бизнес-климат
Страховщики видят край
Объем агрострахования в Краснодарском крае в 2017 году сократился в 80 раз на фоне отмены господдержки и введения «адресной субсидии». Регион также остается лидером по потерям страховщиков ОСАГО от мошенников-автоюристов. Эти негативные тренды частично компенсируются положительной динамикой в инвестиционном страховании жизни. Несмотря на трудности, эксперты считают, что происходящее в отрасли стимулирует ее оздоровление и переориентацию на создание по-настоящему востребованных страховых продуктов
Агрострах без господдержки
Одним из основных факторов, влияющих на развитие страхового рынка Краснодарского края, стали изменения в порядке и объемах госсубсидирования сельскохозяйственной отрасли, вступившие в силу с января этого года. Об этом заявили участники крупнейшего в стране страхового бизнес-форума «Вызовы года-2017», который прошел в Сочи. На форуме обсуждались проблемы и перспективы развития отрасли, драйверы роста и концепция дальнейшего развития страхового рынка.

В частности, участники отмечали, что в первом полугодии 2017 года в целом в ЮФО объем премий по агрострахованию сократился почти в 80 раз по сравнению с аналогичным периодом 2016-го — до 12,9 млн руб. (с 1,029 млрд руб. годом ранее). По темпам падения сборов ЮФО оказался лидером антирейтинга, говорят в Национальном союзе агростраховщиков (НСА). По словам президента союза Корнея Биджова, если в первом полугодии 2016 года в разрезе регионов сельскохозяйственный Краснодарский край был в числе лидеров по собранным премиям с долей 14,3%, то в первом полугодии 2017 года стал одним из двух регионов, где объем расторгнутых договоров и возвратов по страхованию с господдержкой превысил объем начисленных премий (– 232,7 млн руб.). Падение тем более заметное, что Кубань занимала лидирующие позиции по спросу на агрострахование в течение нескольких последних лет. Так, по данным ЦБ и НСА, по итогам 2016 года Краснодарский край занял первое место в стане по объему страховых премий — почти 1,6 млрд руб. Причем более 1,5 млрд руб. приходилось на страхование с господдержкой. Однако в первом полугодии 2017 года аграрии края заключили всего 89 договоров по страхованию сельхозрисков, из них только один — с государственной поддержкой (в первом полугодии 2016 го­да — 385 договоров, из них 193 — с господдержкой).

Сложившаяся ситуация связана с кардинальным изменением порядка субсидирования, а именно — введе­нием «единой субсидии» взамен целевого распределения средств, благодаря которому гарантировались госсубсидии на агрострахование. Кроме того, в 2017 году произошло сокращение объемов самой господдержки.

В результате, говорят представители отрасли, регионы вполне ожидаемо перешли к финансированию прежде всего тех направлений, которые дают прямую отдачу в виде увеличения валового производства. В частности, в Краснодарском крае, как сообщил „Ъ-Кубань" полномочный представитель губернатора Кубани по взаимодействию с фермерами Вячеслав Легкодух, средства господдержки были направлены главным образом на развитие животноводства. Также, по мнению господина Легкодуха, среди причин, которые существенно снижают интерес фермеров к агрострахованию, действующий порядок, когда застраховать можно лишь все посевы одной культуры целиком, а не составлять на каждый отдельный участок свой договор. «Ситуация такая, что расстояние между участками у фермера может достигать 50 км. Такие же явления, как град, могут иметь локальный характер, и объем потерянного урожая на одном участке, таким образом, может не достигать требуемых пороговых значений по доле гибели, соответственно возмещение выплачиваться не будет»,— поясняет господин Легкодух.
При этом в НСА считают, что агрострахование остается потенциальной точкой роста страхового рынка в крае. «Сельскохозяйственный регион, лидер по выращиванию зерновых — это две константы, на которые можно опираться при аргументации необходимости агрострахования»,— считает бизнес-консультант Дмитрий Орешин. По его словам, власти региона стараются субсидировать практически все виды сельхозработ, однако агрострахование — это приоритет прежде всего федеральных органов власти. «Нужны изменения в федеральное законодательство, и МСХ РФ совместно с другими ведомствами должно очень четко проработать вопрос агрострахования и субсидий на него»,— говорит господин Орешин.

Для того чтобы изменить ситуацию, НСА предлагает ввести новые программы страхования с господдержкой, повысить их доступность и гибкость для аграриев путем отказа от порога гибели урожая, расширения франшиз и страховых сумм, упростить процедуру урегулирования убытков, что позволит увеличить охват страхованием, в том числе и с привлечением малых хозяйств. Отдельно идет работа по повышению финансовой грамотности аграриев: НСА уже провел ряд совещаний и семинаров в регионах, на которые получены положительные отклики. «Однако все изменения условий не будут работать эффективно без решения проблем субсидирования,— считает Корней Биждов. — НСА неоднократно поднимал эту проблему на различных уровнях государственной власти, страхового и аграрного сообщества. На данном этапе наши предложения рассматриваются в Государственной Думе, Совете Федерации, обсуждаются в Минсельхозе, Минфине и Банке России. Господдержка — основной стимул развития агрострахования не только в России, но и во всем мире. Государство ежегодно инвестирует в аграрный комплекс сотни миллиардов рублей — при неблагоприятных событиях без страховой защиты эти инвестиции могут стать неэффективными».

По мнению же председателя Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Краснодарского края Виктора Сергеева, если бы страховые компании играли по правилам, аграрии не стали бы отказываться от страховок даже без госсубсидирования. «Страховщики постоянно приводят в пример Европу, но в Европе страховые компании полностью покрывают убытки фермеров в случае наступления страхового случая, а наши уходят от ответственности. Не так давно был случай: у кубанского фермера вымерз урожай, и страховая компания должна была выплатить ему 40 млн руб., а получил он около 6 млн на пересев с договоренностью о том, что страховая покроет остальное, если фермер недополучит урожай, но больше он не получил ни копейки. Вот из-за чего не идет страхование»,— поясняет господин Сергеев. Господин Орешин добавляет, что субсидирование агрострахования необходимо, но не в полном размере. «Страховщики не должны надеяться лишь на госсубсидии — им необходимо разработать такие программы, которые заинтересовали бы фермеров независимо от наличия или отсутствия государственной поддержки. Возможно, понижение ставок могло бы вызвать интерес со стороны аграриев, кроме того, страховые выплаты должны быть сразу четко обозначены».
ОСАГО остается проблемным
Еще одна важная тенденция развития страхового рынка Краснодарского края — ситуация с ОСАГО. Регион остается лидером по потерям страховщиков ОСАГО от мошенников-автоюристов. Размер нестраховых выплат (накладных расходов) в судах, спровоцированных автоюристами, по итогам 1 полугодия 2017 года превысил 1,25 млрд руб. По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), за год этот показатель вырос на 160%. В первом полугодии 2016 года сумма основного требования (страховая выплата) в рамках судебного производства в Крас­нодарском крае составила 541,9 млн руб., что превыси­ло размер накладных расходов всего на 13%. Подобная пропорция сохранилась и по итогам первого полугодия 2017 года, однако размер ущерба вырос почти в 2,3 раза. Как пояснил президент РСА Игорь Юргенс, подобная статистика наглядно демонстрирует масштаб ущерба рынку ОСАГО от деятельности криминальных автоюристов: «Их главная задача — попасть в суд, минуя процедуру досудебного урегулирования, чтобы получить как можно больше нестраховых выплат: штрафы по Закону „О защите прав потребителей" (ЗоЗПП), оплату услуг экспертизы и экспертов, пени и т. п.». В Краснодарском крае на выплаты, наложенные на страховщика по решению суда в соответствии с ЗоЗПП, по итогам первого полугодия 2017 года потрачено почти 963,3 млн руб., на прочие расходы — 286,7 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года их размер соответственно увеличился на 195% и 87%.

«Основными способами работы криминальных автоюристов являются: фальсификация договоров цессии и доверенностей, фальсификация экспертизы, проведение экспертизы не по Единой методике, фальсификация ДТП, повреждений, нарушение порядка досудебной претензии — направление по почте пустых претензий, решение судов на выплату по поддельным бланкам полисов, завышение стоимости услуг и экспертизы в суде и услуг самих криминальных автоюристов, поддельные исполнительные листы.

Наиболее проблемными регионами с точки зрения выплат по суду остаются Краснодарский край, Волгоградская, Ростовская области»,— отмечают в РСА.
Также Краснодарский край занял третье место в рейтинге убыточных регионов по величине средней выплаты по ОСАГО. По данным РСА, по итогам первого полугодия 2017 года размер средней выплаты в регионе составил 139,8 тыс. руб., что почти на 80% больше, чем размер средней выплаты по стране.

«Очевидно, что кризис усугубляется, и решать его надо комплексно. ОСАГО десять лет существовало без проблем: в 2006 году никто не слышал об автоюристах и проблемах с выплатами. А потом пошли экономические кризисы, рост курса валют, мошенники, тема доступнос­ти полисов. И мы начали борьбу за спасение отрасли. Е-ОСАГО, е-Гарант, натуральное возмещение, КБМ, элект­ронная система взаимодействия с профильными ФОИВами — все это помогает поддерживать систему, но не является полноценным решением. Сегодня мы видим только один выход из сложившейся ситуации: поэтапную либерализацию тарифов ОСАГО, то есть установление справедливых тарифов, учитывающих привычки вождения и характеристики автомобиля каждого водителя»,— поясняет президент РСА Игорь Юргенс.

Что касается е-ОСАГО, оно в регионе очень по­пулярно. Количество проданных полисов е-ОСАГО за январь — август 2017 года на Кубани составило 187,4 тыс. штук. Край занимает первое место по этому показателю в стране, об этом в рамках страхового бизнес-форума «Вызовы года-2017» сообщил вице-президент ВСС Евгений Уфимцев. Также господин Уфимцев рассказал, что за первый квартал этого года регион опустился с шестого на 24-е место в рейтинге проблемных и переместился из «красной» зоны в «желтую». Средняя выплата по страховым случаям составила 137 тыс. руб.
Юрист, автоэксперт Сергей Смирнов обращает внимание на то, что улучшение ситуации в регионе было временным. По его мнению, исправить положение может натуральное возмещение ущерба. «Регион стабильно входит в „красную" зону рейтинга на протяжении года, лишь в первом квартале 2017 г. он „мигрировал" за ее пределы — на 23-е место в общем зачете. Но это было лишь временным улучшением: пятое место в первом полугодии 2017 года убедительно подтверждает общий тренд. Скорее всего, автоюристы тестировали новые схемы работы за пределом региона. Сложно представить, что может быть дальше. Будем надеяться, что натуральное возмещение поможет переломить тенденцию»,— говорит автоэксперт.

Опрошенные „Ъ-Кубань" эксперты отметили, что в ситуации с автоюристами есть и положительные моменты, поскольку она понуждает страховые компании изменить подход к ведению бизнеса, сделав его более ориентированным на клиента. Так, по словам правозащитника Юрия Сюсина, страховые компании сами виноваты в сложившейся ситуации: «На протяжении многих лет страховщики занижали выплаты, в итоге они получили то, что получили. Они должны наконец понять, что делать бизнес — не равнозначно обогащению. На рынке региона было тридцать страховых компаний — осталось пятнадцать. Пусть останется семь, они смогут зарабатывать сами и адекватно возмещать ущерб».

Собеседники издания отметили, что, несмотря на проблемы, Краснодарский край является потенциально привлекательным регионом для бизнеса в сфере автострахования с учетом клиентской базы, которая остается одной из самых масштабных в стране. По мнению гос­подина Орешина, страховой бизнес в регионе может не только остаться на плаву, но и развиваться при условии ведения классической модели страхового бизнеса, принятой на Западе. «Он предполагает узкую специализацию, в рамках которой страховые компании лишь создают и выводят на рынок собственные продукты, а заботы по их реализации принимают на себя страховые брокеры. Для того чтобы создать перспективную компанию — страхового брокера, требуется примерно $1,5 млн. Эти средства пойдут на организацию дистрибьюторской сети и покрытие убытков от работы в первые восемь — девять месяцев. Идеальный вариант — привлекать корпоративных клиентов, но и страхование физических лиц очень перспективный рынок, хотя пока он не приносит хороших и стабильных прибылей»,— поясняет эксперт.
НСА предлагает ввести новые программы страхования с господдержкой,
повысить их доступность и гибкость для аграриев путем отказа от порога
гибели урожая, расширения франшиз и страховых сумм, упростить процедуру урегулирования убытков, что позволит увеличить охват страхованием,
в том числе и с привлечением малых хозяйств
Регион любит жизнь
На фоне сложной ситуации в агро- и автостраховании в 2017 году сектор ИСЖ, наоборот, демонстрировал хорошие результаты, оставаясь одним из драйверов развития отрасли в регионе. С начала года жители края заключили 37 тыс. договоров инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) на сумму 2,5 млрд руб. В целом Краснодарский край занимает седьмое место в России по объему собранной премии ИСЖ.

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Максима Данилова, регион можно назвать богатым и успешным — соответственно есть спрос на такого рода страховые продукты, причем как на обычные по страхованию жизни, так и на инвестиционные. «В основном аудитория страховщиков жизни здесь премиальная, а значит, больше интереса именно к инвестиционным продуктам, которые приобретают люди с достатком выше среднего»,— отметил господин Данилов. По его словам, в массовых сегментах страхования жизни (от несчастного случая и прочее) назвать спрос высоким нельзя. Здесь, скорее, тенденции как в среднем по России.

При этом господин Данилов отмечает необходимость при ведении страхового бизнеса в этом сегменте принимать во внимание потенциальные риски, связанные с возможностью мошенничества. «С учетом роста страхования жизни с высокой долей вероятности можно прогнозировать переток мошенников из сегмента автострахования (так называемые автоюристы) именно в этот сегмент. Международный опыт показывает, что мошенникам очень интересна сфера личного страхования»,— отметил представитель рынка.

Юрист Александр Домыгин отмечает, что ИСЖ как финансовый инструмент не гарантирует обязательной доходности, поскольку совмещает в себе и страховку, и инвестиции. «Инвестиционная стратегия может попрос­ту не сработать — и вы останетесь с одной лишь суммой взносов. Статистика топ-менеджеров крупных страховщиков: в 60% случаев доходность ИСЖ выше депозитов, а в 40% — все-таки ниже. Часть средств мы отдаем на покрытие рисков, а часть — инвестируем в финансовые инструменты. Таким инвестированием мы занимаемся не сами, а через страховую компанию, выбирая самостоятельно только направление инвестиций и степень риска»,— говорит эксперт.

По словам участников рынка, часть взносов покры­вает риски, связанные с жизнью клиента. Эти средства вклады­ваются в низкодоходные и малорисковые финансовые инструменты. Другая часть идет на инвестирование. Это могут быть облигации или акции различных компаний, драгоценные металлы и другие активы. Причем застрахованный сам выбирает инвестиционное направление и уровень рискованности. Вместе с тем ИСЖ гарантирует застрахованному обязательный возврат 100% взносов к моменту окончания срока договора или при наступлении страхового случая.
Участники рынка считают, что у ИСЖ есть драйверы роста. Прежде всего это потребители — та прослойка жителей Краснодарского края, которая не просто имеет возможность откладывать какие-то средства, но и хочет обезопасить свои сбережения в будущем.
Made on
Tilda