«Мы с оптимизмом смотрим на переход к производству бездымной продукции»
Как компания оценивает ситуацию на табачном рынке и в чем видит перспективу развития своего бизнеса на ближайшие годы, рассказал генеральный директор ОАО «Филип Моррис Кубань» Владислав Калашников
Владислав Калашников
Генеральный директор ОАО «Филип Моррис Кубань»
«Мы с оптимизмом смотрим на переход к производству бездымной продукции»
— Ранее президент компании «Филип Моррис Интернэшнл» Андре Калантзопулос сообщил, что компания может полностью прекратить производство обычных сигарет и сосредоточиться на продуктах пониженного риска или бездымных продуктах. Речь идет о далеком будущем, или это происходит уже сейчас? Коснутся ли эти перемены ОАО «Филип Моррис Кубань»?
— В конце 2016 года наша компания на глобальном уровне объявила о начале процесса трансформации бизнеса в сторону будущего, свободного от сигаретного дыма. По оценке Всемирной организации здравоохранения, несмотря ни на какие регуляторные запреты и ограничения, в мире более 1 миллиарда совершеннолетних курильщиков, и в ближайшие годы их количество не уменьшится, учитывая демографические изменения. Наша компания понимает, что ищут миллионы мужчин и женщин – менее вредную альтернативу курению сигарет, которая удовлетворяла бы их потребности. Поэтому мы идем по пути снижения вреда от курения с помощью разработки инновационных продуктов с потенциально пониженным риском для здоровья. Мы инвестировали 3 млрд долларов США в фундаментальные исследования, разработку и коммерциализацию продуктов с потенциалом к снижению риска. Сегодня в научно-исследовательских центрах компании работают более 400 ученых и других специалистов в области исследований и разработок. Благодаря их усилиям у компании «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) сейчас есть целый портфель инновационных продуктов, один из которых IQOS – электрическая система нагревания табака, в основе которой лежит технология нагревания табака без горения и которая используется со специально разработанными табачными стиками. Продукт продается уже в более 30 странах, включая Россию. Так что все происходит уже сейчас, и мы с вами являемся свидетелями того, как меняется парадигма развития нашей компании и табачной отрасли в целом.

Дальнейшее развитие нашей компании будут определять инновационные продукты с пониженным риском (ППР), то есть те продукты, при использовании которых отсутствует процесс горения и тления табака, вследствие чего вред здоровью курильщика существенно меньше по сравнению с курением сигарет. Амбициозная цель компании состоит в том, чтобы к 2025 году по меньше мере 30 % объема ее продаж приходилось на бездымные продукты, предполагая, что доля рынка ФМИ останется неизменной. Мы будем сокращать объемы производства традиционных сигарет по мере перехода курильщиков на инновационные бездымные продукты.

— Как вы оцениваете вашу долю табачных стиков, используемых с IQOS на рынке? Можно ли уже говорить о предварительных итогах продаж и уровне спроса на этот продукт на глобальном уровне, в России и в Краснодаре?
— Наиболее показательна ситуация в Японии, где доля рынка стиков достигла 14,6 % среди всего табачного рынка. В России наш продукт появился позже, чем в Японии, и сейчас присутствует в продаже в семи городах страны, в том числе и в Краснодаре. По итогам 3-го квартала 2017 года доля рынка табачных стиков в Москве составила 0,8 %. Уровень переключения потребителей по стране в целом довольно высок: из тех курильщиков, кто приобрел IQOS, например, в Москве и Петербурге, более 70 % полностью или преимущественно переключились на него с сигарет. В Краснодаре первый магазин IQOS открылся в апреле этого года, и говорить о результатах продаж несколько преждевременно. На данном этапе особенно важно проинформировать как можно больше курильщиков о наличии такого альтернативного продукта с потенциалом пониженного риска.

Россия всегда была и остается одной из приоритетных стран для нашей компании. Мы уверены в экономическом потенциале страны и продолжаем
инвестировать в ее экономику.
— А как обстоят дела с традиционным продуктом – с сигаретами? По данным системы «СПАРК-Интерфакс» чистая прибыль предприятия довольно сильно колеблется – в 2016 году она оказалась ниже, чем в 2015-ом на 2,3 млн руб. Остается ли еще пространство для роста с учетом того, что государство многое делает для того, чтобы продажи табачной продукции снижались?
— Влияние на отгрузки компании оказало общее падение рынка сигарет в России вследствие роста цен, вызванного значительным повышением ставок акциза в 2017 году. В последние годы в России темпы роста акцизов на табачную продукцию в несколько раз опережают темпы роста инфляции. Сегодня также наблюдается тенденция увеличения объема нелегальной продукции в России на фоне роста цен на легальные сигареты, а также из-за отсутствия гармонизации ставок акциза в странах-членах Таможенного союза ЕАЭС. Доля рынка контрабандных и контрафактных сигарет традиционно выше в регионах, граничащих с другими странами-членами Таможенного союза, где ставки акциза на сигареты существенно ниже, чем в России.

Новая стратегия компании, направленная на построение бездымного будущего, ведет бизнес через процесс серьезной и масштабной трансформации, которая затрагивает все производственные центры компании. В ближайшее время фабрику в Краснодаре также ждет ряд исторических, я бы сказал, изменений, как в организационном плане, так и в плане выпускаемой продукции.

Важным шагом для реализации стратегии является решение о локализации на территории России производства табачных стиков для системы нагревания табака IQOS. В период 2017 – 2018 г. компания намерена инвестировать 2,49 миллиарда рублей в модернизацию мощностей нашего производственного центра в Ленинградской области – фабрики «Филип Моррис Ижора», для дальнейшего производства нагреваемых табачных стиков. Помимо финансовых инвестиций, локализация производства потребует пересмотра всех производственных и бизнес процессов между нашей фабрикой в Краснодаре и фабрикой «Филип Моррис Ижора». Кроме того, в связи с перераспределением объемов производства, компания намерена значительно расширить ассортимент торговых марок сигарет, выпускаемых на фабрике в Краснодаре.

— Топ-менеджеры и владельцы международных компаний все чаще заявляют о том, что уже не видят большой разницы в качестве управления, кадров и выпускаемой продукции между своими зарубежными предприятиями и производственными комплексами, расположенными в Краснодарском крае. Есть ли еще куда стремиться в этом отношении ОAО «Филип Моррис Кубань»?
— Если говорить о продукции, то стандарты качества в компании везде едины и соблюдаются на всех производственных центрах во всех странах. Что касается вопросов подготовки кадрового потенциала, они сейчас как никогда актуальны. Происходит трансформация компании: мы с оптимизмом смотрим в будущее, двигаясь к переходу существующего бизнеса ФМИ по производству сигарет на альтернативную бездымную продукцию, потенциально менее вредную для здоровья. В этой связи огромное значение уделяется инновациям и передовым технологиям. Мы инвестируем значительные средства в модернизацию производственного оборудования, создание рабочих мест и обучение специалистов, а также в привлечение новых талантливых специалистов. Мы как компания предлагаем широкие возможности для профессионального роста и развития и привлекательные условия труда. В 2017 году аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) были в третий раз признаны одними из лучших работодателей России по оценке Института Лучших Работодателей (Top Employer Institute). Мы очень многого достигли, но идем по пути постоянного развития и совершенствования – ведь историю меняет не компания, а люди.

— В 2015 году на Международном инвестиционном форуме в Сочи было подписано соглашение о намерениях инвестировать 30 миллионов долларов США в развитие фабрики «Филип Моррис Кубань». В каком объеме оно уже выполнено, и какие задачи это позволило решить предприятию?
— Действительно, компания инвестировала средства в модернизацию производственного и технологического оборудования табачного и сигаретного цехов. Программа рассчитана на 2015 – 2017 годы, и на данный момент она выполнена практически на 90 %.

Мы пришли в Краснодарский край в 1993 году и стали первым иностранным инвестором. На настоящий момент инвестиции в развитие фабрики составили более 250 миллионов долларов США, и они продолжают расти. А сумма налогов, перечисленная в бюджеты всех уровней, только в 2016 году превысила 39 миллиардов рублей.

Россия всегда была и остается одной из приоритетных стран для нашей компании. Мы уверены в экономическом потенциале страны и продолжаем инвестировать в ее экономику. Реализация соглашения – это важный этап и вклад в достижение глобальной цели компании, а также свидетельство благоприятного инвестиционного климата, созданного руководством Краснодарского края и эффективной политики городской и краевой администрации.
Made on
Tilda