В Краснодаре состоялся форум «ГЧП. Типовой концессионный проект в сфере теплоснабжения», организованный ПАО «Сбербанк» на площадке ИД «Коммерсантъ-Кубань». Темой для дискуссии стала система взаимоотношений внутри концессионного соглашения в рамках ФЗ №115, в которой помимо банка и инвестора также принимают участие субъект РФ и муниципалитет. По словам представителей Сбербанка, речь идет не о миллиардных инвестициях, а о проектах стоимостью около 100 млн руб., которые необходимы для модернизации сетей в муниципальных образованиях. По мнению экспертов сферы ЖКХ, концепция, предлагаемая Сбербанком и Минстроем РФ, имеет большое будущее, но необходимо привлечь состоятельных инвесторов, готовых работать в условиях полной финансовой прозрачности.
Одним из положений Стратегии развития до 2020 года, принятой в России в 2016 году, стало повышение энергетической эффективности и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ. А 25 августа 2017 году Правительство РФ приняло постановление, утвердившее порядок предоставления финансовой поддержки субъекта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Документ, в частности, подразумевает возможность софинансирования процентной ставки при реализации концессионных соглашений, заключенных в 2017—2018 гг. Таким образом, Правительство РФ дало понять, что темпы модернизации сферы ЖКХ в стране нужно форсировать и государство готово предложить для этого эффективные инструменты. Однако, учитывая, что бюджетных средств для этого будет явно недостаточно, главную роль в реформировании ЖКХ оно отводит частным инвесторам.
Изменения в ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» наконец позволили решить и вопрос финансирования: если раньше банки фактически не могли участвовать в концессионных проектах, то внесенные поправки добавили в концессионное соглашение еще одного участника — субъект РФ, который также несет определенные обязательства. Типовой проект концессионного соглашения, разработанный Сбербанком совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ, уже помог начать реализацию проектов в сфере теплоснабжения в некоторых субъектах РФ, при этом Минстрой РФ очень высоко оценил его потенциал и рекомендовал руководству регионов брать на вооружение этот инструмент. Что касается Сбербанка, то на юге России высокий потенциал он видит в Краснодарском крае, который в данный момент наиболее подготовлен к модернизации инфраструктуры ЖКХ. О перспективах этой совместной работы банка, власти и бизнеса пошла речь на мероприятии, организованном ПАО «Сбербанк» и ИД «Коммерсантъ-Кубань». В дискуссии, прошедшей в конференц-зале отеля «Платан Южный», приняли участие представители банка, региональной и муниципальной власти, МУПов и сами концессионеры, уже имеющие опыт в реализации подобных проектов. Главными спикерами форума стали исполнительный директор Центрального аппарата ПАО «Сбербанк России» Виктор Афонин, директор управления продаж РГС ЮЗБ ПАО «Сбербанк» Светлана Силантьева, начальник отдела РГС Краснодарского отделения Марина Матлахова, заместитель министра ТЭК и ЖКХ региона Святослав Удинцев, председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Владимир Чепель, заместитель руководителя регионального отделения РСПП Сергей Огурцов и другие эксперты.
ФЗ №115 дал зеленый свет финансированию
Рассказывая об особенностях разработанной Минстроем РФ и Сбербанком «коробки по теплу», Светлана Силантьева подчеркнула, что она включает в себя не только само концессионное соглашение, но и готовую финансовую модель и полный набор документов, необходимых для реализации проекта. О том, как эта концепция должна применяться на практике, рассказал Виктор Афонин, стоявший у истоков ее создания.
«Размышляя, как нужно работать с инфраструктурой теплоснабжения, Сбербанк выявил несколько проблем. Не секрет, что под концессиями часто понимают мегапроекты стоимостью сотни миллиардов рублей — как правило, в Москве или Санкт-Петербурге. Но все это очень далеко от того, о чем мы говорим здесь. В регионах задачи совсем другого масштаба. Сто миллионов рублей на реконструкцию котельной для муниципальных образований — серьезная сумма. И мы делаем такие проекты, которые позволят реконструировать инфраструктуру там, где это действительно нужно»,— рассказал Виктор Афонин.
Типовой проект позволяет не только сэкономить до 20% расходов на подготовке необходимой документации, поскольку она уже «зашита» в нем, но и предлагает пошаговую «дорожную карту» по реализации проекта, что делает процесс понятным для каждой из участвующих сторон. «Коробочный» продукт в сфере теплоснабжения с точки зрения Сбербанка на данный момент является самым перспективным в сфере ЖКХ. Это объясняется ее более высокой рентабельностью, а также примерно одинаковой проблематикой во всех регионах. Данный рынок Сбербанк оценивает примерно в 17 тысяч потенциальных проектов.
«Проблемы в сфере теплоснабжения копились годами, и решить их в один момент невозможно. Также очевидно, что бюджетного финансирования для этого недостаточно. Необходимо, чтобы интерес к реализации подобных концессионных проектов был не только у власти, но и у бизнеса. Нам нужно совместно работать над привлечением в модернизацию коммунальной инфраструктуры не только крупного, но и небольшого бизнеса»,— отметил в своем выступлении Святослав Удинцев.
По словам Виктора Афонина, Сбербанк понимает ограничения, которые накладываются на органы власти при реализации подобных проектов, и формирует их таким образом, чтобы исходить из действующего законодательства. Помимо этого банк провел масштабную работу по обучению сотрудников на местах, чтобы они могли успешно помогать бизнесу и власти воплощать эти проекты. По сути Сбербанк готов выступать модератором во взаимоотношениях, складывающихся внутри концессионного соглашения.
Ключевое значение имеет то, что речь идет именно о проектном финансировании. Кредит, выдаваемый банком, привлекается на баланс специально созданной проектной компании. При этом ее акционеры должны вложить в проект 30% его стоимости, а 70% — финансирование банка. «Кроме того, задачей было обеспечить непрерывность оказания услуги. Чтобы даже в том случае, если между участниками концессионного соглашения начнутся споры, не страдали потребители тепла»,— уточнил господин Афонин.