От поля до прилавка — коротким путем
Роль единого государственного оператора на кубанском продовольственном рынке отводится ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты», подведомственной организации регионального минсельхоза. Компания нацелена на прямую работу с сельхозпроизводителями: закупку плодоовощной продукции, обеспечение ее хранения, сортировки, упаковки и поставки в торговые сети. Закупленные у фермеров овощи и фрукты реализуются оптом — гипермаркетам, перерабатывающим предприятиям в качестве сырья и в розницу — через сеть магазинов под брендом «Кубанские продукты». Практикуется организация поставки местных плодов и овощей через электронные торги на объекты социальной и курортной сферы.
Задача «Кубанских продуктов» как управляющей компании — создание в крае четко работающей схемы «ЛПХ — приемно-сортировочные пункты (ПСП) — ОРЦ», позволяющей отследить каждый этап движения сельхозпродукции от поля к потребителю. В сельских поселениях скомплектованные на ПСП малые партии продукции с местных полей, садов и огородов, минуя неконтролируемую сеть посредников, доставляются в ОРЦ. Оттуда кубанские овощи и фрукты попадают в магазины, на объекты санаторно-курортного комплекса и в социальную сферу. Сокращение цепочки ценообразования делает продукцию максимально доступной для местного потребителя, в том числе для людей с низким достатком. Повышение спроса увеличит и объемы производства, что будет выгодно инвесторам. В результате расширения сбыта продукции увеличатся и налоговые поступления в бюджет края, что повысит уровень жизни населения, пояснили в ГУП «Кубанские продукты».
Схема «поле — ОРЦ — торговая сеть» уже успешно работает и в частных логистических центрах. Так, в создание открытого в 2015 году в Краснодаре многофункционального логистического комплекса «Дары Кубани» вложено более $20 млн частных инвестиций, которые должны окупиться в течение 8 — 10 лет. Комплекс занимает площадь около 70 тыс. кв. м и способен единовременно хранить до 50 тыс. тонн продукции. На его площадках за 40 минут могут разгрузиться 150 фур одновременно. Помещения для приемки товаров, склады оснащены холодильными камерами, имеют централизованную систему кондиционирования. Цеха предпродажной подготовки оборудованы специализированными линиями сортировки, чистки, мойки, фасовки и упаковки овощей и фруктов.
Складские помещения предоставляются фермерам и предпринимателям в аренду. При этом гарантируется сохранение качества принятой продукции. Многочисленные хранилища изолированы, их открывают только по требованию владельца находящегося там товара. Важно, что логоцентр не только принимает продукцию на хранение, но и занимается ее закупкой и сбытом. Цена овощей и фруктов в оптово-розничной торговле на территории комплекса на 25 — 30% ниже рыночной. Кроме того, себестоимость товаров снижается за счет сокращения транспортных расходов на доставку к местам продажи в краевом центре и курортной зоне.
Крупные компании также уделяют большое значение развитию логистики. Как сообщили в департаменте по связям с общественностью АО «Тандер» (владельца сети «Магнит»), собственная логистическая система компании позволяет контролировать доставку продукции покупателям на всех этапах, используя для этого современное оборудование и технику. В Краснодарском крае работают три распределительных центра компании: в Краснодаре (площадью 67 тыс. кв. м), Славянске-на-Кубани (20 тыс. кв. м) и Кропоткине (30 тыс. кв. м).
Отбор поставщиков для сети «Магнит» происходит через специальный портал «Система взаимодействия с партнерами». Коммерческое предложение рассматривается по многим критериям. Если все устраивает, то потенциальный поставщик присылает образцы на дегустацию. Специалисты сети оценивают товар по органолептическим показателям и в целом по соотношению цены и качества. Приоритет в отборе продукции отдается местным поставщикам, предлагающим более низкую цену при сопоставимом качестве.
Надо заметить, что не все кубанские поставщики стремятся конкурировать на местном рынке. Так, фермер-органик из Крымского района Иван Новичихин, член известного кооператива «ЛавкаЛавка», объединяющего экофермеров по всей России, считает, что выгоднее продавать кубанскую продукцию в других регионах, заключая прямые договоры с клиентами.
«Сезон мы планируем заранее, собираем предварительные заказы, под которые выращиваем нужный объем тех или иных овощей. Свежую продукцию собираем с полей в день отгрузки, перебираем, упаковываем и доставляем нашим заказчикам в Москве и Санкт-Петербурге, меньшую часть — частным клиентам в Сочи и Краснодаре»,— рассказал господин Новичихин.
Фермер убежден, что появление крупных логистических центров ситуацию на рынке сельхозпродуктов глобально не изменит. По его мнению, в современных условиях гораздо важнее развитие интернет-сервисов для быстрого поиска информации об объемах предложения и спроса, создание и постоянное обновление баз данных всех игроков отраслевого рынка.