Курс на всеобщую цифровизацию, о котором много и часто говорили в 2017 году, на самом деле давно уже не просто тема для разговора. Важность использования технологий, экономящих время и ресурсы, понимают и в госучреждениях, и в бизнес-структурах – причем как в крупных, так и в небольших. Такой интерес к передовым телеком-технологиям даже со стороны консервативных институтов, пожалуй, можно объяснить общим трендом на оптимизацию любых процессов и динамичным развитием телеком-инфраструктуры, связанной с активной позицией крупных операторов связи. Сокращение количества офисов, частичный переход на удаленный формат работы сопровождается увеличением затрат на внедрение разного рода виртуальных сервисов. То есть цифровая составляющая постоянно растет, а физическая – сокращается. А запрос на готовые продукты, которые можно быстро интегрировать в свои бизнес-процессы и получать от них пользу, быстро удовлетворяется.
В госсекторе речь, как правило, идет о крупных системных проектах. Разумеется, у каждого отдельно взятого департамента свои цели и задачи, поэтому разрабатываются они, как правило, индивидуально. «Государственный сегмент – это сфера оцифровки государственных услуг, отраслевой информатизации, проектов, связанных с безопасностью, ЖКХ, геоинформационных сервисов, решений энергоэффективности. «Ростелеком» предлагает комплексные решения на базе своей разветвленной сети и отработанных алгоритмов интеграции, но, разумеется, каждый такой проект индивидуален и требует особой проработки. К примеру, реализованный в Кабардино-Балкарии проект «Безопасная республика», а также концессионное соглашение с Астраханской областью о создании систем фотовидеофиксации и весогабаритного контроля на дорогах региона, которое сейчас в стадии реализации», – комментирует заместитель директора макрорегионального филиала «Юг», директор по работе с государственным и корпоративными сегментами ПАО «Ростелеком» Константин Боженов.
В частном секторе ситуация другая – здесь все, в целом, унифицировано. Разумеется, индивидуальный подход к клиенту никто не отменял, однако сервисы разрабатываются таким образом, чтобы выполнять какую-либо узконаправленную задачу. Зато пользоваться ими с одинаковым успехом могут многие. По словам руководителя департамента ИТ и облачных сервисов J'son & Partners Consulting Александра Герасимова, специализированными сервисами для бизнеса, позволяющими подавать налоговые и иные отчеты посредством интернета, на сегодняшний день пользуется порядка 80 % юридических лиц страны. Также набирает популярность интернет-банкинг и различные офисные SaaS-приложения (от англ. software as a service — программное обеспечение как услуга), такие как пакеты Office365 и аналогичные.