Все дело в импорте
При этом сам рынок средств защиты растений в России сильно зависит от импорта. На это, в частности, в своем маркетинговом исследовании указывает РБК: «На российском рынке химических средств защиты растений сформировалась импортоориентированная модель, более 60% рынка составляет продукция зарубежных производителей. В структуре рынка химических средств защиты растений в 2016 году объем импортных поставок превышал внутреннее производство в 1,1 раза, а сальдо торгового баланса было отрицательное и составляло 91,9 тыс. т».
Аналогичные данные приводятся в исследовании компании ROIF Expert: «Импортные поставки зарубежных средств защиты растений по итогам 2012—2016 годов увеличились, при этом в 2016 году на территорию России было ввезено продукции на сумму $703,5 млн. В 2017 году за период январь — март Россия импортировала 39,0 тыс. тонн продукции, что больше аналогичного показателя 2016 года на 29,8%. Основные поставщики средств защиты растений — страны дальнего зарубежья».
Несмотря на активный рост производства средств защиты растений в России, на отечественном рынке до сих пор преобладает импортная продукция: по итогам 2016 года на импорт пришлось 54,5%. По данным же Федеральной таможенной службы России, в январе — ноябре 2017 года объем импорта химических средств защиты растений в Россию составил 119,1 тыс. тонн (на $802,8 млн).
Как пояснили в ГК «Финам», в импорте средств защиты растений в Россию ведущие позиции занимают следующие производители: немецкий Bayer, швейцарские Syngenta и Dupont, китайский Honbor, датский Cheminova, австрийский Dow Agrosciences, китайский Iprochem, израильский Goltix и другие.
Такая ситуация не устраивает Российский союз производителей химических средств защиты растений (РСПХСЗР), в котором считают, что на российском рынке пестицидов должно присутствовать не менее 80% препаратов отечественных компаний. «Для осуществления указанных мер необходимо ввести количественное ограничение (квоты) на импорт химических средств защиты растений на территорию Российской Федерации в ежегодном объеме 30 тыс. тонн. При введении количественных ограничений на импорт ХСЗР в объеме 30 тысяч тонн коэффициент импортозависимости снизится с 60% до 34%. В результате будет существенно увеличена загрузка российских предприятий, количество занятых на производстве, выплаты в бюджет»,— отмечают в отраслевой организации.
Определенную поддержку такой позиции оказала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая в конце прошлого года по результатам антидемпингового расследования в отношении ряда компаний из ЕС предложила применить к ним дополнительные таможенные (антидемпинговые) пошлины в размере 27—52% в отношении гербицидов, импортируемых из Европейского союза. В начале декабря 2016 года в связи с этим в Общественной палате России прошли общественные слушания. По мнению их участников, введение антидемпинговых пошлин на импорт гербицидов из ЕС окажет негативное воздействие как на отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и на конечных потребителей. В частности, председатель комиссии ОП по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина отметила: «Предлагаемые меры по введению антидемпинговых пошлин несут в себе угрозу, в результате чего пострадает производитель, а в конечном счете и потребитель. Принятие этих мер не может не повлиять на повышение отпускных цен на сельхозпродукцию. Наша позиция такова: мы за локализацию производства, мы за прозрачность рынка и чистую конкуренцию, но мы категорически против тех мер, которые могут быть приняты!»
Коммерческий директор сельскохозяйственного бизнес-направления группы компаний «Русагро» Константин Солодовников добавил, что компания закупает больше половины СЗР у российских производителей. «Но при борьбе с определенными вредителями нам необходим доступ к более широкому ассортименту. Наша агрономическая служба настаивает на необходимости применения импортных СЗР для достижения более оптимального результата в борьбе с определенными сорными растениями. Безусловно, конкурентоспособность наших продуктов будет зависеть от возможности покупки и применения таких препаратов»,— считает Константин Солодовников.
Кроме того, участники заседания также отметили, что ограничение импорта гербицидов из ЕС при отсутствии барьеров для производителей из Юго-Восточной Азии может привести к росту продукции из таких стран, как Китай. В настоящее время, по данным, приводимым в исследовании РБК, именно Китай является лидером по общим объемам импорта в Россию — более 30%.
По мнению Алексея Калачева из ГК «Финам», антидемпинговые меры могут оказать определенную помощь в защите отечественных производителей, по крайней мере в части выпуска готовых препаратов. «Однако в части активных веществ для их производства наши производители пока зависят от импорта более чем на 90%. Выпускаются по большей части так называемые дженерики, доля которых занимает ¾ рынка, около четверти рынка приходится на патентованную продукцию, в основном импортную, собственных разработок, и тем более на основе собственного сырья, очень мало. Это направление требует много времени и больших инвестиций в научные и лабораторные исследования. Дешевле покупать права на выпуск разработанных препаратов»,— поясняет эксперт.
С ним согласен и директор ИКАР Дмитрий Рылько, который отмечает, что особенностью российских СЗР является то, что практически все действующие вещества производятся за рубежом. «Есть два канала их поступления в нашу страну: импорт готовых препаратов, включая брендированную продукцию мировых лидеров отрасли, и ввоз действующих веществ с последующим бутилированием в готовые формы. По сути, все пестициды, которые производятся в России, изготавливаются так или иначе на основе импортных компонентов»,— отмечает эксперт. Это подтверждает и Владимир Алгинин, исполнительный директор РСПХСЗР, по словам которого, 90% действующих веществ Россия закупает в Китае, что экономически обоснованно.
Представители европейских компаний считают претензии к ним необоснованными и также обращают внимание на то, что российские предприятия сектора не стремятся вкладывать деньги в научные исследования. Ранее в комментарии „Ъ" руководитель аналитического агентства RUPEC Андрей Костин отмечал, что в фундаментальные исследования и разработку новых продуктов рынка агрохимии вкладываются только международные гиганты, поскольку любые исследования в этой области долгосрочные (несколько десятилетий) и весьма дорогие (миллионы долларов), а разработки российских предприятий в агрохимии чаще имеют локальный, а не стратегические характер.
По данным РСПХСЗР, ежегодные совокупные инвестиции российских компаний отрасли в основные средства превышают 1,5 млрд руб. (около $25 млн). Для сравнения: инвестиции одной лишь Syngenta, и именно в НИОКР, составляют около $1,3 млрд в год, компания BASF на аналогичные цели тратит порядка $500 млн в год.
По итогам слушаний в Общественной палате председатель Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства РФ Сергей Королев отметил, что введение квот как инструмент ограничения поставок — это не выход. «Прежде всего необходимо ужесточить контроль и не допускать поставок некачественного товара на нашу территорию. Введение квот на поставку пестицидов и химикатов — это преждевременная, непроработанная позиция, которая на самом деле ни к чему хорошему привести не может»,— отметил он.