Экспортные перспективы
Кубань активно наращивает экспортный потенциал. По данным Краснодарстата, за девять месяцев 2017 года внешнеторговый оборот Краснодарского края со странами СНГ и дальнего зарубежья составил свыше $8,3 млрд и вырос по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 28,3%. На экспорт с января по сентябрь было отправлено продукции более чем на $5 млрд. Из основных товаров на первом месте минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки (59,2%), на втором — злаки (19,8%).
По данным аналитического центра «Русагротранс», из десяти крупнейших российских экспортеров зерна четыре компании представляют Кубань. Кроме пшеницы трейдеры вывозят за границу ячмень, рис, кукурузу и зернобобовые.
Экспорт кубанского сахара, составляющего четверть всего производимого в России, возрос на 24%. При наблюдающемся в стране перепроизводстве сахара (около 6 млн тонн в год при потребности около 1 млн тонн) прогнозируется увеличение объемов экспорта этого продукта, прежде всего — в страны СНГ и Азии. Кроме того, край продает за рубеж древесину, продукцию химической промышленности, металлоизделия, текстиль и др.
Стратегическим приоритетом становится переход к несырьевому экспорту. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, «Кубань больше надежды возлагает на переработку зерна, а не продажу его в качестве сырья». Среди перспективных для экспорта товаров кубанские власти рассматривают вина, молочную продукцию, халяльное мясо. Кроме того, по мнению директора по организации поддержки некрупных экспортеров Российского экспортного центра Бориса Игошина, «регион имеет возможности поставлять на международные рынки продукцию овощеводства и рыболовства».
Важную роль в создании благоприятных условий для развития внешней торговли должно сыграть в первую очередь транспортное обеспечение и создание инфраструктуры, удобной для предприятий, осуществляющих экспортную деятельность.
Как рассказал ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов, «есть ряд застарелых проблем, а также инфраструктурных вопросов, в которые уперся существенно выросший аграрный экспорт России, в том числе и на юге».
Во-первых, остается неразвитой сеть и мощность речных грузоперевозок в России вообще и на юге в частности. По словам эксперта, «мы пока не вышли даже на уровень советских пиковых речных перевозок, в силу разных причин многие ранее судоходные участки рек ныне не используются». Во-вторых, крайне неразвита сеть контейнерных грузоперевозок (и внутри страны, и на экспорт) на всех видах транспорта. В-третьих, недостаточна пропускная способность железнодорожной и автодорожной инфраструктуры (а местами и энергетических мощностей) на подходе ко всем портам Черного и Азовского морей. «Особенно это касается третьего глубоководного порта России на юге — Тамани, где железнодорожных подходов нет вовсе»,— пояснил господин Иванов. Кроме того, по его утверждению, в регионе «не хватает портовых мощностей, а стоимость перевалки остается слишком высокой по многим видам навалочных, наливочных грузов и контейнеров».
Директор информационно-аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов отмечает, что в Краснодарском крае — одном из основных экспортных регионов страны неизбежно как расширение действующих, так и строительство новых мощностей для перевалки продукции. По его оценке, с точки зрения текущего баланса сезона-2017—2018 экспорт зерна в России составит 48 млн тонн, при этом портовые мощности по перевалке зерна в настоящее время близки к пределу. По словам господина Сизова, самым проблемным моментом видится подвоз зерна к портовым терминалам: для транспортного потока, прежде всего в Новороссийске, остается «узкое бутылочное горлышко» в виде подъездных путей. В связи с этим, с точки зрения эксперта, представляется перспективным развитие портовых мощностей в Тамани и Туапсе.
По прогнозам специалистов компании OnlogSystem (Москва), объем перевалки грузов в портах Азовского и Черного морей в 2020 году достигнет 281 млн тонн, а к 2030-му увеличится до 300 млн тонн.