места, повысится опыт сотруд­ни­ков отельной и ресторанной сферы, повысится уровень языковой практики сотрудников, обновится курорт­ная и пляжная инфраструктура»,— говорит госпожа Махрова из «Горки Города».
По словам участников рынка, июль — август — это сезон отпусков, когда будут и туристы, и массовые мероприятия, а с октября Сочи начнет готовиться к новому сезону и крупным соревнованиям, фестивалям и форумам. Определенной части гостиниц, по мнению экспертов, все же будет сложно держаться на плаву. Как отмечает Михаил Винюков, на сегодня только в Сочи на продажу выставлено более 400 отелей и гос­тиничных комплексов, потому что летний сезонный наплыв не может покрыть расходы на содержание и эксплуатацию их в течение всего года, а крупные меро­приятия, по его словам, позволяют бизнесу не расти, а лишь держаться на прежнем уровне. «Гостиничный и весь туристический бизнес нуждается в государственной поддержке и справедливом регулировании стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства»,— подытожил эксперт.
Made on
Tilda