транспорт
Локомотив для роста экономики
Инвестиции в транспортный комплекс Краснодарского края помогут обеспечить возросшие потребности предприятий-экспортеров, улучшить состояние транспортной инфраструктуры в регионе и способствовать экономическому росту
Одна из самых привлекательных особенностей Краснодарского края — его месторасположение. Через южные морские ворота России грузопотоки устремляются в сторону (и со стороны) стран Средиземноморья, Средней Азии и Ближнего Востока. Существенный рост перевалки грузов во всех портах Краснодарского края начался с 2015 года, после введения западными странами санкций и последовавшего российского продовольственного эмбарго. По суммарному грузообороту черноморско-азовские порты уже обошли балтийские гавани. Политика импортозамещения начала давать результаты в виде увеличения объемов производства сельскохозяйст­венной и промышленной продукции. Кубань год за годом бьет рекорды по урожаю зерновых, что вывело Россию на второе место в мире по их экспорту. Стала заметна тенденция изменения товарной структуры внешнеторговых операций. Среди инвестиционных прио­ритетов региона упрочивается курс на развитие транспортной отрасли.
Экспортные перспективы
Кубань активно наращивает экспорт­ный потенциал. По данным Краснодарстата, за девять месяцев 2017 года внешнеторговый оборот Краснодарского края со странами СНГ и дальнего зарубежья составил свыше $8,3 млрд и вырос по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 28,3%. На экспорт с января по сентябрь было отправлено продукции более чем на $5 млрд. Из основных товаров на первом месте минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки (59,2%), на втором — злаки (19,8%).

По данным аналитического центра «Русагротранс», из десяти крупнейших российских экспортеров зерна четыре компании представляют Кубань. Кроме пшеницы трейдеры вывозят за границу ячмень, рис, кукурузу и зернобобовые.
Экспорт кубанского сахара, составляющего четверть всего производимого в России, возрос на 24%. При наблюдающемся в стране перепроизводстве са­хара (около 6 млн тонн в год при потребности около 1 млн тонн) прогнозируется увеличение объемов экспорта этого продукта, прежде всего — в страны СНГ и Азии. Кроме того, край продает за рубеж древесину, продукцию химической промышленности, металлоизделия, текстиль и др.

Стратегическим приоритетом становится переход к несырьевому экспорту. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, «Кубань больше надежды возлагает на переработку зерна, а не продажу его в качестве сырья». Среди перспективных для экспорта товаров кубанские власти рассматривают вина, молочную продукцию, халяльное мясо. Кроме того, по мнению директора по организации поддержки некрупных экспортеров Российского экс­портного центра Бориса Игошина, «регион имеет возможности поставлять на международные рынки продукцию овощеводства и рыболовства».

Важную роль в создании благоприятных условий для развития внешней торговли должно сыграть в первую очередь транспортное обеспечение и создание инфраструктуры, удобной для предприятий, осуществляющих экспортную деятельность.
Как рассказал ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов, «есть ряд застарелых проблем, а также инфраструктурных вопросов, в которые уперся существенно выросший аграрный экспорт России, в том числе и на юге».
Во-первых, остается неразвитой сеть и мощность речных грузоперевозок в России вообще и на юге в частности. По словам эксперта, «мы пока не вышли даже на уровень советских пиковых речных перевозок, в силу разных причин многие ранее судоходные участки рек ныне не используются». Во-вторых, крайне неразвита сеть контейнерных грузоперевозок (и внутри страны, и на ­экспорт) на всех видах транспорта. В-третьих, недостаточна пропускная способность железнодорожной и автодорожной инфраструктуры (а местами и энергетических мощностей) на подходе ко всем портам Черного и Азовского морей. «Особенно это касается третьего глубоководного порта России на юге — Тамани, где железнодорожных подходов нет вовсе»,— пояснил господин Иванов. Кроме того, по его утверждению, в ре­гионе «не хватает портовых мощностей, а стоимость перевалки остается слишком высокой по многим видам навалочных, наливочных грузов и контейнеров».

Директор информационно-аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов отмечает, что в Краснодарском крае — одном из основных экспортных регионов страны неизбежно как расширение действующих, так и строительство новых мощностей для перевалки продукции. По его оценке, с точки зрения текущего баланса сезона-2017—2018 экспорт зерна в России составит 48 млн тонн, при этом портовые мощности по перевалке зер­на в настоящее время близки к пределу. По словам господина Сизова, самым проблемным моментом видится подвоз зерна к портовым терминалам: для транспортного потока, прежде всего в Новороссийске, остается «узкое бутылочное горлышко» в виде подъездных путей. В связи с этим, с точки зрения эксперта, представляется перспективным развитие портовых мощностей в Тамани и Туапсе.
По прогнозам специалистов компании OnlogSystem (Москва), объем перевалки грузов в портах Азовского и Черного морей в 2020 году достигнет 281 млн тонн, а к 2030-му увеличится до 300 млн тонн.
В прошлом году более 20 млрд рублей было направлено на ремонт и строительство автодорог регионального и местного значения
Транспортный узел крепнет
Краснодарский край имеет прямой выход на международные внешнеторговые пути в Европу, Средиземноморье, Среднюю Азию и на Ближний Восток. Около трети внешнеторговых и транзитных грузов России проходит через глубоководные морские порты региона.

По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Красно­дарского края, крупнейший в крае Новороссийский морской торговый порт — третий портовый оператор Европы и лидер российского стивидорного рынка по объему грузооборота. Ведущая российская судоходная компания — ПАО «Новороссийское морское пароходство» обладает суммарной вмес­тимостью судов более 4,5 млн тонн.
ОАО «Кубанское речное пароходство» активно участвует в логистических схемах по доставке негабаритных грузов по реке Кубани из портов Азовского и Черного морей в центр Краснодарского края.

Железнодорожное сообщение подходит к пяти портам: Новороссийск, Туапсе, Ейск, Темрюк, Кавказ. Одна из основных задач кубанских железнодорожников — перевалка экспортно-импортных грузов с железнодорожного на морской транспорт.
В крае три международных аэропорта федерального значения (Краснодар Сочи, Анапа), на внутренних линиях — аэропорт Геленджик. Общий объем перевозок — более 7,7 млн пассажи­ров в год. Оператор кубанских аэропортов — ООО «Базэл Аэро» планирует в 2018—2019 гг. реализовать проекты по развитию международного аэропорта Краснодар и аэровокзального комплекса аэропорта Геленджик с общим объемом инвестиций более 16 млрд рублей.

Плотность сети автомобильных дорог в Краснодарском крае общей протяженностью более 40 тыс. км в семь раз больше, чем в среднем по России. Через территорию края проходят ответвления автодорожных маршрутов международных транспортных коридоров «Север — юг» и «Транссиб».

Дорожное хозяйство Кубани — единый производственно-хозяйственный ком­п­лекс, который включает в себя помимо автомобильных дорог также и инженерные сооружения: мосты, путепроводы и т. д. В этой сфере занято более 12 тысяч человек на 106 отраслевых предприятиях. По данным краевого минтранса, суммарный объем инвестиций на развитие дорожного хозяйства региона до 2019 гг. составит около 78 млрд рублей.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Протяженность железных дорог в Краснодарском крае составляет 2,2 тыс. км.

Грузооборот — свыше 33 млрд тонно-километров в год, пассажирооборот — более 5 млрд пассажиро-километров.

По территории Краснодарского края проходит более 40 тыс. км автодорог, в том числе: федеральные — 1,3 тыс. км, региональные — 8,9 тыс. км, общего пользования местного значения — около 30 тыс. км.

Доля транспортной отрасли в Краснодарском крае составляет 13% валового регионального продукта и 14% налоговых поступлений во все уровни бюджетов.
По объему привлеченных инвестиций в экономику Краснодарского края по итогам 9 месяцев 2017 года доля транспортного комплекса составляет 21,8%.
Дорожные беды и победы
Несмотря на высокое качество кубанских автодорог по сравнению с другими регионами, проблем в дорожной отрасли немало. Это и недостаточная пропускная способность, особенно в крупных транспортных узлах, и наличие оползневых участков и размывов в горной части края, и низкая прочность дорог общего пользования. Рост интенсивности движения по дорогам Краснодарского края зависит от увеличения количества автомобильного транспорта, роста объемов реализации продукции промышленного производства и активизации туризма в летний сезон.
Летом нагрузка на единственную стратегическую дорогу к морю (трасса М4 «Дон»), рассчитанную на 10—12 тысяч автомобилей в сутки, превышает ее пропускную способность в несколько раз. В результате регулярно возникают многокилометровые заторы транспортных средств на дорогах к побережью.

Краевой госпрограммой «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» до 2021 года предусмотрено выделение бюджетных средств для реа­лизации проектов в сфере дорожного строительства. Частным инвесторам, чьи проекты одобрены краевыми властями, предоставляется государственная поддержка в форме освобождения от уплаты налога на имущество организаций.

Основные проекты модернизации транспортной сети уже реализуются. Как сообщили в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства, в прошлом году более 20 млрд рублей было направлено на ремонт и строительство автодорог регионального и местного значения. Завершилось строительство нескольких участков автодорог в Апшеронском и Усть-Лабинском районах. Пущен транспортный поток по новому мосту через реку Белую в городе Белореченске. Продолжалась реконструкция двух мостовых переходов через реку Адагум в городе Крымске, которые пострадали во время наводнения.

С 2017 года началась реализация программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Красно­дарской городской агломерации. В текущем году планируется приступить к строительству обходов с транспортными развязками станицы Ленинградской и города Тимашевска.

Ждут инвесторов проекты по строительству автомобильных дорог, кото­рые ведут к черноморскому побережью. Например, автодорога Черниговская — Дагомыс общей протяженностью более 115 км должна пройти в обход Кавказского государственного природного био­сферного заповедника. Для ее создания потребуется строить мосты, эстакады и тоннели на сложных участках. Стоимость проекта составляет порядка 55 млрд ­рублей.

«Эта платная трасса позволила бы направить значительную часть транспорта, идущего в Сочи, через Дагомыс и могла бы способствовать развитию горных курортов в Апшеронском районе и горнолыжного курорта Лагонаки. Работы займут довольно продолжительный срок, но это один из лучших вариантов альтернативного пути на побережье»,— рассказал вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко.
В крае есть еще несколько проектов строительства платных трасс-дублеров, которые могли бы решить проблему ­перегруженности автодорог. Однако столь масштабные замыслы возможно реализовать только в рамках государственно-частного партнерства.
Транспортная стратегия
Ключевым проектом, направленным на развитие инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна, является создание сухогрузного района морского порта Тамань, сообщили в краевом министерстве транспорта. Строительство первой очереди (авто- и железнодорожные подходы) должно завершиться в 2018 году. Порт будут расширять за счет включения участков в районе мыса Тузла и создания искусственных земельных участков, где разместится сухогрузный район мощностью 94 млн тонн в год. Проект является частью Федеральной целевой программы «Развитие транспортной ­системы России на 2010—2020 годы».

Приток частных инвестиций в транс­портный комплекс края в период до 2020 года ожидается по ряду крупных проектов. Так, в Темрюкском районе начата реализации проекта Объединенной транспортно-экспедиторской компании (ОТЭКО) по созданию и развитию портово-индустриального (промышленного) парка в порту Тамань на территории Темрюкского района. В рамках проекта планируется строительство восьми перерабатывающих заводов и пяти сов­ременных перевалочных комплексов. Здесь же будет построено высокотехнологичное тепличное хозяйство и современный жилой комплекс на десять тысяч человек. До конца 2018 года инвестор планирует завершить реализацию четырех проектов развития портовой инфраструктуры с созданием 1689 рабочих мест. После окончания строительства терминальных комплексов минимальный совокупный грузооборот терминалов ОТЭКО составит 67,4 млн тонн в год. При этом мощности терминалов при наличии пропускной способности РЖД сразу после ввода в эксплуатацию будут способны переваливать 82,5 млн тонн в год, пояснили в краевом транспортном ведомстве.

Завершение строительства моста через Керченский пролив позволит включить край в такие крупные транспортно-логистические цепочки как трансконтинентальный коридор «Европа — Кавказ — Азия» и Черноморская кольцевая автодорога.
Рядом с Керченским мостом возводится новый морской порт Тамань, включенный в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010—2020 годы». В будущем он станет одним из крупнейших транспортных коридоров, который свяжет Россию со странами акваторий Атлантического и Индийского океанов.
На подъезде к мосту будет построено ­пять транспортных развязок, которые существенно разгрузят дорожную сеть Таманского полуострова на пути к порту. По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаила Блинкина, здесь «на одном пятачке земли совмещаются интересы моста и порта: железнодорожные и автомобильные подъезды пересекаются с той транспортной инфраструктурой, которую так или иначе придется подводить к Керченскому мосту».

В ближайшее время планируется и реализация проектов АО «Туапсинский морской торговый порт», направленных на увеличение грузооборота по зерновым культурам и черным металлам с объемом инвестиций более 3,6 млрд рублей. Будет осуществлена реконструкция существующих терминалов в портах Туапсе и Кавказ. В порту Новороссийск появятся новые контейнерные терминалы, комплексы по перевалке зерна, нефти и нефтепродуктов, а также транспортно-логистический центр.
Без логистики — никуда
Уникальное географическое положе­ние края позволяет удобно выстраивать транспортную логистику, без которой невозможно эффективно развивать различные сферы бизнеса. Однако, чем активнее идет развитие портов и рекреационных зон, тем сильнее это приводит к изменению состава транспортного потока и росту интенсивности движения.

Среди основных проблем транспортной логистики на юге России господин Сизов («СовЭкон») назвал «серые» схемы перевозки, перегруз транспорта, в результате чего разбиваются дороги, образуются заторы и создаются аварийные ситуации. Несмотря на принимаемые государством меры, пока еще на рынке грузоперевозок отмечается множество нарушений, особенно со стороны частных предпринимателей.
Кроме того, весомой причиной «пробуксовки» развития логистики автотранс­порта на Кубани остается низкая пропускная способность старых трасс, которая не соответствует растущим объемам грузо­перевозок и другим потребностям региона. Автодороги края не предусмотрены для перевозки негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов. Специализированные автогрузовые предприятия, не выдерживая конкуренции с частными перевозчиками, уходят с рынка, их подвижной состав практически не обновляется.

Структура автомобильного парка ­зачастую не соответствует запросам грузо­отправителей. Доля местных перевозчиков на рынке автогрузовых услуг Краснодарского края упала до 24%. «Это привело к зависимости торгово-промышленного комплекса и экономики края от иногородних и иностранных транспортно-экспедиционных компаний»,— прокомментировали в региональном минтрансе. Все это негативно отражается как на доходах перевозчиков, так и на транспортных расходах предприятий различных секторов экономики.
По данным кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета, удельный вес транспортных затрат в себестоимости промышленной продукции в Краснодарском крае колеблется от 20% до 35%.

Региональные власти предпринимают шаги для решения проблем транспортной логистики. К 2019 году планируется за счет инвестиций увеличить пропускную способность автомобильных дорог на 22% и снизить долю транспортных затрат в себестоимости продукции до 11,9%.

Предусмотрено создание Единого ­диспетчерского центра транспортного сообщения и автоматизированной сис­темы управления движением транспорта с размещением 26 пунктов мони­торинга на основных магистральных въездах и в крупных транспортных узлах. В крае внедряется система автоматизированных пунктов весового контроля на дорогах регионального или межмуниципального значения. Инфор­мация о прохождении транспорта с превышением разрешенного веса будет оперативно пересылаться в единую базу данных с дальнейшим взысканием штрафа.
С точки зрения инвестирования транспортно-логистическая система Крас­нодарского края весьма перспективна, поскольку вложения в транспортный комплекс помогут снизить затраты на перевозку продукции и обеспечить стабильный рост экономики региона.
Керченский мост позволит включить край в трансконтинентальный коридор «Европа — Кавказ — Азия» и Черноморскую кольцевую автодорогу
Made on
Tilda