Растениеводство
Вырастить – полдела: Логика агрологистики
В Краснодарском крае есть хорошие предпосылки для увеличения производства плодов и овощей и улучшения их качества. Это особенно актуально в контексте политики импортозамещения. Однако существуют проблемы нехватки современных складских комплексов, разрозненности связей между производителями сельхозпродукции и торговыми сетями. Тенденции и перспективы развития логистики в агропромышленном комплексе — глазами участников отраслевого рынка региона
Сохранить и реализовать
Третий год подряд Кубань ставит рекорды по урожаю зерновых и лидирует по экспорту пшеницы. И хотя перевалочные мощности в портах края способны покрыть потребности зернового рынка, из-за нехватки в других регионах вагонов и элеваторов цены на российское зерно падают. Крупным кубанским хозяйствам становится невыгодно делать ставку только на зерновые.
Главной тенденцией социально-экономической политики региона, как следует из проекта Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года, становится переработка сельхозсырья с добавленной стоимостью, которая будет максимально оставаться у агропроизводителей. Главное — удовлетворить потребности стремительно растущего населения Кубани, насытить качественными товарами внутренний продовольственный рынок и только излишки продавать за рубеж. Условия южного региона позволяют наращивать объемы производства овощей и фруктов, в том числе винограда, бахчевых, цитрусовых. Однако вырастить и собрать богатый урожай — полдела. Надо его сохранить и реализовать в нужном месте в нужное время.
По данным министерства сельского хозяйства
и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
- потребность региона в плодоовощной продукции составляет 4252 тыс. тонн в год, в том числе для личного потребления населением и отдыхающими — 3928 тыс. тонн, для переработки — 310 тыс. тонн;

- в 2016 году в сельхозорганизациях и КФХ Краснодарского края произведено 338 тыс. тонн плодово-ягодной продукции, в ЛПХ — 128,7 тыс. тонн; производство овощей составило 399 тыс. тонн;

- производством плодов на территории Краснодарского края занимается 70 крупных и средних предприятий, а также 300 КФХ и ИП, производством
овощей — более 220 сельхозорганизаций, КФХ и ИП.
Как сообщили в краевом минсельхозе, в целом потребность региона в объемах хранения фруктов и ягод составляет 200 тыс. тонн. При этом в плодовых хозяйствах имеются хранилища общей емкостью 150 тыс. тонн. Кроме того, в крае есть 41 овощехранилище мощностью единовременного хранения 56 тыс. тонн. Их загрузка составляет порядка 50%, так как большинство сельхозтоваропроизводителей реализуют выращенную продукцию фактически с поля.
При этом сегодня главный аграрный регион страны закупает часть продовольствия из других краев и областей, а также импортирует из-за рубежа. Объемы выращиваемой на Кубани продукции далеко не достаточны для покрытия потребности населения и гостей края.
После сортировки, мойки и упаковки овощей вырастает и их цена
Готова ли логистическая инфраструктура Кубани к интенсивному росту объемов сельхозпродукции? По мнению вице-губернатора Краснодарского края Андрея Коробки, чтобы обеспечить скачок в овощеводстве, нужно увеличить площади единовременного хранения овощной продукции в 3 — 4 раза по отношению к нынешним объемам!
Еще одна проблема — разрозненность, несогласованность связей внутри системы товародвижения. Иллюстрацией могут служить «завалы» рынка то луком, которого не хватало в предыдущем году, то дешевым картофелем, завезенным из других регионов. Заготовители зачастую не предусматривают отсрочку реализации овощей и фруктов в зависимости от повышения спроса. Производители торопятся побыстрее сбыть скоропортящийся урожай, объединяясь для организации оптово-розничных рынков.
Частично функции логистических центров выполняют торгово-закупочные кооперативы. Однако в большинстве случаев у них нет необходимых капитальных строений и оборудования. Имея в собственности или арендуя склад, отвечающий всем требованиям хранения продукции, фермеры могли бы самостоятельно реализовывать свой товар в сезон его дефицита по цене, соответствующей спросу. По мнению главы крестьянско-фермерского хозяйства «Промогород» Бузиновского сельского поселения Выселковского района Сергея Огая, у кубанских хозяйств есть все ресурсы, чтобы «завалить страну овощами», но без организации хранения и обработки наша продукция останется неконкурентоспособной, а овощной рынок — нестабильным.

«Предлагать покупателям продукцию в непривлекательном виде — вчерашний день. Ту же морковку, будь она хоть трижды экологически чистая, никто не берет, если она в комьях грязи, к тому же кривая или разного размера»,— говорит фермер, построивший у себя в хозяйстве овощехранилище с линиями мойки и фасовки. При этом заниматься мониторингом овощного рынка и организацией сбыта продукции руководителю КФХ приходится самому.
«Разница между оптом и розницей — как минимум три цены, а фермерские хозяйства 90% продукции продают непосредственно на краю полей»
В интересах производителя
Не имея возможности отправить продукцию на хранение, фермеры, владельцы ЛПХ и индивидуальные предприниматели вынуждены продавать ее за бесценок оптовикам-перекупщикам прямо с полей. И потому цена закупки зачастую не перекрывает затрат на производство. По словам господина Огая, «разница между оптом и розницей — как минимум три цены, а фермерские хозяйства 90% продукции продают непосредственно на краю полей». Его мнение подтверждает и председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Виктор Сергеев: «В основном реализация идет через приезжих посредников. Такая ненадежная система сбыта негативно влияет на развитие производства овощей в КФХ».
Именно спонтанным сбытом сельхозпродукции можно объяснить низкую рентабельность хозяйств, неконтролируемое качество продовольствия, скачки цен. Негативную ситуацию, по мнению практиков, может переломить единая система заготовки, переработки и хранения сельхозпродукции в регионе.

По данным регионального минсельхоза, на сегодняшний день в Краснодарском крае имеется 8 оптово-распределительных центров (ОРЦ), из них — два кооператива, три — общества с ограниченной ответственностью (ООО) и три — частных (ИП, КФХ).
Строительство логистических центров в последнее время называют одним из главных способов решения фермерских проблем со сбытом. Объединившись, фермеры смогут поставлять в оптово-распределительные центры большие объемы однородной продукции, которые затем попадут в торговые сети при минимизации затрат. Среди удачных проектов господин Сергеев называет снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Ейский Агросоюз». Фермеры-учредители на собственные средства и кредитные ресурсы построили овощехранилище, которое используется как логистический центр. Есть собственный цех по переработке овощей и фруктов. Продукцию поставляют в социальные учреждения, санатории района.
«Безразлично, кто будет владельцем таких центров, главное — чтобы производитель мог участвовать в процессе ценообразования»,— считает господин Сергеев.
Однако, по мнению председателя cовета Агропромышленного союза Кубани Игоря Лобача, оптово-распределительные продовольственные комплексы, созданные без участия государственных структур, не заинтересованы в поддержке фермеров. Есть примеры превращения логистических центров в арендные объекты, где успешно работают филиалы производственных предприятий, функционируют офисы и магазины, не имеющие никакого отношения к овощам и фруктам.

«Как только начинается создание логистического центра, его владельцы сразу начинают думать, как на нем заработать, причем интересы малого производителя ими во внимание не принимаются»,— отмечает эксперт.

В логистической цепочке (закупка — транспортировка — хранение — торговая сеть) не должно быть излишних посредников, иначе оптово-распределительные центры могут стать лишь дополнительным звеном для накрутки необоснованной маржи на плоды крестьянского труда, предупреждает господин Лобач.

Аналитики отмечают, что кубанские сельхозпроизводители готовы увеличивать объемы производства плодов и овощей, если будут уверены, что выращенную продукцию они смогут полностью сохранить и реализовать.
Маржинальность овощеводства зависит от качества товара и возможностей по его хранению
Оптово-распределительным центрам нашли землю
Что предпринимают региональные власти для решения «плодоовощной» проблемы? «Логичным итогом станет возникновение в Краснодарском крае крупнейшей на юге страны системы транспортных терминалов и логистических центров», говорится в «Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года».
Как сообщили в краевом минсельхозе, в прошлом году на территории Краснодарского края построены и введены в эксплуатацию оптово-распределительные центры в шести муниципальных образованиях: Ейском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском, Брюховецком, Калининском районах и в г. Краснодаре. В Кореновском районе в ноябре 2017 года завершено строительство пищевого элеватора ООО «Овощевод» мощностью 10 тыс. тонн. Подобный объект будет сдан в эксплуатацию в конце года и в Лабинском районе. В Гулькевичском и Павловском районах подготовлены площадки по 10 га для размещения на них пищевых элеваторов. Общая мощность единовременного хранения, введенная в 2016 — 2017 годах, составляет 65,5 тыс. тонн.

Как пояснили в краевом минсельхозе, на сегодняшний день в рамках создания ОРЦ в крае предусмотрены меры господдержки. В частности, возможно предоставление субсидии на возмещение части прямых затрат в размере 20% в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Кроме того, поддержка строительства ОРЦ возможна при участии в конкурсе на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы или на развитие сельхозкооператива. «Средства могут быть направлены на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы, а также картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки»,— пояснили в региональном отраслевом ведомстве.

Согласно принятой в 2015 году Концепции строительства сельскохозяйственных логистических центров и модернизации производственно-заготовительной отрасли в Краснодарском крае определены земельные участки для размещения логистических центров и в курортных районах края (Геленджик, Анапа, Сочи, Туапсинский район). Проекты по строительству логистических центров на Кубани ежегодно представляются на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Кроме того, на конкурсный отбор инвестпроектов по созданию и модернизации объектов АПК в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в прошлом году было направлено восемь бизнес-планов по строительству плодохранилищ и один — по созданию овощехранилища в Краснодарском крае, претендующих на предоставление субсидий из федерального бюджета.

Логично предположить, что государственное партнерство должно выражаться прежде всего в создании условий для инвестиционной привлекательности проектов: предоставлении земельных участков с подготовленной инфраструктурой для строительства логистических центров, упрощении механизма согласований документации и т. д.
При создании ОРЦ в крае предусмотрены меры господдержки, в частности субсидии на возмещение 20% прямых затрат и гранты на развитие: строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов
От поля до прилавка — коротким путем
Роль единого государственного оператора на кубанском продовольственном рынке отводится ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты», подведомственной организации регионального минсельхоза. Компания нацелена на прямую работу с сельхозпроизводителями: закупку плодоовощной продукции, обеспечение ее хранения, сортировки, упаковки и поставки в торговые сети. Закупленные у фермеров овощи и фрукты реализуются оптом — гипермаркетам, перерабатывающим предприятиям в качестве сырья и в розницу — через сеть магазинов под брендом «Кубанские продукты». Практикуется организация поставки местных плодов и овощей через электронные торги на объекты социальной и курортной сферы.

Задача «Кубанских продуктов» как управляющей компании — создание в крае четко работающей схемы «ЛПХ — приемно-сортировочные пункты (ПСП) — ОРЦ», позволяющей отследить каждый этап движения сельхозпродукции от поля к потребителю. В сельских поселениях скомплектованные на ПСП малые партии продукции с местных полей, садов и огородов, минуя неконтролируемую сеть посредников, доставляются в ОРЦ. Оттуда кубанские овощи и фрукты попадают в магазины, на объекты санаторно-курортного комплекса и в социальную сферу. Сокращение цепочки ценообразования делает продукцию максимально доступной для местного потребителя, в том числе для людей с низким достатком. Повышение спроса увеличит и объемы производства, что будет выгодно инвесторам. В результате расширения сбыта продукции увеличатся и налоговые поступления в бюджет края, что повысит уровень жизни населения, пояснили в ГУП «Кубанские продукты».
Схема «поле — ОРЦ — торговая сеть» уже успешно работает и в частных логистических центрах. Так, в создание открытого в 2015 году в Краснодаре многофункционального логистического комплекса «Дары Кубани» вложено более $20 млн частных инвестиций, которые должны окупиться в течение 8 — 10 лет. Комплекс занимает площадь около 70 тыс. кв. м и способен единовременно хранить до 50 тыс. тонн продукции. На его площадках за 40 минут могут разгрузиться 150 фур одновременно. Помещения для приемки товаров, склады оснащены холодильными камерами, имеют централизованную систему кондиционирования. Цеха предпродажной подготовки оборудованы специализированными линиями сортировки, чистки, мойки, фасовки и упаковки овощей и фруктов.

Складские помещения предоставляются фермерам и предпринимателям в аренду. При этом гарантируется сохранение качества принятой продукции. Многочисленные хранилища изолированы, их открывают только по требованию владельца находящегося там товара. Важно, что логоцентр не только принимает продукцию на хранение, но и занимается ее закупкой и сбытом. Цена овощей и фруктов в оптово-розничной торговле на территории комплекса на 25 — 30% ниже рыночной. Кроме того, себестоимость товаров снижается за счет сокращения транспортных расходов на доставку к местам продажи в краевом центре и курортной зоне.

Крупные компании также уделяют большое значение развитию логистики. Как сообщили в департаменте по связям с общественностью АО «Тандер» (владельца сети «Магнит»), собственная логистическая система компании позволяет контролировать доставку продукции покупателям на всех этапах, используя для этого современное оборудование и технику. В Краснодарском крае работают три распределительных центра компании: в Краснодаре (площадью 67 тыс. кв. м), Славянске-на-Кубани (20 тыс. кв. м) и Кропоткине (30 тыс. кв. м).

Отбор поставщиков для сети «Магнит» происходит через специальный портал «Система взаимодействия с партнерами». Коммерческое предложение рассматривается по многим критериям. Если все устраивает, то потенциальный поставщик присылает образцы на дегустацию. Специалисты сети оценивают товар по органолептическим показателям и в целом по соотношению цены и качества. Приоритет в отборе продукции отдается местным поставщикам, предлагающим более низкую цену при сопоставимом качестве.

Надо заметить, что не все кубанские поставщики стремятся конкурировать на местном рынке. Так, фермер-органик из Крымского района Иван Новичихин, член известного кооператива «ЛавкаЛавка», объединяющего экофермеров по всей России, считает, что выгоднее продавать кубанскую продукцию в других регионах, заключая прямые договоры с клиентами.

«Сезон мы планируем заранее, собираем предварительные заказы, под которые выращиваем нужный объем тех или иных овощей. Свежую продукцию собираем с полей в день отгрузки, перебираем, упаковываем и доставляем нашим заказчикам в Москве и Санкт-Петербурге, меньшую часть — частным клиентам в Сочи и Краснодаре»,— рассказал господин Новичихин.

Фермер убежден, что появление крупных логистических центров ситуацию на рынке сельхозпродуктов глобально не изменит. По его мнению, в современных условиях гораздо важнее развитие интернет-сервисов для быстрого поиска информации об объемах предложения и спроса, создание и постоянное обновление баз данных всех игроков отраслевого рынка.
Made on
Tilda