— Долгое время предприятия торговли фактически не получали никакой господдержки. Изменилась ли ситуация в текущем году?
— Торговля довольно долгое время была лишена поддержки. Возможно, это связано с тем, что она и так развивается достаточно динамично. Однако в 2017 году ее исключили из состава отраслей, которые не могут пользоваться мерами господдержки. Теперь торговые объекты могут участвовать в одобренных администрацией проектах на сумму от 500 млн руб. в рамках краевого закона N620, предусматривающего освобождение от налога на имущество сроком до семи лет. Также существует возможность применения пониженной ставки по налогу на прибыль.
Предпринимателей прежде всего волнует прозрачность правил получения господдержки и понимание перспектив. Это нормальная деловая позиция, ведь, прежде чем открыть новый магазин, им нужно все просчитать. Каковы будут затраты на подведение электроэнергии и газа, и в том числе какой будет налоговая нагрузка. Все это закладывается в бизнес-план — и тогда становится понятен горизонт окупаемости проекта. Однако я считаю, что перечень мер господдержки, доступных предприятиям торговли, нужно расширять. Освобождение от налога на прибыль — хороший инструмент, но только если есть прибыль. На старте проекта эта мера не всегда действенна. Что касается освобождения от налога на имущество, то зачастую предприниматели берут площади в аренду, а не собственность, соответственно, эта мера для них не так актуальна. Однако мы будем продолжать работу в этом направлении и увеличивать количество доступных инструментов для бизнеса.
— Какие крупные инвестиционные проекты в потребительской сфере реализуются в 2017 году?
— В декабре планирует запустить вторую очередь в Новороссийске мегацентр «Красная Площадь», инвестиции в проект составят более 500 млн руб. Это будет первый в крае проект, реализованный благодаря господдержке, предусматривающей временное освобождение от налога на имущество. Компания «Metro Cash and Carry» запускает сеть небольших магазинов «Фасоль». Этот проект интересен как для самого инвестора, так и для наших кубанских производителей, поскольку по своей сути является франшизой. Один из таких магазинов уже открылся в станице Выселки. Серьезную долю ассортимента там занимает местная продукция. Всего же в крае планируется открыть порядка 120 магазинов «Фасоль». Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя выступает координатором между инвестором, финансовым сектором и краевыми предпринимателями, по сути являясь гарантом открытости этого проекта для бизнеса. В свою очередь Metro Cash and Carry предлагает своим поставщикам понятные механизмы в рамках франшизы и планирует помогать им в получении международных сертификатов, что позволит им поставлять свою продукцию во всю сеть Metro. Мы поддержали этот проект, но договорились, что особое внимание при формировании ассортимента товаров будет уделено местным производителям, поскольку нам в первую очередь необходимо обеспечить сбыт для них. И уже сейчас можно говорить о том, что эти договоренности соблюдаются. Разумеется, мы не можем никого ограничивать в выборе поставщиков: у нас открытый рынок. Однако всем рекомендуем отдавать приоритет именно местным товарам. Сегодня люди хотят покупать все натуральное, качественное и из первых рук.
— Реально ли добиться того, чтобы большая часть товаров на прилавках была кубанской? И как еще можно поддержать местных производителей?
— Разумеется, есть линейки продукции, в которых региональные производители пока не представлены. Поэтому если хозяин магазина решит увеличить долю местных товаров до 70%, то, скорее всего, ему придется сокращать ассортимент. Однако во многих направлениях кубанская продукция является вполне конкурентоспособной. Например, молочная и мясная. Кроме того, в условиях конкуренции с привозными товарами производители Краснодарского края переориентируются и расширяют свой ассортимент.
Еще одно направление, которое мы всячески поддерживаем,— это небольшие магазины, созданные непосредственно производителями. В крае появляются хорошие региональные торговые сети, и их довольно много. Создаются сельскохозяйственные кооперативы — тоже, по моему мнению, хороший инструмент, позволяющий минимизировать затраты производителей, а также продвигать и реализовывать продукцию под единым узнаваемым брендом.
Активно продвигаем кубанское виноделие. Есть крупные заводы, такие как «Усадьба Дивноморское», «Гай-Кодзор», «Абрау-Дюрсо», которые сами успешно защищают свои интересы. Однако в наш департамент и управление виноградарства и виноделия министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края обращаются в основном гаражные виноделы. Как правило, это небольшие семейные предприятия, которые при этом имеют довольно серьезные объемы производства — до 3—5 тонн в сезон. Однако на этапе реализации своей продукции нередко сталкиваются с проблемами, поскольку получить лицензию у Росалкогольрегулирования (РАР) небольшому предпринимателю сложно и накладно. Поэтому в данный момент мы обратились к депутатам Законодательного собрания Краснодарского края с инициативой передать полномочия по лицензированию микровиноделия и реализации винодельческой продукции, произведенной и потребленной на территории Кубани, на уровень региона. Как минимум это сократит для местных производителей издержки, связанные с поездкой в Москву и подачей документов в РАР. Уверен, что на местном уровне сделать это будет намного проще.