— В связи с предложением ЕЭК вновь началась активная дискуссия о конкурентной борьбе между российскими и зарубежными производителями. Что вы думаете по этому вопросу?
— Конкуренция сама по себе — это нормально. Во всем мире рынок средств защиты растений очень конкурентен и Россия в этом плане не является исключением. Поэтому я бы не говорил о том, что для его дальнейшего развития ключевым вопросом является конкурентная борьба между западными и российскими предприятиями. Первые не менее остро конкурируют между собой, как в России, так и на рынке любой другой страны. Наша компания, в частности, не делает никаких различий между своими западными и российскими конкурентами. А вот что нас по-настоящему беспокоит, так это попытки административно эту конкуренцию ограничить, создать искусственные преференции одним игрокам и выстроить барьеры перед другими. Это нас волнует, поскольку такие действия наносят урон бизнесу, существенно ухудшают потенциал развития компании, снижают ее заинтересованность в инвестировании средств, поскольку бизнес осуществляет капиталовложения не тогда, когда ему говорят или заставляют это делать, а когда он видит потенциал развития, возможности для прибыльной работы. Соответственно, когда вводятся административные ограничения, такие как квотирование импорта, к примеру, то в конечном итоге получается обратный эффект, по сравнению с желаемым. Ведь, по сути, основные негативные последствия на своем бизнесе ощущает потребитель, в данном случае производитель сельскохозяйственной продукции. Это законы рынка, чем выше конкуренция, тем больше от нее выигрывает потребитель — он получает более низкую цену, лучшее качество, кредитование и дополнительные сервисы, такие, например, как обучение и технологическое сопровождение.
— За последние несколько лет доля зарубежных производителей на рынке средств защиты растений увеличилась. На ваш взгляд, с чем это может быть связано, ведь в связи с девальвацией рубля цены на импортируемую продукцию должны были вырасти?
— Те данные, которыми пользуемся мы, к примеру отчеты Kleffman, эту тенденцию не подтверждают. За последние годы позиции западных компаний на российском рынке, по сравнению с отечественными производителями, не усилились. А вот, что мы, действительно, видим, так это существенное усиление третьего сегмента — так называемого «дешевого импорта» из Китая. Поэтому если говорить об эффекте девальвации, то от него выиграли как раз китайские, а не российские или западные производители. Более того, даже те данные, которые в своем антидемпинговом расследовании приводит Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), также не подтверждают факт вытеснения с рынка российских компаний их европейскими конкурентами.
— Как компания как вы оцениваете перспективы российского рынка в целом и его кубанского сегмента в частности? Какие существуют планы развития?
— Не так давно на глобальном уровне компания DuPont объединилась с DOW, что где-то через полтора года приведет к выделению в отдельное направление именно сельскохозяйственного бизнеса, в котором будут и средства защиты растений, и семена. Соответственно за счет объединения и более высокой специализации у нас появится возможность более активно присутствовать на рынке. Речь идет и о количестве сотрудников, которые у нас будут работать в России и, в частности, в главном сельскохозяйственном регионе — на Кубани, на который у нас приходится примерно пятая часть всех продаж в стране, будем приглашать больше специалистов для работы с потребителями. Мы также рассматриваем возможности локализации, но, чтобы более конкретно об этом говорить, должно быть четкое понимание, как будет развиваться ситуация на рынке, связанная как раз с текущим антидемпинговым расследованием ЕЭК и обсуждающейся сейчас темой квотирования импорта СЗР. Опыт локализации у нас уже есть, мы, пожалуй, одними из первых построили завод в России — в Новочебоксарске. Могу сказать, что был ряд вопросов, которые существенно осложняли его работу. К примеру, из-за действовавших в российском законодательстве ограничений было невозможно задействовать его производственные мощности в экспортных операциях, соответственно это имело прямое негативное влияние на показатели рентабельности. Это, кстати, как раз тот вопрос, который и следует обсуждать в первую очередь, когда речь заходит о локализации: какие существуют барьеры и препятствия для тех компаний, которые хотят локализовать производство, и как их снять.
Можно смело сказать, что не менее 20% всех применяемых препаратов нашей компании в России приходится на Краснодарский край. Для нас это ключевой регион, где мы оказываем максимальное внимание как конечным потребителям, так и каналу продаж. С начала года нами в крае проведено около 60 мероприятий разного масштаба, начиная от обучения сотрудников дистрибьюторской сети, закладки мелко- и крупноделяночных опытов и заканчивая конференциями с приглашением признанных высококлассных международных специалистов. В рамках новой объединенной компании мы будем еще больше концентрировать наше внимание на конечных потребителях с нашими новыми и расширенными решениями в средствах защиты растений и семенах.