Компания «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» представляет партнерский проект
ООО "ФИЛИП МОРРИС СЭЙЛЗ энд МАРКЕТИНГ"
Бизнес-климат
Экономика дала почву контрафакту
Снижение доходов населения сделало подделки привлекательным товаром,
и легальные производители вынуждены еще активнее бороться с теневым рынком
Редакция «Коммерсант-Кубань» провела «Круглый стол», посвященный ситуации с контрафактом в Краснодарском крае и мерам борьбы с ним. Участниками разговора стали представители кубанских предприятий, экспертного сообщества, ритейла, органов власти, надзорных ведомств и правоохранительных структур. Отчет с мероприятия мы предлагаем вашему вниманию.
Ашот Чагарян
Директор по защите торговых марок ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»
Дмитрий Горбатов
Руководитель управления корпоративного регулирования ГК «Мегаполис»
Дмитрий Шишкин
Руководитель направления правового сопровождения интеллектуальной собственности департамента по юридической работе АО «Тан­дер»
Ирина Новикова
Заместитель директора по связям с общественностью «Мацестинской чайной фабрики Конс­тантина Туршу»
Евгений Иванов
генеральный директор мясокомбината
Владимир Кочетов
Член правления РСПП и генеральный директор ОАО Кондитерский комбинат "Кубань"»
Рост акцизов на табачную и алкогольную продукцию, а также падение покупательской способности населения страны дали конкурентное преимущество производителям нелегальной продукции. Страдает от этого прежде всего добросовестный бизнес, а также вся российская экономика: пока весомую долю рынка занимает контрафакт, ни о каком серь­езном росте отраслей речи идти не может. Производители призывают ритейл идти им навстречу и более тщательно следить за товарами, которые попадают на полки, и хотят более активного участия надзорных органов в решении этой проблемы. Правоохранители и Роспотребнадзор считают, что бизнес должен помогать им в мониторинге нарушений и сборе доказательной базы.

В конце 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Стратегию по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции, согласно которой Россия к 2025 году должна почти полностью победить контрафакт. По данным Правительства РФ, доля теневого рынка в некоторых отраслях экономики достигает 50%. Тем не менее четкие механизмы борьбы с контрафактом еще только предстоит выработать. Пока же поддельные товары — это серьезная проблема, истинные масштабы которой с трудом поддаются оценке. Не меньшей опасностью является и незаконный ввоз продукции из других стран, качество которой всегда под большим вопросом.
Чтобы оценить масштаб этой проблемы в Краснодарском крае и найти способы ее решения, ИД "Коммерсантъ-Кубань" организовал конференцию с участием представителей бизнеса и контролиру­ющих органов. Партнером мероприятия выступила компания «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг».

Акциз породил неравную конкуренцию
«За последние два года в России наблюдается существенный рост нелегального рынка табачной продукции. Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством TNS Kantar, доля рынка нелегальной табачной продукции в первом квартале 2017 года составила 4,6%. Сегодня основной поток нелегального товара в Россию происходит из сопредельных государств, в частности из Беларуси, где ставки акциза значительно ниже, чем в России»,— обозначил острую проблему в табачной отрасли директор по защите торговых марок ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Ашот Чагарян. По его мнению, для того, чтобы остановить рост нелегальной торговли, необходимы комплексные меры, такие как взвешенная налоговая политика государства и гармонизация акцизных ставок на сигареты в Евразийском экономическом союзе. «Необходимо повысить эффективность правоприменения, работы правоохранительных органов, направленной на пресечение нелегальной торговли в рознице. Вместе с тем следует предоставить на законодательном уровне полномочия полицейским структурам по выявлению правонарушений в сфере оборота табачных изделий без маркировки, когда такая маркировка обязательна. Также необходимо ужесточить санкции за продажу немаркированной табачной продукции. На данный момент действуют низкие штрафы для физических лиц, несоразмерные доходам, получаемым от торговли нелегальной продукцией. Важно отметить, что власти Краснодарского края выразили свою готовность приложить усилия для решения проблемы»,— заявил Ашот Чагарян.

Руководитель управления корпоративного регулирования ГК «Мегаполис» Дмитрий Горбатов рассказал об опыте федерального дистрибьютора в борьбе с проникновением контрафакта в торговые точки. «Основным направлением деятельности для нас является продажа сигарет. Так вот, по статистике аналитического агентства Infoline, в 2016 году в России только в розничной торговле "серых" сигарет было продано на сумму более 12 млрд руб. А компании, торгующие легальным товаром, недосчитались 45 млрд руб. прибыли. Потери федерального бюджета, согласно этой оценке, составили порядка 20 млрд руб. Доля торговых точек, вовлеченных в незаконную торговлю сигаретами, в 2016 году составила 14%»,— привел данные Дмитрий Горбатов. При обнаружении таких магазинов юрис­ты ГК «Мегаполис» обращаются к своим партнерам, являющимся правообладателями продукции, которая подвергается подделке, ведь нарушаются в первую очередь их интересы. «Однако часто мы сталкиваемся с тем, что в одной конкретной торговой точке нет такого количества контрафакта, которое позволило бы возбудить уголовное делопроизводство. Поэтому более эффективно было бы перекрывать оптовые каналы распространения контрафакта, что не всегда возможно на региональном уровне. Правоохранительные органы качественно отрабатывают каждый подобный случай, но нужна система по пресечению глобальных каналов на уровне страны»,— прокомментировал Дмит­рий Горбатов.
Другая проблема — незаконный завоз легально произведенных сигарет из стран единого таможенного пространства — Белоруссии и Казахстана. Эти сигареты не являются кустарными, но стоят дешевле, чем российские, поскольку в нашей стране введен высокий акциз на табачную продукцию.

Председатель Краснодарского Общественно­го совета по проблеме подросткового курения Светлана Чернышова повернула тему нелегальных сигарет в сторону участия в их распространении несовершеннолетних. «Если продают контрафакт, то и подростку его продадут. Естественно, никто не спросит у ребенка паспорт. Кроме того, дети активно вовлекаются в торговлю нелегальной табачной продукцией из-за того, что по закону наказание для несовершеннолетнего будет отнюдь не таким строгим, как для взрослого»,— обозначила проблему Светлана Чернышова.
В ходе круглого стола мнениями обменялись правообладатели торговых марок, а также представители надзорных органов, общественных организаций и ритейла
Нет угрозы жизни — нет уголовного дела
Начальник отдела по борьбе с преступлениями в сферах АПК, биоресурсов, потребительского рынка и интеллектуальной собственности ГУ МВД Краснодарского края Валерий Рыбник пояснил, что расследование фактов продажи контрафакта упрощается в отношении товаров, которые могут нести угрозу жизни и здоровью населения: это, например, алкоголь и некоторые виды пищевой продукции. В остальных случаях полиция может наказать контрафактчика лишь за использование чужого товарного знака. Наказание будет административным, а не уголовным, и нарушитель закона отделается штрафом. По словам представителя правоохранительных органов, в Краснодарском крае чаще всего подделывают пищевую продукцию и алкоголь. «На Кубани из всех ликеро-водочных заводов остался только один с действующей лицензией — в Тимашевском районе. Остальные в течение 90-х и нулевых годов ушли с рынка, так как не смогли конкурировать по цене с производителями фальсификата. И ситуация не улучшается»,— сообщил Валерий Рыбник. По его словам, за девять месяцев 2017 года в регионе было возбуждено 265 уголовных дел, 160 направлено в су­ды, к ответственности привлечены 164 человека.

По словам сотрудника полиции, качество подделок продолжает расти. «В Крымском районе была выявлена продажа поддельных коньяков марки Hennesy. Из Москвы вызвали французского эксперта, который подтвердил, что это и правда Hennesy. Бутылка, этикетка — все соответствует. На что ему ответили, что внутри — низкокачественная чача с массой вредных микропримесей. И только через месяц из Франции пришло заключение, что присланный образец — подделка очень высокого качества»,— рассказал Валерий Рыбник, отметив, что потребитель часто не в состоянии отличить контрафакт от легального товара. И в этом случае главное, что должно заставить засомневаться,— чересчур низкая цена на продукт.

Главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Краснодарского УФАС России Альберт Тимошенко сообщил, что в рамках антимонопольного законодательства заявлений от производителей крайне мало, что связано с долгим сроком рассмотрения дел в ФАС: он составляет порядка девяти месяцев. «Если факт нарушения установлен, то размер административного штрафа может составить около 100—300 тыс. руб. Однако в 2017 году в Краснодарское УФАС России поступило всего четыре заявления, и лишь по одному из них было возбуждено дело — по остальным факт нарушения закона не удалось доказать»,— пояснил Альберт Тимошенко.

Руководитель направления правового сопровождения интеллектуальной собственности департамента по юридической работе АО «Тан­дер» Дмитрий Шишкин объяснил такое малое количество заявлений в УФАС тем, что у легальных производителей есть и другие — более эффективные способы защитить свою интеллектуальную собственность. «Гражданский кодекс позволяет взыскивать компенсацию за нарушения своих исключительных прав в размере до 5 млн руб. Свои механизмы есть в Административном и Уголовном кодексах. Привлечение к ответствен­ности в рамках антимонопольного законодательства отнюдь не самый простой путь отстоять свои права»,— считает Дмитрий Шишкин.

По словам начальника отдела по организационному обеспечению деятельности комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Краснодарском крае Василия Павленко, контрафактом на Кубани охвачен весь спектр пищевой продукции и все ценовые сегменты. Созданная комиссия, председателем которой является губернатор Вениамин Кондратьев, регулярно мониторит рынок на факт наличия нарушений, однако отследить деятельность организаций, которые не имеют регистрации, не платят налогов и не предоставляют государству о себе никакой информации, непросто. «Наибольшая доля нарушений в 2016 году пришлась на пищевую промышленность — 76%. На легкую — 16%»,— привел цифры Василий Павленко. Он также заметил, что низкий уровень доходов населения порождает терпимость к контрафактной продукции: люди готовы осознанно покупать подделки из-за их низкой стоимости.

Начальник отдела химической и легкой промышленности департамента промышленной политики Краснодарского края Елена Шутенко заявила, что в крае существует реестр правообладателей промышленной продукции, и именно на основании обращений бизнеса ведется работа по противодействию распространению контрафакта. «В 2017 году начали часто подделывать цемент, кабельно-проводниковую продукцию и комплектующие для сельхозтехники. Также мы выступили с законодательной инициативой ввести обязательное декларирование кирпича»,— заявила Елена Шутенко. Также, по ее словам, в 2017 году с серьезными проблемами при реализации продукции столкнулись предприятия легкой промышленности, специализирующиеся на пошиве школьной формы. «Им трудно запланировать свою производственную деятельность на следу­ющий год, поскольку рынок насыщен "серым" импортом и подпольными производствами», — резюмировала представитель департамента про­мыш­ленной политики.
Согласно Стратегии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции Россия к 2025 году должна почти полностью победить контрафакт. Сейчас, по данным Правительства РФ, доля теневого рынка в некоторых отраслях экономики достигает 50%
Рынок сам себя не регулирует
Проблема контрафакта бьет и по одному из главных региональных брендов — краснодар­ско­му чаю. Заместитель директора по связям с общественностью «Мацестинской чайной фабрики Конс­тантина Туршу» Ирина Новикова рассказала, что торговать чаем под таким наименованием хотят многие, однако зачастую эта продукция не имеет отношения к чаю, выращенному на территории региона. «В советские годы чайные совхозы ежегодно собирали в Краснодарском крае более 7 тыс. тонн чайного листа. Сейчас собирается порядка 500 тонн. Мы готовы выращивать больше, но для этого нужно быть уверенными в реализации продукции. А на рынке, наполненном недобросовестными производителями, конкурировать очень сложно»,— объяснила Ирина Новикова. В решении этой проблемы должен был помочь закон «О краснодарском чае», принятый на Кубани в 2016 году. Согласно ему носить это название может лишь продукция, выращенная, переработанная и упакованная на территории Краснодарского края. Однако пока производители контрафакта всеми способами пытаются обходить эти требования, попутно нанося вред чайным компаниям, имеющим собственные плантации.

Похожим образом обстоит ситуация и у виноделов. По словам председателя Ассоциации произ­водителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края и генерального директора ООО ТЦ «Кубанские вина» Натальи Чибиневой, винная отрасль на сегодняшний день сильно зарегулирована и ответственным производителям приходится выполнять многочисленные требования законодательства. Однако контрафактная продукция, произведенная в обход всех установленных законом правил, по-прежнему просачивается на прилавки торговых сетей. «Едва мы начали производить вина с защищенным географическим происхождением, как аналогичные продукты начали выпускать и подпольные дельцы. Глядя на контрафактную бутылку, даже невозможно понять, кто является ее производителем. Но на полки супермаркетов этот продукт тем не менее попадает»,— заявила Наталья Чибинева, предложив торговым сетям более тщательно выбирать поставщиков и отслеживать происхождение товаров.
Дмитрий Шишкин призвал производителей самим сигнализировать о наличии контрафакта в торговых сетях. «Мы работаем с каждой поступившей претензией, однако на практике их не так много. В то же время могу заверить, что еще на стадии заключения контракта с поставщиком наши специалисты отслеживают, какие маркировки нанесены на товар, и дают свое правовое заключение»,— отреагировал представитель АО «Тандер».

Тему поддержал генеральный директор мясокомбината «Каневской» Евгений Иванов. Он напомнил, что в России уже довольно долгое время действуют технические регламенты Таможенного союза, которые, в част­ности, содержат запрет на использование гостовских наименований в отношении продукции, произведенной по техническим условиям. «Тем не менее в продаже все еще часто можно встретить фальшивые "Докторские" и "Краковские" колбасы, изготовленные по дешевой рецептуре. Просто для примера: гостовская "Краковская" нашего производства стоит в магазине порядка 470 рублей. Что и понятно, ведь изготовлена она из свинины и говядины. А рядом лежит какая- нибудь "Краковская по-краснодарски", сделанная из курицы, за 300 рублей»,— прокомментировал Евгений Иванов. По его мнению, нет смысла ужесточать наказание, главное — сделать его неотвратимым. Еще лучше, если вмешательство правоохранителей не потребуется и рынок сам будет правильным образом реагировать на нарушения законодательства и не допускать фальсификаты на прилавки. Пока эти механизмы саморегулирования не действуют, что отчасти связано со снижением покупательской способности в стране. «Все производители сейчас являются заложниками сокращения реальных доходов населения. Позиция торговых сетей, допуска­ющих на прилавки такую продукцию, объяснима: они продают то, что наиболее востребовано, то есть дешевый товар. Но, если мы все-таки хотим кормить людей качественными продуктами, нужно убеждать ритейл идти навстречу добросовестным производителям»,— подчеркнул господин Иванов.

Член правления РСПП и генеральный директор ОАО Кондитерский комбинат "Кубань"» Владимир Кочетов согласился с тем, что производители, использующие натуральное сырье, поставлены в условия неравной конкуренции с теми, кто применяет заменители. При этом речь идет не только о контрафактной продукции, но и о вполне легальной, но низкокачественной. «Ситуация в экономике не способствует борьбе с контрафактом и фальсификатом, поскольку химические заменители сырьевых компонентов стоят в три — четыре раза дешевле натурального сырья. Пусть мои коллеги меня простят, но часто невозможно есть конфеты, которые выпускают известные фабрики. Объясняется это тем, что производители вынуждены подстраиваться под экономические реалии, им нужно зарабатывать деньги, а конкурировать приходится с "серым" рынком, не обремененным требованиями законодательства и налогами. А производители, работающие с натуральным сырьем, сегодня работают с минимальной рентабельностью»,— выступил Владимир Кочетов. Он считает, что в большой степени именно наличие на рынке контрафакта привело к исчезновению многих некогда успешных кондитерских фабрик Кубани.
Представитель контролирующего органа призвал бизнес активнее помогать в сборе доказательной базы: это сильно повышает вероятность привлечь к ответственности производителей контрафакта
Провести экспертизу может каждый
В ходе конференции выяснилось, что одну из ключевых ролей в борьбе с распространением контрафакта производители отводят Роспотребнадзору. Именно он, с их точки зрения, должен обследовать торговые точки и выявлять нарушения. Главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю Александр Афонин напомнил, что полномочия службы при проведении проверок и административных расследований четко прописаны в законодательстве. Нередко помочь производителям не удается из-за их же собственной юридической безграмотности. «Иногда поступают заявления с просьбой провес­ти проверку торговых точек, при этом в них не указаны ни адреса, по которым была зафиксирована продажа контрафакта, ни юридические лица — словом, ничего. Получается, мы должны проверить все магазины Краснодарского края? Разумеется, это невозможно. Бывают и другие случаи — когда производитель просит возбудить дело по факту использования другим юрлицом его марки. Начинаем проверять — и выясняется, что срок государственной регистрации товарного знака заявителя истек год назад, соответственно, его правовая охрана прекратилась. Конечно же, в таких ситуа­циях мы помочь не сможем»,— констатировал представитель Роспотребнадзора. Он призвал бизнес активнее помогать контролирующим органам в части сбора доказательной базы: в этом случае вероятность того, что лица, производящие и распространяющие контрафакт, будут наказаны, значительно выше.

Василий Павленко напомнил, что, если производитель увидел в магазине контрафакт, он может купить его и провести независимую экспертизу. А с полученными результатами обращаться в контролирующие органы. Примеры такой активности уже есть, особенно среди отраслевых организаций, которые защищают интересы большого числа предприятий. Как отметил заместитель генерального директора ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат» Владимир Кравцов, сотрудничество власти и бизнеса ускоряет про­цедуру привлечения к ответственности производителей контрафакта. «Когда ты имеешь на руках всю необходимую доказательную базу, то и нелегалы понимают, что лучше вступить в диалог. А если нет, то мы успешно боремся с ними в суде. Кстати, штрафы, на мой взгляд, предусмотрены довольно серьезные»,— высказался Владимир Кравцов. По его словам, совместная работа с конт­ролирующими органами позволила значительно снизить количество контрафакта в молочной отрасли Краснодарского края — сегодня его доля составляет 3%.

Таким образом, по мнению экспертов и участников рынка, бороться с контрафактом можно лишь в том случае, если в этот процесс вовлечены все стороны — как надзорные и правоохранительные органы, так и сами правообладатели торговых марок.
Made on
Tilda