РЫНОЧНАЯ СИТУАЦИЯ
Деньги на отдыхе
В последние шесть лет в санаторно-курортную сферу Краснодарского края вложили почти 190 млрд руб. инвестиций. В настоящее время в регионе инвесторы реализуют проекты на общую сумму 28 млрд руб. Устойчивый тренд на рост турпотока на фоне санкций и ослабления курса рубля делает отрасль привлекательной для вложений, В том числе благодаря возможности возврата части вложенных средств из региональных налоговых льгот. В качестве факторов, сдерживающих развитие отрасли, эксперты отмечают инфраструктурные проблемы, высокий порог входа в бизнес, необходимость тщательной проработки проектов и длительные сроки выхода на окупаемость
Клиентов все больше
Туристическая сфера Краснодарского края в последние годы демонстрирует устойчивый рост клиентской базы. В 2016 году поток отдыхающих на курорты региона составил уже 15,8 млн человек, увеличившись к более чем удачному 2015 году на 6%. Такая тенденция наблюдается 16 последних лет. С 2000-го по 2016 годы число ежегодно отдыхающих на Кубани людей выросло в 3,29 раза. При этом только за 2014—2016 годы на фоне ослабления курса рубля и снижения турпотока за рубеж посещаемость курортов южного региона показала положительную динамику на уровне 32,7% (+ 3,9 млн чел.).
Одной из основных тенденций рынка сегодня становится запрос на повышение качества услуг — турпоток в организованном секторе прирос за 2011—2016 годы на 86,3%. Кроме того, клиенты все больше ориентируются на совмещение рекреационных возможностей с оздоров­лением, что ведет к увеличению востребованности здравниц. В 2016 году услуги по бальнеотерапии и грязе­лечению в Краснодарском крае оказывало уже 188 сана­торно-курортных организаций, в которых открыто 143 баль­неологических отделения, 134 грязевых отделения и кабинета, 60 питьевых бюветов с минеральной водой.

По данным краевого министерства курортов, туризма и олимпийского наследия, в настоящее время в санаторно-курортном комплексе региона реализуется свыше 30 инвестсоглашений. На сегодня инвестиционный портфель курортной отрасли Кубани составляет более 28 млрд руб. В 2017 году на Российском инвес­тиционном форуме в Сочи министерство заключило десять соглашений по реализации инвестпроектов на общую сумму 1,3 млрд руб. По прогнозам ведомства, в ближайшие годы могут быть заключены соглашения о сотрудничестве на сумму свыше 8,5 млрд руб. Всего же за последние шесть лет объем накопленных инвестиций в санаторно-курортном комплексе Кубани составил почти 183 млрд руб. Эксперты и участники рынка отмечают стабильный приток туристов как один из главных критериев инвестиционной привлекательности отрасли в регионе. «Главное, что делает привлекательными инвестиции в отрасль,— это растущий поток людей. Очень многие отказались от зарубежных поездок, получили относительно неплохой опыт, и есть предпосылки для формирования устойчивого тренда на рост внутреннего туризма. Кроме того, довольно сильно увеличилось число тех, кто в принципе не может полететь на отдых в другую страну (сотрудники МВД, других силовых структур), и потенциально это очень хорошая база для роста»,— считает ­Антон Полуэктов, директор «БКС Премьер» в Сочи.
Среди других трендов туристического бизнеса в России и в частности в Краснодарском крае, эксперты отмечают усиление диверсификации туристических продуктов и повышение уровня запроса клиентов к качеству сервиса на фоне усиления конкуренции за потребителя на мировом рынке. При этом помимо влияющего на внутренний рынок возобновления турпотока в Турцию и Египет опрошенные „Ъ-Кубань" аналитики отмечают усиление конкуренции между регионами РФ.
«Все инвестиции сейчас точечные. Человек покупает участок, строит мини-гостиницу, отель, кафе или берет в аренду пляж — и все. Такие вещи, как дороги, коммуникации или количество врачей в местных здравницах, остаются прежними»
Дело за инфраструктурой
Вместе с тем, отмечают собеседники издания, туристический рынок России характеризуется не только устойчивой клиентской базой, но и рядом сдерживающих факторов, прежде всего — инфраструктурных. По мнению заместителя руководителя консалтинговой компании «Советникъ» Ивана Фандеева, бизнес намного охотнее вкладывался бы в туристическую сферу при наличии утвержденных программ перспективного комплексного развития курортных территорий. «Все инвестиции сейчас точечные. Человек покупает участок, строит мини-­гостиницу, отель, кафе или берет в аренду пляж — и все. Такие вещи, как дороги, коммуникации или количество врачей в местных здравницах, остаются прежними». С ним согласен Антон Полуэктов из «БКС», который называет недостаточность развития туристической инфраструктуры одним из основных факторов риска вложения средств.

Необходимость решения инфраструктурных проб­лем считают приоритетным способом стимуляции отрасли и региональные власти. Так, министерство курортов Краснодарского края разработало концепцию развития санаторно-курортного и туристского комплекса регио­на до 2030 года, в которой среди ключевых проблем, требующих решения, названы низкая транспортная связанность территории (в том числе недостаточная доступность побережья), ограниченная пропускная способность дорожной сети; нехватка качественных очистных сооружений и питьевой воды в пик сезона, а также ограничения в сферах энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Кроме того, отмечают в минтуризме, серьезными проблемами являются переуплотнение пляжей в пик сезона, сложности развития береговой полосы и ограничения инженерной инфраструктуры.

Среди прочих факторов, сдерживающих развитие отрасли, участники рынка и эксперты называют несовершенство законодательства, регулирующего туризм, в частности то, что администрирование комплекса на федеральном уровне распределено между несколькими ведомствами.

Вместе с тем стабильный и даже растущий турпоток означает хорошие перспективы постепенного решения инфраструктурных и законодательных проблем, что в свою очередь делает вложения в туристический бизнес оправданными за счет прогнозируемого повышения его ликвидности в процессе и после выхода на окупаемость.
В теории, чем выше качество услуги, тем больше потребители ею пользуются, что может добавлять оператору выручку
Сервис нуждается в «наладке»
Инфраструктурные проблемы — прямое следствие «болезни роста» туристической сферы Кубани, поскольку существующие сегодня дорожные, коммунальные сети, а также сеть социальных учреждений не всегда в состоянии справиться с динамично возрастающим потоком туристов. Особенно остро это ощущается в периоды пиковых нагрузок на курорты края в «высокий сезон». Решить проблемы прокладки трасс, реконструкции коммунальных сетей и т. д. в короткие сроки невозможно. Чаще всего их решение упирается в вопросы федерального финансирования, поскольку для муниципальных и краевого бюджетов без участия федеральных средств многие инфраструктурные проекты неподъемны.

Вместе с тем, как отмечают участники рынка, в вопросах уровня сервиса на самих туробъектах все зависит от уровня компетенции персонала. Как подчеркивает гендиректор компании «Мультитур» Дмитрий Шаров, часто проблемы у инвестора возникают именно из-за отсутствия квалифицированных кадров и как следствие — низкого сервиса. «Претензии от туристов в основном поступают в связи с неоправданными ожиданиями. Агенты им говорят одно, а по факту они получают другое. Если говорить о сервисе, претензии есть прежде всего к качеству предоставляемых услуг, питанию, номерному фонду, уборке номеров. Когда закрыли турецкое направление и турист переориентировался на наши курорты, были жалобы и недовольства, связанные с тем, что цена не соответствует тому качеству услуг, которые люди получают. Само собой, туристы сравнивают наши курорты с зарубежными, и сравнение зачастую не в нашу пользу»,— отмечает гос­подин Шаров. По его мнению, решение лежит не только в плоскости улучшения самого качества, но и в удешевлении отдыха на кубанских курортах. Проблему нехватки квалифицированного персонала отмечает и Антон Полу­эктов из «БКС Премьер». Кроме того, по его словам, «со стороны жителей края на данный момент нет понимания, что туризм может стать очень сильной поддержкой экономике региона, и различные инциденты с туристами не редкость».
Как ранее отмечали эксперты, одним из важных негативных факторов «высокого сезона» 2017 года для курортов Краснодарского края стала высокая стои­мость транспортной составляющей в общих расходах на отдых. «Необходимо скорректировать в меньшую сторону и привести к конкурентоспособному уровню цены на транспортные услуги (железнодорожные, авиа-), иначе мы будем терять туристов, а значит, и инвесторов»,— считает господин Шаров, добавляя, что снижение стоимости авиа- и железнодорожных билетов в летний сезон может решаться за счет субсидирования отдельных транспортных направлений, как это принято в странах — конкурентах России по рынку туристических услуг.
«Необходимо скорректировать в меньшую сторону и привести к конкурентоспособному уровню цены на транспортные услуги, иначе мы будем терять туристов, а значит, и инвесторов. снижение стоимости авиа- и железнодорожных билетов летом может решаться за счет субсидирования отдельных транспортных направлений, как это принято в странах — конкурентах России»
Вложить и не прогореть
Оценивая возможные риски для инвестиций в сферу туризма, эксперты сходятся во мнении, что обеспечить гарантии выхода на запланированные сроки окупаемости сегодня могут только проекты с высоким объемом инвестиций и тщательно проработанным бизнес-планом.

«Если речь идет о вложениях в хорошо проработанные проекты, где есть понимание целевой аудитории, продвижения, решены вопросы логистики, вкладываться, без сомнения, можно, и сроки окупаемости могут составить пять — шесть лет»,— говорит Антон Полуэктов. «Единственный минус, что в подобных проектах, как правило, достаточно высокий уровень входа — от $2—3 млн. Это, повторюсь, те проекты, где присутствует высокая степень проработки. Например, ценовой сегмент отеля подразумевает внимание к большому количеству различных деталей: как человек будет добираться до отеля из аэропорта, есть ли возможность покупки закрытого пляжа, где клиент будет знать, что не увидит посторонних людей, какой должен быть интерьер и т. д. В связи с этим порог входа в туристический бизнес может быть высоким»,— поясняет господин Полуэктов.

Участники рынка отмечают, что в настоящее время перспективным направлением является создание бальнеолечебниц. «В этом смысле регион наиболее привлекателен для инвестора: достаточно благоприятный инвестиционный климат, сформирована регио­нальная нормативная правовая база в сфере стимулирования инвестиционной деятельности, существует инфраструктура государственной поддержки инвесторов, туристический поток увеличивается либо как минимум держится „на уровне"»,— говорит господин Фандеев из «Советника», добавляя, что это важные составляющие для дорогостоящих и долгих проектов, к которым относятся проекты здравниц в сфере бальнео- и грязелечения. «Минимальные инвестиции в такой проект составляют от 1,5 млрд руб., а срок возврата — от десяти лет и выше»,— говорит эксперт, добавляя, что основная сложность, с которой придется столкнуться инвестору,— это недостаток квалифицированного персонала. «Сложности испытывают HR-менеджеры, которые набирают персонал, допустим, для работы в казино. Но крупье в крайнем случае можно обучить и за свой счет: три — четыре месяца — и сотрудник готов приступить к работе. А вот найти хороших врачей — диагностов, терапевтов — задача посложнее»,— отмечает господин Фандеев, добавляя, что в случае реализации подобного проекта потребуются также серьезные вложения в маркетинг.

Эксперты считают, что если крупный проект в туристической сфере Краснодарского края требует очень серьезных инвестиций, то совсем мелкий не может быть выгодным. По словам начальника управления по санаторно-курортному комплексу и туризму города Анапы Дмитрия Ерохина, мини-отель на 10—12 номеров сегодня открывать невыгодно: «Такие мини-гостиницы строят на землях, оформленных под ИЖС, но со временем владелец будет вынужден переоформить землю под коммерцию. Это совсем другое целевое назначение, и разница — в стоимости налога на землю и имущество. В результате такой проект становится невыгоден». По мнению господина Ерохина, даже в сегменте мини-отелей нижний порог инвестиций должен быть рассчитан на создание номерного фонда в количестве не менее 30—35 номеров. «Если строить достойный мини-отель, скажем, на три звезды, инвестиции составят приблизительно 25—30 млн руб., в зависимости от наличия или отсутствия бассейна, детской площадки, салона красоты и тому подобного»,— говорит господин Ерохин, добавляя, что земли в курортных муниципалитетах Кубани фактически нет, поэтому инвестору придется искать предложения на вторичном рынке. Это решает вопрос коммуникаций, но ограничивает выбор: расположение и площадь участка не всегда соответствуют запросам инвестора.
Made on
Tilda