Вложить и не прогореть
Оценивая возможные риски для инвестиций в сферу туризма, эксперты сходятся во мнении, что обеспечить гарантии выхода на запланированные сроки окупаемости сегодня могут только проекты с высоким объемом инвестиций и тщательно проработанным бизнес-планом.
«Если речь идет о вложениях в хорошо проработанные проекты, где есть понимание целевой аудитории, продвижения, решены вопросы логистики, вкладываться, без сомнения, можно, и сроки окупаемости могут составить пять — шесть лет»,— говорит Антон Полуэктов. «Единственный минус, что в подобных проектах, как правило, достаточно высокий уровень входа — от $2—3 млн. Это, повторюсь, те проекты, где присутствует высокая степень проработки. Например, ценовой сегмент отеля подразумевает внимание к большому количеству различных деталей: как человек будет добираться до отеля из аэропорта, есть ли возможность покупки закрытого пляжа, где клиент будет знать, что не увидит посторонних людей, какой должен быть интерьер и т. д. В связи с этим порог входа в туристический бизнес может быть высоким»,— поясняет господин Полуэктов.
Участники рынка отмечают, что в настоящее время перспективным направлением является создание бальнеолечебниц. «В этом смысле регион наиболее привлекателен для инвестора: достаточно благоприятный инвестиционный климат, сформирована региональная нормативная правовая база в сфере стимулирования инвестиционной деятельности, существует инфраструктура государственной поддержки инвесторов, туристический поток увеличивается либо как минимум держится „на уровне"»,— говорит господин Фандеев из «Советника», добавляя, что это важные составляющие для дорогостоящих и долгих проектов, к которым относятся проекты здравниц в сфере бальнео- и грязелечения. «Минимальные инвестиции в такой проект составляют от 1,5 млрд руб., а срок возврата — от десяти лет и выше»,— говорит эксперт, добавляя, что основная сложность, с которой придется столкнуться инвестору,— это недостаток квалифицированного персонала. «Сложности испытывают HR-менеджеры, которые набирают персонал, допустим, для работы в казино. Но крупье в крайнем случае можно обучить и за свой счет: три — четыре месяца — и сотрудник готов приступить к работе. А вот найти хороших врачей — диагностов, терапевтов — задача посложнее»,— отмечает господин Фандеев, добавляя, что в случае реализации подобного проекта потребуются также серьезные вложения в маркетинг.
Эксперты считают, что если крупный проект в туристической сфере Краснодарского края требует очень серьезных инвестиций, то совсем мелкий не может быть выгодным. По словам начальника управления по санаторно-курортному комплексу и туризму города Анапы Дмитрия Ерохина, мини-отель на 10—12 номеров сегодня открывать невыгодно: «Такие мини-гостиницы строят на землях, оформленных под ИЖС, но со временем владелец будет вынужден переоформить землю под коммерцию. Это совсем другое целевое назначение, и разница — в стоимости налога на землю и имущество. В результате такой проект становится невыгоден». По мнению господина Ерохина, даже в сегменте мини-отелей нижний порог инвестиций должен быть рассчитан на создание номерного фонда в количестве не менее 30—35 номеров. «Если строить достойный мини-отель, скажем, на три звезды, инвестиции составят приблизительно 25—30 млн руб., в зависимости от наличия или отсутствия бассейна, детской площадки, салона красоты и тому подобного»,— говорит господин Ерохин, добавляя, что земли в курортных муниципалитетах Кубани фактически нет, поэтому инвестору придется искать предложения на вторичном рынке. Это решает вопрос коммуникаций, но ограничивает выбор: расположение и площадь участка не всегда соответствуют запросам инвестора.