ФИНАНСЫ
Банки разворачиваются
к кассе
В условиях ограничений на выдачу рискованных кредитов банки начали борьбу за счета клиентов
При практически не меняющихся тарифах банки отмечают быстрый рост количества клиентов, пользующихся расчетно-кассовым обслуживанием (РКО). По данным экспертов, каждый год в крае регистрируется порядка 20 тыс. новых компаний, и развитие предпринимательства увеличивает емкость рынка РКО. Жесткая позиция Банка России по отношению к рискам сдерживает кредитные «аппетиты» банков и порождает интерес к комиссионным доходам от РКО.

Регулятора не устроили риски
Основная тенденция в сфере расчетно-кассового обслуживания в 2017 году — продолжающийся курс на ужес­точение регулирования БР, считает ведущий аналитик «Эксперт РА» Иван Уклеин. Критический порог сомнительных операций в этом году был в очередной раз понижен. Индикатор поэтапно снижался с 5% до 3%, а затем и до 2%. Допустимый объем сомнительных расчетных операций снизился с 5 до 1 млрд руб. «Из-за этого даже крупнейшие банки проводили работу по снижению показателя. С этим связана фиксация прямо в тексте договоров „заградительных" тарифов на некоторые категории операций, принудительные закрытия счетов и т. д. Тренд, очевидно, продолжится и в 2018 году»,— прогнозирует эксперт. Представители отрасли отмечают, что на фоне ужесточения политики БР направление РКО показывает рост. По данным начальника отдела по привлечению корпоративного бизнеса Альфа-Банка в Краснодаре Екатерины Кирилловой, в 2017-м банк увеличил объем в РКО более чем вдвое и продолжает его наращивать. По ее оценке, емкость рынка РКО в крае — более 150 тыс. клиентов, и она увеличивается. Это, а также переход к продуктам со сниженным риском, привело к повышенному интересу банков к РКО в 2017 году. «Если раньше банки больше интересовала рисковая прибыль, то с 2016 года основным фокусом является комиссионный безрисковый доход»,— прокомментировала Екатерина Кириллова.

В ожидании бонусов
Руководитель департамента по работе с ключевыми и корпоративными клиентами инвестиционного банка «Финам» Александр Бирман заявил, что сегодня практически ни один банк не будет кредитовать юрлиц, не состоящих у него на РКО. Это позволяет затем налаживать сотрудничество с клиентом и по другим продуктам. «РКО — это не только платежи по счетам. Спектр сопутствующих услуг разнооб­разен: обслуживание внешнеэкономической деятельнос­ти, конверсионные операции на валютном рынке, хеджирование рисков, корпоративные зарплатные проекты с использованием пластиковых карт и другое»,— пояснил Александр Бирман. По наблюдениям эксперта, одной из тенденций последних полутора лет стало увеличение количества малых и средних предприятий: по данным Минэкономразвития, сегодня их доля во всем российском бизнесе составляет 10%. Поэтому и в РКО наблюдается увеличение числа предприятий МСБ. Об их финансовой активности в крае свидетельствует статистика ЮГУ БР, согласно которой объем их кредитования по итогам первого полугодия 2017 года достиг 144,7 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 55%. Кроме того, развитию бизнеса в регионе способствуют государственные меры поддержки, оказываемые Фондом микрофинансирования и Гарантийным фондом.

Иван Уклеин считает, что услуги РКО в данный момент приоритетнее для крупного бизнеса. «Федеральное законодательство запрещает наличные расчеты на сумму свыше 600 тыс. руб. всем корпоративным клиентам, а поступление выручки чаще всего безналичное. Большая часть расчетов — зарплаты, оплата поставок, предоплаты, хозрасходы — проходит в безналичном виде. У мелких компаний доля безнала может составлять 50 — 60%, но у крупных масштабы бизнеса вынуждают до 80 — 95% операций проводить через банк»,— объяснил Иван Уклеин. Важно и то, что банки при выдаче кредитов требуют поддержания определенного объема оборотов по счету, открытому в том же банке, что позволяет им зарабатывать на комиссиях и частично застраховать кредитный риск клиентскими остатками на счетах. Также продолжительная история на РКО в банке позволяет клиенту рассчитывать на льготные условия кредитования. «Тогда бизнес более понятен и прозрачен для банка. Он длительное время следит за отчетностью и рисками клиента, осуществ­ляет выездные проверки реальности его деятельности в рамках соблюдения ФЗ №115 и т. д. То есть сотрудни­чество в части „белого" РКО обычно выстраивается на взаимовыгодной основе»,— говорит эксперт.
Между частными и государствен­ными
Как отмечают эксперты, тарифная политика главным образом зависит от размера банка. Крупные ориентируются только на свои внутренние факторы себестоимости этих услуг, а также на спрос на услуги РКО. Чем ниже конкурентная позиция банка на рынке, тем ниже комиссия. Исключение составляет демпинг крупных игроков и желание отдельных мелких банков «очистить» свою базу РКО. Руководитель дирекции банка ВТБ по Краснодарскому краю Андрей Мусияченко считает, что негативный опыт бизнеса в части взаимодействия с банками, которые впоследствии лишились лицензии, поставил во главу угла надежность организации. «В текущей ситуации на банковском рынке расчетно-кассовое обслуживание становится для банков важным источником комиссионных доходов. При этом клиенты доверяют прежде всего финансовым учреждениям, гарантирующим надежность и безопасность осуществляемых операций, поскольку в случае отзыва лицензии у банка средства юридических лиц никак не будут защищены — существует большая вероятность потерять деньги»,— уверен господин Мусияченко. По его мнению, сегодня бизнес заинтересован в работе с банками с государственным участием. Среди других параметров, которые также имеют значение для клиента, он назвал длительность операционного дня, время проведения операций, а также возможность совершения ускоренных платежей. Современные банковские инструменты позволяют проводить платежи день в день, а при необходимости — еще быстрее, например в течение пятнадцати минут.

Заместитель директора Краснодарского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Екатерина Кучерова сообщила, что клиенты этого банка также могут обслуживаться дистанционно — благодаря системам «Банк-Клиент», «Интернет-Клиент», «Мобильный банк» и др. «Процедура открытия расчетного счета занимает до двух дней»,— заявила Екатерина Кучерова. По ее словам, такие механизмы действительно позволяют приобретать новых клиентов. За девять месяцев 2017 года региональный филиал РСХБ привлек на РКО более 1800 клиентов.

Региональный директор Краснодарского офиса Южного филиала ПАО «Промсвязьбанк» Вадим Сальников согласен с тем, что при поиске подходящего банка бизнес будет выбирать как минимум из первой двадцатки крупнейших финансовых учреждений. «Потому что немало предпринимателей обожглось за последние два года. Теперь на первое место у бизнеса выходит надежность банка. Да, конкуренция на рынке высока, но это хорошо для клиента. Потому что банки улучшают свой сервис, предлагают дополнительные бонусы и совершенствуют свои расчетные сервисы»,— считает Вадим Сальников.

Иван Уклеин напомнил, что корпоративные клиенты банков, лишившихся лицензий, таких как Внешпромбанк, Татфондбанк и «Югра», в лучшем случае могут рассчитывать на возврат 5 — 15% своих средств через несколько лет после отзыва лицензии. Счета ИП застрахованы Агентством по страхованию вкладов, однако к юрлицам это не относится. «Из-за этого многие клиенты переходят на РКО в госбанки даже несмотря на то, что условия там могут быть менее выгодными. Обычно договор составлен таким образом, что любые спорные ситуации разрешаются в пользу банка. А счет может быть закрыт при малейших, иногда ложных, подозрениях сотрудников банка. Права клиентов защищены в не очень высокой степени, при этом договор часто даже не подлежит изменениям со стороны юристов клиента. То есть работает принцип „не нравится — не приходи". Суды обычно также занимают сторону госбанков в таких спорах»,— подчеркнул Иван Уклеин.
Александр Бирман обратил внимание на то, что в последние годы на фоне кризисных явлений произошло четкое разделение банков на два «лагеря». В первый попали банки с госучастием и достаточно крупные частные (федерального или регионального уровня). Они получили доступ к дешевым деньгам из бюджетов разных уровней, а также средствам госкомпаний. Не столь крупным частным банкам стало сложно с ними конкурировать в сфере кредитования, поэтому они в борьбе за клиентов сконцент­рировали усилия на улучшении качества РКО, и значение этой услуги для них выросло.
«Если клиент имеет у нас счет, ему больше ни о чем не нужно думать»
Руководитель учетно-операционного направления юридических лиц Банка «Первомайский» (ПАО) Проскура Наталия — о том, на какие бонусы может рассчитывать предприниматель, пользующийся услугами расчетно-кассового обслуживания
Наталия Проскура
Руководитель учетно-операционного направления юридических лиц Банка «Первомайский» (ПАО)
— Какие тенденции в сфере РКО вы заметили в 2017 году? Вырос ли интерес к этому виду услуг?
— Одна из наиболее ярких тенденций состоит в том, что банки повернулись лицом к клиенту и его потребностям. Все процессы переводятся в дистанционные каналы обслуживания, начиная от момента регистрации компании и заканчивая подписанием договора и персональной настройкой интернет-банка. Обслуживание в банке становится действительно простым, удобным и надежным.

— Какие цели бизнес сегодня преследует, пользуясь расчетно-кассовым обслуживанием в вашем банке?
— Бизнесу в первую очередь необходимы круглосуточные платежи без перерывов на обед и выходные дни, возможность снять и внести наличные денежные средства на счет без посещения офиса и связаться с персональным менеджером, который решит любой возникший вопрос за пять минут. Другими словами, клиент должен думать и помнить только о своем бизнесе, а банк — «заботливо окружать» его своими услугами. К примеру, если предпринимателю нужны:
— расчеты — круглосуточно и без выходных;
— взнос наличных — более 49 000 устройств (банкоматы, салоны сотовой связи, отделения) к его услугам;
— снять наличку — банкомат любого банка бесплатно — клиент оплатит только тариф банка;
— средства на развитие бизнеса — заявка онлайн, решение за 1 день при минимальном пакете документов.
Мы сделали все для того, чтобы клиенту бы­ло просто, удобно и надежно. Собственно, как и должно быть.

— Насколько велика емкость рынка РКО в Краснодарском крае? Есть ли еще куда стремиться? Или конкуренция и так уже слишком высока?
— Стремиться всегда есть к чему. Ежемесячно в Краснодарском крае регистрируется более 20 тыс. новых компаний. И более 3 млн зарегистрированных компаний нуж­дается в простом и удобном сервисе. Разумеется, конкуренция в банковском секторе очень высока, но для клиента это выгодно.

— Изменились ли в текущем году условия и тарифы предоставления услуг?
— Да, конечно. Теперь мы можем сопровож­дать клиента от мысли стать предпринимателем:
— онлайн регистрируем бизнес и открываем расчетный счет;
— открываем расчетный счет — бесплатно;
— обслуживание первых три месяца — тоже бесплатно.
И в данном случае речь идет не о ведении счета и платежах внутри банка, которые для клиентов у нас бесплатны всегда, а еще и о внешних платежах, взносе и снятии на­личных.
— Как вы оцениваете конкурентоспособность своего банка? В чем его преимущество?
— Сегодня мы очень многое можем предложить бизнесу:
— обслуживание там, где удобно в первую очередь клиенту, и неважно, это торговый центр или аэропорт;
— круглосуточные платежи;
— прием наличных посредством банкоматов и более чем 49 тыс. точек приемов платежей;
— наличие собственного персонального менеджера для оперативного решения любых вопросов и многое другое.

А не так давно мы запустили мобильное приложение для бизнеса «Первомайский бизнес 24/7», которое уже доступно к скачиванию в App Store и PlayMarket.
— Позволяет ли это увеличивать количество клиентов? Стало ли их больше в 2017 году?
— Клиент делает выбор в пользу простоты и удобства обслуживания. И он уже проголосовал: в 2017 году количество клиентов, пользующихся услугой РКО в нашем банке, выросло в два с половиной раза.
— Не секрет, что банки лояльнее относятся к предпринимателям, имеющим у них счета. Какие бонусы вы предоставляете своим клиентам?
— Клиенту «Первомайского 24/7» не надо ни о чем беспокоиться. Банк все сделает сам:
— вовремя подскажет выгодный курс валюты;
— подключит бесплатный зарплатный проект;
— подберет терминал нужной модели;
— предложит кредит, исходя из потребнос­тей бизнеса, и поможет с оформлением.

Очень важный момент: все заявки рассмат­риваются в течение одного дня. Даже кредитные. И поверьте, это действительно так: онлайн-заявка и сбор минимального пакета документов.

Учтены все особенности ведения бизнеса клиента: специфика, отчетность, цели кредитования и сезонность.

График платежей теперь посильная ноша и зависит от сезонных колебаний бизнеса.
Индивидуальный подход к оценке залога, его дисконту.

Специалисты банка сами приедут к клиенту и произведут оценку залога совершенно бесплатно. И, наконец, снижены ставки: теперь получить кредит можно от 11% годовых.
Made on
Tilda