интервью
«Сегодня люди хотят покупать все натуральное, качественное и из первых рук»
Руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Роман Куринный рассказал о том, как увеличить долю кубанской продукции на прилавках торговых сетей и какие меры господдержки с 2017 года доступны предприятиям торговли
Роман Куринный
руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края
«Направление, которое мы всячески поддерживаем,— это небольшие магазины, созданные непосредственно производителями. В крае появляются хорошие региональные торговые сети, и их довольно много»
— В Краснодарском крае потребительская сфера всегда была довольно сильной. В каком направлении она движется сейчас и есть ли еще пространство для развития?
— По вкладу в экономику страны торговля занимает одно из лидирующих мест: в этой отрасли в России сейчас заняты 16% от общего количества работающих россиян, то есть порядка 12 млн человек. В Краснодарском крае в торговле заняты 14% работающего населения, примерно 200 тыс. жителей региона. Таковы данные статистики — фактические цифры даже превышают эти показатели. Всего же в потребительской сфере, а это торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и всевозможные услуги, задействовано около четверти работающего населения региона. Торговля стимулирует развитие производства, транспорта, связи и других сервисных отраслей, вносит весомый вклад в валовый региональный продукт, обеспечивает налоговые поступления. Кроме того, она является местом трудоустройства для высвобождаемых из производственных секторов работников. Поэтому так важно создавать условия, при которых она будет развиваться.
Что касается нашего региона, то мы делаем упор на создание и возрождение торговых форматов, тради­ционных для Краснодарского края,— ярмарок. Для начинающих предпринимателей особенно важна возможность использовать низкозатратную стартовую инфраструктуру для розничной торговли. С одной стороны, сельскохозяйственные и продовольственные рынки — это торговые объекты, на которых представлена уникальная местная продукция, а с другой — часть нашей культуры. На завершающем этапе находится работа по разработке концепции единого оформления кубанских ярмарок, которая начнет внедряться уже 2018 году. Это приведет формат ярмарок к единому стандарту по всему краю. Какая продукция должна там продаваться, каким должен быть внешний вид, что должно быть написано на вывеске. Уже в ближайшее время все муниципальные образования региона получат материалы с описанием этих правил.

Если же говорить в целом по отрасли, то колоссального роста торговых площадей в Краснодарском крае ждать не стоит, поскольку по их объему на душу населения он и так стабильно находится на одном из первых мест в стране. Разумеется, какие-то изменения внутри потребительской сферы происходят, но в основном это ротация в пользу качества.

— Удается ли бороться с нелегальной торговлей алкогольной продукцией?
— Сегодня на первое место выходит продажа продукции собственного производства. Реализация алкоголя уже не является обязательным моментом при создании магазина — многие предприниматели даже не получают соответствующую лицензию. Это связано с тем, что доля алкоголя в структуре доходов предприятий розничной торговли постепенно снижается. Однако, разумеется, мы проводим совместные мероприятия с правоохранительными органами по выявлению и пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, и они также приносят свои плоды.

Кроме того, мы поддержали инициативу Министерства промышленности и торговли РФ о снижении стоимос­ти получения лицензии на торговлю алкоголем. Дело в том, что сейчас она является одинаковой для всех населенных пунктов и составляет 65 тыс. руб. Поэтому у владельцев небольших магазинов в селах зачастую «рука не поднимается» заплатить эту сумму, и они предпочитают работать «в тени». Минпромторг предлагает понизить стоимость лицензии до 3500 руб. в небольших населенных пунктах и до 26 тыс. руб. — в городах. Предполагается, что прежней она останется лишь в городах федерального значения. Мы надеемся, что это нововведение поз­волит вывести из тени магазины, которые сейчас торгуют нелегально. И в результате поступления в региональный бюджет от продажи алкоголя вырастут в разы, не говоря уже о том, что удастся снизить угрозу жизни и здоровью населения от реализации контрафакта.

— Насколько эффективно в регионе работает система ЕГАИС?
— Система крайне эффективна, с момента ее внедрения мы видим положительную динамику по налоговым отчислениям с торговли. Единственная проблема заключается в том, не все ее используют. Там, где она применяется, априори нельзя реализовать нелегальную продукцию. А там, где ее игнорируют, происходит нарушение закона. К примеру, если магазин продает алкоголь после 22:00, когда это запрещено, то, естественно, через ЕГАИС ее никто не проводит.

То же можно сказать и про переход розничной торговли на онлайн-кассы в рамках ФЗ N54 — вряд ли это приведет к революционным изменениям. Если в мага­зине не пользуются кассовым терминалом, то неважно, куда он отправляет полученные данные. Поэтому одной из приоритетных задач для возглавляемого мной департамента я ставлю регулирование деятельности торговли и общественного питания, а также контроль исполнения действующего законодательства.
«Направление, которое мы всячески поддерживаем,— это небольшие магазины, созданные непосредственно производителями. В крае появляются хорошие региональные торговые сети, и их довольно много»
— Долгое время предприятия торговли фактически не получали никакой господдержки. Изменилась ли ситуация в текущем году?
— Торговля довольно долгое время была лишена поддержки. Возможно, это связано с тем, что она и так развивается достаточно динамично. Однако в 2017 году ее исключили из состава отраслей, которые не могут пользоваться мерами господдержки. Теперь торговые объекты могут участвовать в одобренных администрацией проектах на сумму от 500 млн руб. в рамках краевого закона N620, предусматривающего освобождение от налога на имущество сроком до семи лет. Также существует возможность применения пониженной ставки по налогу на прибыль.

Предпринимателей прежде всего волнует прозрачность правил получения господдержки и понимание перспектив. Это нормальная деловая позиция, ведь, преж­де чем открыть новый магазин, им нужно все про­считать. Каковы будут затраты на подведение электро­энергии и газа, и в том числе какой будет налоговая нагрузка. Все это закладывается в бизнес-план — и тогда становится понятен горизонт окупаемости проекта. Однако я считаю, что перечень мер господдержки, доступных предприятиям торговли, нужно расширять. Освобождение от налога на прибыль — хороший инструмент, но только если есть прибыль. На старте проекта эта мера не всегда действенна. Что касается освобождения от налога на имущество, то зачастую предприниматели берут площади в аренду, а не собственность, соответственно, эта мера для них не так актуальна. Однако мы будем продолжать работу в этом направлении и увеличивать количество доступных инструментов для бизнеса.

— Какие крупные инвестиционные проекты в потребительской сфере реализуются в 2017 году?
— В декабре планирует запустить вторую очередь в Новороссийске мегацентр «Красная Площадь», инвес­тиции в проект составят более 500 млн руб. Это будет первый в крае проект, реализованный благодаря гос­поддержке, предусматривающей временное освобож­дение от налога на имущество. Компания «Metro Cash and Carry» запускает сеть небольших магазинов «Фасоль». Этот проект интересен как для самого инвестора, так и для наших кубанских производителей, поскольку по своей сути является франшизой. Один из таких магазинов уже открылся в станице Выселки. Серьезную долю ассортимента там занимает местная продукция. Всего же в крае планируется открыть порядка 120 магазинов «Фасоль». Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя выступает координатором между инвестором, финансовым сектором и краевыми предпринимателями, по сути являясь гарантом открытости этого проекта для бизнеса. В свою очередь Metro Cash and Carry предлагает своим поставщикам понятные механизмы в рамках франшизы и планирует помогать им в получении международных сертификатов, что позволит им поставлять свою продукцию во всю сеть Metro. Мы поддержали этот проект, но договорились, что особое внимание при формировании ассортимента товаров будет уделено местным производителям, поскольку нам в первую очередь необходимо обеспечить сбыт для них. И уже сейчас можно говорить о том, что эти договоренности соблюдаются. Разумеется, мы не можем никого ограничивать в выборе поставщиков: у нас открытый рынок. Однако всем рекомендуем отдавать приоритет именно местным товарам. Сегодня люди хотят покупать все натуральное, качественное и из первых рук.

— Реально ли добиться того, чтобы большая часть товаров на прилавках была кубанской? И как еще можно поддержать местных производителей?
— Разумеется, есть линейки продукции, в которых региональные производители пока не представлены. Поэто­му если хозяин магазина решит увеличить долю местных товаров до 70%, то, скорее всего, ему придется сокращать ассортимент. Однако во многих направлениях кубанская продукция является вполне конкуренто­способной. Например, молочная и мясная. Кроме того, в условиях конкуренции с привозными товарами произ­водители Краснодарского края переориентируются и расширяют свой ассортимент.

Еще одно направление, которое мы всячески поддерживаем,— это небольшие магазины, созданные непосредственно производителями. В крае появляются хорошие региональные торговые сети, и их довольно много. Создаются сельскохозяйственные кооперативы — тоже, по моему мнению, хороший инструмент, поз­воляющий минимизировать затраты производителей, а также продвигать и реализовывать продукцию под единым узнаваемым брендом.

Активно продвигаем кубанское виноделие. Есть крупные заводы, такие как «Усадьба Дивноморское», «Гай-Кодзор», «Абрау-Дюрсо», которые сами успешно защищают свои интересы. Однако в наш департамент и управление виноградарства и виноделия министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края обращаются в основном гаражные виноделы. Как правило, это небольшие семейные предприятия, которые при этом имеют довольно серьезные объемы производства — до 3—5 тонн в сезон. Однако на этапе реализации своей продукции нередко сталкиваются с проблемами, поскольку получить лицензию у Росалкогольрегулирования (РАР) небольшому предпринимателю сложно и накладно. Поэтому в данный момент мы обратились к депутатам Законодательного собрания Краснодарского края с инициативой передать полномочия по лицензированию микровиноделия и реализации винодельческой продукции, произведенной и потребленной на территории Кубани, на уровень региона. Как минимум это сократит для местных производителей издержки, связанные с поездкой в Москву и подачей документов в РАР. Уверен, что на местном уровне сделать это будет намного проще.
Made on
Tilda