— Оказал ли закон «О краснодарском чае» серьезное влияние на рынок? Стало ли на прилавках больше настоящей местной продукции?
— Закон был очень своевременным, и мы действительно рады, что органы законодательной и исполнительной власти сделали шаг навстречу чайной отрасли. Но мы также понимаем, что на данный момент он остается «зеленым», его нужно дорабатывать. Да, безусловно, он регулирует выдачу субсидий — сегодня, если чайное хозяйство находится в Краснодарском крае и производит продукцию на территории региона, то может рассчитывать на господдержку. И этот механизм работает. Если же говорить про сам бренд краснодарского чая, то пока нет никаких технических регламентов, которые бы регулировали, что именно нужно понимать под настоящей продукцией. Необходим единый технический регламент по использованию краснодарского чая и купажированию, поскольку ГОСТ не определяет, какой процент местного листа должен содержаться в купаже. А раз так, то каждое хозяйство кладет столько листа, сколько считает нужным, но все продают свою продукцию под брендом краснодарского чая. В советское время, конечно, было проще. Если это был «Краснодарский букет», то он на 100% состоял из листа, выращенного на кубанской земле. Если «Экстра», то доля составляла 60%. При этом важно понимать, что даже в те годы наш чай приходилось купажировать, потому что местного сырья все равно не хватало. Поэтому сейчас самая важная задача — создание техрегламента, который окончательно определит, что следует называть «краснодарским чаем». Думаю, это произойдет в ближайшие годы.
— А как вы считаете, сколько местного чая должно быть в купаже?
— Если говорить о чае премиум-сегмента, то, конечно, 100%. Но что касается продукции, рассчитанной на массовый сегмент и реализацию через крупные федеральные сети, то нужно понимать, что здесь нам придется конкурировать с более дешевыми индийскими и китайскими чаями. Кстати, тоже очень неплохими. И, чтобы соревноваться с ними по цене, нам нужно класть в купаж не более 10% краснодарского листа. На сегодняшний день доля рынка краснодарской продукции в России не составляет и 1%. Думаю, при правильной политике ее можно увеличить до 10%. Но вряд ли больше. Надо понимать, что мы заходим на рынок, а не формируем его.