апк/мнение
«Высокая урожайность — это в том числе
и следствие активного применения новейших СЗР»
В конце ноября 2017 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) по результатам антидемпингового расследования предложила ввести антидемпинговые пошлины для ряда западных компаний от 27% до 52%, импортирующих в Россию средства защиты растений. О том, как развивается текущая ситуация на этом рынке, рассказывает руководитель бизнеса средств защиты растений DuPont в России Антон Басов
Антон Басов
руководитель бизнеса средств защиты растений филиала компании DuPont в России
Родился в 1975 году, кандидат экономических наук. Работал в сфере антикризисного управления, затем занимался сельскохозяйственными проектами в крупной российской агропромышленной компании. С 2003 года работает в DuPont: с 2003 по 2011 год руководил заводом в Новочебоксарске, в том числе с 2005 года — в качестве генерального директора. С 2011 по 2012 год — руководитель отдела логистики по Восточной Европе. С 2012 года по настоящее время — руководитель бизнеса средств защиты растений DuPont по России.
— В связи с предложением ЕЭК вновь началась активная дискуссия о конкурентной борьбе между российскими и зарубежными производителями. Что вы думаете по этому вопросу?
— Конкуренция сама по себе — это нормально. Во всем мире рынок средств защиты растений очень конкурентен и Россия в этом плане не является исключением. Поэтому я бы не говорил о том, что для его дальнейшего развития ключевым вопросом является конкурентная борьба между западными и российскими предприятиями. Первые не менее остро конкурируют между собой, как в России, так и на рынке любой другой страны. Наша компания, в частности, не делает никаких различий между своими западными и российскими конкурентами. А вот что нас по-настоящему беспокоит, так это ­попытки административно эту конкуренцию ограничить, создать искусственные преференции одним игрокам и выстроить барьеры перед другими. Это нас волнует, поскольку такие действия наносят урон бизнесу, существенно ухудшают потенциал развития компании, снижают ее заинтересованность в инвестировании средств, поскольку бизнес осуществляет капиталовложения не тогда, когда ему говорят или заставляют это делать, а когда он видит потенциал развития, возможности для прибыльной работы. Соответственно, когда вводятся административные ограничения, такие как квотирование импорта, к примеру, то в конечном итоге получается обратный эффект, по сравнению с желаемым. Ведь, по сути, основные негативные последствия на своем бизнесе ощущает потребитель, в данном случае производитель сельскохозяйственной продукции. Это законы рынка, чем выше конкуренция, тем больше от нее выигрывает потребитель — он получает более низкую цену, лучшее качество, кредитование и дополнительные сервисы, такие, например, как обучение и технологическое сопровождение.

— За последние несколько лет доля зарубежных производителей на рынке средств защиты растений увеличилась. На ваш взгляд, с чем это может быть связано, ведь в связи с девальвацией рубля цены на импортируемую продукцию должны были вырасти?
— Те данные, которыми пользуемся мы, к примеру отчеты Kleffman, эту тенденцию не подтверждают. За последние годы позиции западных компаний на российском рынке, по сравнению с отечественными производителями, не усилились. А вот, что мы, действительно, видим, так это существенное усиление третьего сегмента — так называемого «дешевого импорта» из Китая. Поэтому если говорить об эффекте девальвации, то от него выиграли как раз китайские, а не российские или западные производители. Более того, даже те данные, которые в своем антидемпинговом расследовании приводит Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), также не подтверждают факт вытеснения с рынка российских компаний их европейскими конкурентами.

— Как компания как вы оцениваете перс­пективы российского рынка в целом и его кубанского сегмента в частности? Какие существуют планы развития?
— Не так давно на глобальном уровне компания DuPont объединилась с DOW, что где-то через полтора года приведет к выделению в отдельное направление именно сельскохозяйственного бизнеса, в котором будут и средства защиты растений, и семена. Соответственно за счет объединения и более высокой специа­лизации у нас появится возможность более активно присутствовать на рынке. Речь идет и о количестве сотрудников, которые у нас будут работать в России и, в частности, в главном сельскохозяйственном регионе — на Кубани, на который у нас приходится примерно пятая часть всех продаж в стране, будем приглашать больше специалистов для работы с потребителями. Мы также рассматриваем возможности локализации, но, чтобы более конкретно об этом говорить, должно быть четкое понимание, как будет развиваться ситуация на рынке, связанная как раз с текущим антидемпинговым расследованием ЕЭК и обсуждающейся сейчас темой квотирования импорта СЗР. Опыт локализации у нас уже есть, мы, пожалуй, одними из первых построили завод в России — в Новочебоксарске. Могу сказать, что был ряд вопросов, которые существенно осложняли его работу. К примеру, из-за действовавших в российском законодательстве ограничений было невозможно задействовать его производственные мощности в экспортных операциях, соответственно это имело прямое негативное влияние на показатели рентабельности. Это, кстати, как раз тот вопрос, который и следует обсуждать в первую очередь, когда речь заходит о локализации: какие существуют барьеры и препятствия для тех компаний, которые хотят локализовать производство, и как их снять.

Можно смело сказать, что не менее 20% всех применяемых препаратов нашей компании в России приходится на Краснодарский край. Для нас это ключевой регион, где мы оказываем максимальное внимание как конечным потребителям, так и каналу продаж. С начала года нами в крае проведено около 60 мероприятий разного масштаба, начиная от обучения сотрудников дистрибьюторской сети, закладки мелко- и крупноделяночных опытов и заканчивая конференциями с приглашением признанных высококлассных международных специа­листов. В рамках новой объединенной компании мы будем еще больше концент­рировать наше внимание на конечных потребителях с нашими новыми и расширенными решениями в средствах защиты растений и семенах.
СПРАВКА
DowDuPont (NYSE: DWDP) —холдинговая компания, объединяющая The Dow Chemical Company и DuPont, на основе которых в настоящее время формируются крупные независимые публичные компании в сегментах продукции для сельского хозяйства, наукоемких материалов и специальных продуктов.
— Насколько сегодня развит рынок СЗР в России с точки зрения готовности сельхозпроизводителей использовать новейшие технологии и материалы в сфере защиты растений? Выделяются ли чем-то в этом плане кубанские сельхозпроизводители?
— Это все очень сильно зависит от каждого отдельного региона и, в частности, от того, насколько там активно развивается сельскохозяйственная отрасль как таковая. Но если брать «среднюю температуру по больнице», то могу сказать, что за последнее десятилетие качественный уровень применения СЗР в растениеводстве в России вырос очень сильно. И необходимо отметить, что вырос он во многом именно благодаря приходу на отечественный рынок ведущих мировых брендов в этой сфере. Ведь речь идет не просто о поставке современных новейших продуктов и препаратов, а о предоставлении целого комплекса услуг, включая обучение и консультирование, то есть вместе с продуктом потребителю — фермеру передается и экспертиза, те самые ноу-хау, которые позволяют повышать рентабельность бизнеса. И этот процесс должен продолжаться, если мы хотим дальнейшего роста эффективности сельского хозяйства.
В этом плане, безусловно, Кубань относится к числу лидеров по внедрению передовых методов и препаратов. Есть много предприятий, которые работают на уровне высших мировых стандартов, имеют в штате высококлассных специа­листов, которые отслеживают все появляющиеся на рынке инновации. И хочется, чтобы этим людям, профессионалам своего дела, сохранили возможность выбирать из всего доступного на современном глобальном рынке ассортимента средств защиты растений, а не запирали бы их в узких границах, не навязывали выбор в чью-либо пользу. Ведь невоз­можно быть лидером в какой бы то ни бы­ло области, если вам ограничивают доступ к тому, что повышает вашу конкурентоспособность.

Вот если взять Кубань, то высокие показатели урожайности — это в том числе и следствие активного применения новейших средств защиты растений. По нашим оценкам, подавляющее большинство сельхозпроизводителей в Краснодарском крае выполняет необходимые мероприятия по защите практически всех выращиваемых культур, а примерно треть из них я отнес бы к настоящим новаторам, готовым пробовать новые продукты и решения.

К примеру, сейчас на Кубани трехкратная фунгицидная обработка зерно­вых колосовых культур уже считается стандартом производства, средняя урожайность на порядки превышает показатели других регионов и перешагнула барь­ер в 60 ц/га. Наша команда тоже внесла свой посильный вклад в этот результат, представив совсем недавно новый фунгицид «Аканто Плюс» на основе действующего вещества пикоксистробина: 80% этого препарата применяется именно в Краснодарском крае.

— Говоря о локализации производства в сегменте производителей средств защиты растений, насколько она сегодня глубокая, какие существуют препятствия для расширения производственных мощностей в России?
— Про другие компании мне говорить сложно, поскольку в большинстве случаев это закрытая информация, что именно и в каких объемах производится, а что импортируется. Но могу сказать точно, что сегодня в России практически отсутствует синтез действующих веществ. Собственная формуляция представлена шире, чаще всего это именно российские производители — международные компании здесь пока в большей степени полагаются на толлинговые решения, то есть размещают производство на мощностях российских производителей. Здесь важно отметить, что локализация должна соответствовать специфике конкретного бизнеса. Если мы берем синтез, то это глобальное решение. Ни одна компания в мире не локализует синтез под потребности даже крупных стран. Как правило, создаются одно-два предприятия на наиболее выгодных с точки зрения стратегии развития бизнеса площадках, которые работают на более многочисленные формуляционные заводы по всему миру. Поэтому данный вопрос вообще не должен политизироваться и требования по локализации синтеза просто нелогичны. Для формуляции возможностей по локализации больше. Но и здесь подобные заводы, как правило, не работают на рынок одной страны — они привязываются к кластерам из нескольких стран, и, чем больше совокупный рынок этих стран, тем они экономически эффективнее.
Made on
Tilda