Персона
«Интерес к Геленджику
и ежегодный турпоток растут»
Мэр города-курорта Виктор Хрестин рассказал о том, какие проекты планируется реализовать в ближайшие годы, выдержит ли инфраструктура рост числа отдыхающих,
и о пользе курортного сбора
— Виктор Александрович, какие проекты ­Геленджик представит на Российском ин­вестиционном форуме в Сочи?
— Речь идет о пяти инвестиционно-привлекательных земельных участках и пяти проектах. Один из наиболее крупных — строительство тематического развлекательного парка аттракционов. Инициатором проекта является компания ООО «Парк». Проект планируется к реализации на территории площадью 55,7 га. Сюда входят аттракционы, спортивные игровые площадки, административные помещения и боулинг-клуб. Общая стоимость проекта составит более 2 млрд руб. Кроме того, мы представляем сразу несколько инвестпредложений на Тонком мысе. Это и малые гостиницы, и крупные проекты, такие как гостиничный комплекс «Жемчужный» на участке площадью 3,86 га в Голубой бухте, а также гостиничный комплекс «Солнцедар» площадью 1,1 га на улице Туристической. Также в портфеле есть земельные участки под строительство как жилой, так и коммерческой недвижимости. Если же говорить в целом, а не только о форуме, то мы стараемся формировать разнообразные инвестпредложения, и информация о них открыта — с ней можно ознакомиться на официальном сайте курорта: invest.gelendzhik.org.

— Логично, что проекты, которые Геленджик предлагает вниманию инвесторов, прежде всего относятся к туристической отрасли. Но, вероятно, у медали есть и обратная сторона: интерес к курорту напрямую зависит от количества отдыхающих.
— Могу уверенно сказать, что интерес инвесторов к нашему городу растет с каждым годом, так же, как и количество туристов, ежегодно посещающих курорт. Например, в 2017 году их было 4,2 млн человек. Однако мы стремимся к большему и планируем активно развивать курортно-туристскую инфра­структуру. В частности, был разработан проект Стратегии инвестиционного развития города до 2020 года. Главная цель — создание популярного круглогодичного курорта, принимающего в том числе и иностранных турис­тов. При этом каждый год количество туристов, посещающих курорт, должно стабильно увеличиваться на 10 %. Поэтому, думаю, интерес инвесторов к нашему городу будет лишь возрастать.

— С этим трудно спорить: в последние годы турпоток в Геленджике постоянно возрастает, хотя это происходит не на всех черноморских курортах. Однако с учетом небольшой территории города и имеющейся инфраструктуры имеет ли смысл существенно наращивать количество туристов?
— Согласен с тем, что одновременно с рос­том отдыхающих существенно возрастает и нагрузка на инфраструктуру курорта. Но, несмот­ря на кратное увеличение численности населения в летний сезон, коммунальным службам в целом удается справляться с ситуацией. Дальнейшее же развитие курор­та немыслимо без реализации знаковых инфраструктурных проектов: строительства новых очистных сооружений на Тонком мысе, завершения реконструкции автомагистрали М4 «Дон» и модернизации системы ливневой канализации.

Безусловно, санаторно-курортному комплексу необходимо развивать лечебную базу, стремиться к разнообразию туристического продукта в межсезонье. Ведь в Геленджик сейчас едут не только летом — значительно возросло и количество людей, которые приезжают к нам на длинные выходные, на новогодние праздники.
На сегодняшний день в Геленджике есть сложности в части обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой. Ресурсы курорта, в частности электроснабжения и водоснабжения, ограничены, как и во многих других городах на черноморском побережье. Но все эти проблемы решаются.

По поводу водоснабжения хочу сказать, что мы контролируем ситуацию, но, конечно же, с ростом численности населения, а оно за последние пять лет увеличилось на 20 тыс. человек, потребление воды будет увеличиваться. В связи с этим мы ждем завершения реконструкции Троицкого группового водопровода, одновременно городским водоканалом прорабатывается вопрос о разработке нового водозабора в районе сел Пшада, Берегового. Проектируются новые очистные сооружения на 50 тыс. кубометров. Если говорить об электроснабжении, то острые проблемы уже сняты благодаря активной инвестиционной политике компаний «НЭСК-электросети» и «Кубаньэнерго», ежегодно вкладывающих десятки миллионов рублей в развитие сетей на территории муниципалитета.
«В свое время строительство аэропорта существенно повысило привлекательность курорта. А после реконструкции пропускная способность терминала увеличится более чем в два раза — со 140 до 300 пассажиров в час»
— Но есть еще одна острейшая для побе­режья и всей Кубани проблема — транспортная. Ведь туристы со всей страны едут на море в основном на личных авто. Насколько уже реализованные инфраструктурные проекты (например, строительство джубгинской развязки) улучшили ситуацию? Как вы оцениваете развитие геленджикского аэропорта: достаточно ли его действующих мощностей или их необходимо увеличивать?
— Да, развитие транспортной инфраструктуры — одна из основных задач. В настоящее время в рамках реконструкции аэропорта Геленджик компанией «Базэл Аэро» планируется строительство нового аэровокзального комплекса площадью 5,5 тыс. кв. м. Суммарный объем инвестиций в новый комплекс ­составит около 520 млн руб. Отмечу, что в свое время строительство аэропорта существенно ­повысило привлекательность курорта. А после реконструкции пропускная способность терминала увеличится более чем в два раза — со 140 до 300 пассажиров в час. И я думаю, что это также поможет нам привлечь еще больше туристов.

Еще одним крупным проектом является строительство пассажирской подвесной канатной дороги от геленджикского сафари-парка до городской набережной в районе санатория «Солнечный берег». Инвестор — ООО «Сафари-Тур». Также в настоящее время рассматривается вопрос продления еще одной существующей канатной дороги — «Олимп» к набережной.

В районе Тонкого мыса планируется реконструкция Геленджикского морского порта с преобразованием его в яхтенную марину с сопутствующей инфраструктурой (инвес­тор — ООО «Морской порт Геленджик»). По предварительным расчетам, стоимость строительства составит 9,4 млрд руб.

Вопрос улучшения качества федеральной автодороги, ее пропускной способности и тарифов на проезд в железнодорожном транспорте не относится к компетенции органов местного самоуправления. Однако мы делаем все, что от нас зависит, чтобы решать и эти проблемы.

Что касается транспортных развязок при въезде в город, то они предусмотрены проектом Росавтодора, реализация которого рассчитана до 2020 года за счет средств федерального бюджета. Есть полная уверенность, что данный проект будет реализован.

— В 2017 году Геленджик занял третье место среди муниципальных образований края по темпам роста инвестиций. С чем связан такой бум интереса к курорту? Как построена работа по формированию инвестиционных площадок? С какими инвесторами вы предпочитаете работать?
— В экономику города инвестирует как мест­ный бизнес (в основном в жилищное строи­тельство), так и московские компании, которым более интересен именно курортный комплекс. При этом, привлекая бизнес из других регионов, мы ставим обязательное условие: компания-инвестор должна заре­гистрироваться в Геленджике. Соответственно, ­все причитающиеся налоги также поступают в местный и краевой бюджеты.
Мы не работаем с сомнительными компаниями, фирмами-однодневками. Прежде чем заключить инвестиционное соглашение о реализации проекта, согласовать проектную документацию для разрешения на строительство, мы тщательным образом анализируем представленные потенциальным инвестором документы, изучаем его опыт в реализации проектов в других регионах. Это если говорить о подходе к выбору инвестора. Что же касается сопровождения инвестпроектов, то этим в Управлении архитектуры и градостроительства города занимается специально созданный отдел, который работает по принципу одного окна. Его задача — организовать взаимодействие территориальных и федеральных органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления, муниципальных служб и инвес­торов. Кроме того, этот отдел формирует инвестиционные предложения.

— В конце 2016 года дума Геленджика утвердила новый генплан. Реализация ряда инвестпроектов в городе была отложена до этого момента. Каким именно инвестиционным проектам будет дан зеленый свет?
— Именно принятие генплана сделало возможной реализацию такого значимого для нас проекта, как строительство гольф-клуба. Это «статусный» проект, который повысит привлекательность нашего курорта. Также принятие генерального плана позволяет ­ввести в хозяйственный оборот неиспользуемые сельхозземли бывшей агрофирмы «Дивноморская». Их освоение будет комп­лексным, с созданием всей необходимой социально-бытовой инфраструктуры — строи­тельством школ, детских садов, дорог и инженерных коммуникаций.

— Введение курортного сбора, которое ранее откладывалось, должно произойти в 2018 году. Каким, на ваш взгляд, должен быть данный механизм, чтобы он действительно работал и приносил ощутимые дивиденды в виде доходов в бюджет, которые можно было бы направить на развитие инфраструктуры курорта?
— Действительно, курортный сбор начнет взиматься с 1 мая 2018 года, в том числе и в Краснодарском крае. У нас его размер составит 10 руб. в сутки, начиная со второго дня пребывания. Собирать его будут юрлица и ИП, ведущие деятельность по предоставлению гостиничных услуг, услуг по коллективному и индивидуальному размещению, а также по обеспечению временного проживания, в том числе в жилых помещениях. По нашим подсчетам, в Геленджике операторами по курортному сбору станет около 1130 средств размещения. Они будут обязаны перечислять сумму курортного сбора в бюджет региона не позднее чем в течение пяти рабочих дней, следующих за отчетным периодом. Уже в 2018 году это принесет в краевой и местный бюджеты порядка 74 млн руб. Эти деньги мы планируем направить на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание, благоустройство и ремонт объектов курортной инфраструктуры, что позволит улучшить ее состояние и как следствие — повысить качество обслуживания туристов и создать благоприятные условия для развития рек­реационных зон и курортных территорий.
Made on
Tilda