Рынок сам себя не регулирует
Проблема контрафакта бьет и по одному из главных региональных брендов — краснодарскому чаю. Заместитель директора по связям с общественностью «Мацестинской чайной фабрики Константина Туршу» Ирина Новикова рассказала, что торговать чаем под таким наименованием хотят многие, однако зачастую эта продукция не имеет отношения к чаю, выращенному на территории региона. «В советские годы чайные совхозы ежегодно собирали в Краснодарском крае более 7 тыс. тонн чайного листа. Сейчас собирается порядка 500 тонн. Мы готовы выращивать больше, но для этого нужно быть уверенными в реализации продукции. А на рынке, наполненном недобросовестными производителями, конкурировать очень сложно»,— объяснила Ирина Новикова. В решении этой проблемы должен был помочь закон «О краснодарском чае», принятый на Кубани в 2016 году. Согласно ему носить это название может лишь продукция, выращенная, переработанная и упакованная на территории Краснодарского края. Однако пока производители контрафакта всеми способами пытаются обходить эти требования, попутно нанося вред чайным компаниям, имеющим собственные плантации.
Похожим образом обстоит ситуация и у виноделов. По словам председателя Ассоциации производителей винограда и алкогольной продукции Краснодарского края и генерального директора ООО ТЦ «Кубанские вина» Натальи Чибиневой, винная отрасль на сегодняшний день сильно зарегулирована и ответственным производителям приходится выполнять многочисленные требования законодательства. Однако контрафактная продукция, произведенная в обход всех установленных законом правил, по-прежнему просачивается на прилавки торговых сетей. «Едва мы начали производить вина с защищенным географическим происхождением, как аналогичные продукты начали выпускать и подпольные дельцы. Глядя на контрафактную бутылку, даже невозможно понять, кто является ее производителем. Но на полки супермаркетов этот продукт тем не менее попадает»,— заявила Наталья Чибинева, предложив торговым сетям более тщательно выбирать поставщиков и отслеживать происхождение товаров.
Дмитрий Шишкин призвал производителей самим сигнализировать о наличии контрафакта в торговых сетях. «Мы работаем с каждой поступившей претензией, однако на практике их не так много. В то же время могу заверить, что еще на стадии заключения контракта с поставщиком наши специалисты отслеживают, какие маркировки нанесены на товар, и дают свое правовое заключение»,— отреагировал представитель АО «Тандер».
Тему поддержал генеральный директор мясокомбината «Каневской» Евгений Иванов. Он напомнил, что в России уже довольно долгое время действуют технические регламенты Таможенного союза, которые, в частности, содержат запрет на использование гостовских наименований в отношении продукции, произведенной по техническим условиям. «Тем не менее в продаже все еще часто можно встретить фальшивые "Докторские" и "Краковские" колбасы, изготовленные по дешевой рецептуре. Просто для примера: гостовская "Краковская" нашего производства стоит в магазине порядка 470 рублей. Что и понятно, ведь изготовлена она из свинины и говядины. А рядом лежит какая- нибудь "Краковская по-краснодарски", сделанная из курицы, за 300 рублей»,— прокомментировал Евгений Иванов. По его мнению, нет смысла ужесточать наказание, главное — сделать его неотвратимым. Еще лучше, если вмешательство правоохранителей не потребуется и рынок сам будет правильным образом реагировать на нарушения законодательства и не допускать фальсификаты на прилавки. Пока эти механизмы саморегулирования не действуют, что отчасти связано со снижением покупательской способности в стране. «Все производители сейчас являются заложниками сокращения реальных доходов населения. Позиция торговых сетей, допускающих на прилавки такую продукцию, объяснима: они продают то, что наиболее востребовано, то есть дешевый товар. Но, если мы все-таки хотим кормить людей качественными продуктами, нужно убеждать ритейл идти навстречу добросовестным производителям»,— подчеркнул господин Иванов.
Член правления РСПП и генеральный директор ОАО Кондитерский комбинат "Кубань"» Владимир Кочетов согласился с тем, что производители, использующие натуральное сырье, поставлены в условия неравной конкуренции с теми, кто применяет заменители. При этом речь идет не только о контрафактной продукции, но и о вполне легальной, но низкокачественной. «Ситуация в экономике не способствует борьбе с контрафактом и фальсификатом, поскольку химические заменители сырьевых компонентов стоят в три — четыре раза дешевле натурального сырья. Пусть мои коллеги меня простят, но часто невозможно есть конфеты, которые выпускают известные фабрики. Объясняется это тем, что производители вынуждены подстраиваться под экономические реалии, им нужно зарабатывать деньги, а конкурировать приходится с "серым" рынком, не обремененным требованиями законодательства и налогами. А производители, работающие с натуральным сырьем, сегодня работают с минимальной рентабельностью»,— выступил Владимир Кочетов. Он считает, что в большой степени именно наличие на рынке контрафакта привело к исчезновению многих некогда успешных кондитерских фабрик Кубани.