Теория и практика
Теплоснабжение согреют концессией
Типовое концессионное соглашение, разработанное Сбербанком совместно с Минстроем РФ, позволит решить проблему изношенности коммунальной инфраструктуры
В Краснодаре состоялся форум «ГЧП. Типовой концессионный проект в сфере теплоснабжения», организованный ПАО «Сбер­банк» на площадке ИД «Коммерсантъ-Кубань». Темой для дискуссии стала система взаимоотношений внутри концессионного соглашения в рамках ФЗ №115, в которой помимо банка и инвестора также принимают участие субъект РФ и муниципалитет. По словам представителей Сбербанка, речь идет не о миллиардных инвестициях, а о проектах стоимостью около 100 млн руб., которые необходимы для модернизации сетей в муниципальных образованиях. По мнению экспертов сферы ЖКХ, концепция, предлагаемая Сбербанком и Мин­строем РФ, имеет большое будущее, но необходимо привлечь состоятельных инвесторов, готовых работать в условиях полной финансовой прозрачности.
Одним из положений Стратегии развития до 2020 года, принятой в России в 2016 го­ду, стало повышение энергетической эффективности и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ. А 25 августа 2017 году Правительство РФ приняло постановление, утвердившее порядок предоставления финансовой поддержки субъекта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Документ, в частности, подразумевает возможность софинансирования процентной ставки при реализации концессионных соглашений, заключенных в 2017—2018 гг. Таким образом, Правительство РФ дало понять, что темпы модернизации сферы ЖКХ в стране нужно форсировать и государство готово предложить для этого эффективные инструменты. Однако, учитывая, что бюджетных средств для этого будет явно недостаточно, главную роль в реформировании ЖКХ оно отводит частным инвесторам.

Изменения в ФЗ №115 «О концессионных соглашениях» наконец позволили решить и вопрос финансирования: если раньше банки фактически не могли участвовать в концессионных проектах, то внесенные поправки добавили в концессионное соглашение еще одного участника — субъект РФ, который также несет определенные обязательства. Типовой проект концессионного соглашения, разработанный Сбербанком совместно с Министерством строительства и ЖКХ РФ, уже помог начать реализацию проектов в сфере теплоснабжения в неко­торых субъектах РФ, при этом Минстрой РФ очень высоко оценил его потенциал и рекомендовал руководству регионов брать на вооружение этот инструмент. Что касается Сбербанка, то на юге России высокий потенциал он видит в Краснодарском крае, который в данный момент наиболее подготовлен к модернизации инфраструктуры ЖКХ. О перспективах этой совместной работы банка, власти и бизнеса пошла речь на мероприятии, организованном ПАО «Сбер­банк» и ИД «Коммерсантъ-Кубань». В дис­куссии, прошедшей в конференц-зале отеля «Платан Южный», приняли участие представители банка, региональной и муниципальной власти, МУПов и сами концессионеры, уже имеющие опыт в реализации подобных проектов. Главными спикерами форума стали исполнительный директор Центрального аппарата ПАО «Сбербанк России» Виктор Афонин, директор управления продаж РГС ЮЗБ ПАО «Сбербанк» Светлана Силантьева, начальник отдела РГС Краснодарского отделения Марина Матлахова, заместитель министра ТЭК и ЖКХ региона Святослав Удинцев, председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Владимир Чепель, заместитель руководителя регионального отделения РСПП Сергей Огурцов и другие эксперты.

ФЗ №115 дал зеленый свет финансированию
Рассказывая об особенностях разработанной Минстроем РФ и Сбербанком «коробки по теплу», Светлана Силантьева подчеркнула, что она включает в себя не толь­ко само концессионное соглашение, но и готовую финансовую модель и полный набор документов, необходимых для реализации проекта. О том, как эта концепция должна применяться на практике, рассказал Виктор Афонин, стоявший у истоков ее создания.
«Размышляя, как нужно работать с инфраструктурой теплоснабжения, Сбербанк вы­явил несколько проблем. Не секрет, что под концессиями часто понимают мегапроекты стоимостью сотни миллиардов рублей — как правило, в Москве или Санкт-Петербурге. Но все это очень далеко от того, о чем мы говорим здесь. В регионах задачи совсем другого масштаба. Сто миллионов рублей на реконструкцию котельной для муниципальных образований — серьезная сумма. И мы делаем такие проекты, которые поз­волят реконструировать инфраструктуру там, где это действительно нужно»,— рассказал Виктор Афонин.

Типовой проект позволяет не только сэкономить до 20% расходов на подготовке необходимой документации, поскольку она уже «зашита» в нем, но и предлагает пошаговую «дорожную карту» по реализации проекта, что делает процесс понятным для каждой из участвующих сторон. «Коробочный» продукт в сфере теплоснабжения с точки зрения Сбербанка на данный момент является самым перспективным в сфере ЖКХ. Это объясняется ее более высокой рентабельностью, а также примерно одинаковой проблематикой во всех регионах. Данный рынок Сбербанк оценивает примерно в 17 тысяч потенциальных проектов.

«Проблемы в сфере теплоснабжения копились годами, и решить их в один момент невозможно. Также очевидно, что бюджетного финансирования для этого недостаточно. Необходимо, чтобы интерес к реализации подобных концессионных проектов был не только у власти, но и у бизнеса. Нам нужно совместно работать над привлечением в модернизацию коммунальной инфраструктуры не только крупного, но и небольшого бизнеса»,— отметил в своем выступлении Святослав Удинцев.

По словам Виктора Афонина, Сбербанк понимает ограничения, которые накладываются на органы власти при реализации подобных проектов, и формирует их таким образом, чтобы исходить из действующего законодательства. Помимо этого банк провел масштабную работу по обучению сотрудников на местах, чтобы они могли успешно помогать бизнесу и власти воплощать эти проекты. По сути Сбербанк готов выступать модератором во взаимоотношениях, складывающихся внутри концессионного соглашения.

Ключевое значение имеет то, что речь идет именно о проектном финансировании. Кредит, выдаваемый банком, привлекается на баланс специально созданной проектной компании. При этом ее акцио­неры должны вложить в проект 30% его стоимости, а 70% — финансирование банка. «Кроме того, задачей было обеспечить непрерывность оказания услуги. Чтобы даже в том случае, если между участниками концессионного соглашения начнутся споры, не страдали потребители тепла»,— уточнил господин Афонин.
В обсуждении приняли участие представители всех сторон концессионного соглашения: банка, региональной власти, бизнеса, муниципалитетов и МУПов
Муниципалитет получит все
Концессионное соглашение может включать в себя до пяти участников: банк, концессионера, муниципальное образование (концедент), субъект РФ, а также МУП — в случае, если у него в хозведении находятся инженерные сети или иное имущество, подпадающее под концессию. Подступиться к реализации подобных проектов Сбербанку позволили изменения в ФЗ №115, подразумевающие участие субъекта РФ как третьей стороны, поскольку полномочия по принятию тарифов и концессионных программ находятся именно в зоне ответственности региональной власти. Также очевидно, что экономическое состояние муниципальных образований зачастую не позволяет им самостоятельно решать проблемы в сфере ЖКХ, и без участия региональной власти здесь не обойтись.

При этом согласно закону все права на имущество, которое инвестор построил и ввел в эксплуатацию в ходе реализации концессионного проекта, в любом случае переходят к муниципалитету в течение месяца после того, как оно введено в строй. Поэтому он юридически защищен от любых рисков.

Что касается уже действующих в районах МУПов, то они, по общему признанию участников дискуссии, не подходят для реализации подобных проектов. По словам Светланы Силантьевой, из трех тысяч МУПов, действующих на территории покрытия Юго-Западного банка Сбербанка России, кредиты пока получили только восемь.
«Мы бы хотели финансировать МУПы, но, как правило, это стабильно убыточные предприятия, обремененные высокими рисками. Оценивая их финансовое поло­жение, мы видим арестованные счета, крупные убытки и в результате не можем выдать даже небольшую сумму. Поэтому и возник вопрос о необходимости привлечения частного инвестора»,— прокомментировала представитель банка.

Виктор Афонин уверен, что систему теп­лоснабжения нужно переводить на сугубо коммерческие рельсы и концессия помогает правильно выстроить эти отношения.
Владимир Чепель подчеркнул, что у многих МУПов нет мотивации выходить на безубыточность, что и делает их непривлекательными для банка. Концессионера же заставят быть эффективным его собственные акционеры, которые финансируют проект ради получения прибыли.

Спецсчета обеспечат прозрач­ность
Комментируя обязательства сторон, представители Сбербанка акцентировали внимание на том, что больше всего их у самого концессионера. И любое неисполнение договоренностей превращается для него в финансовые потери. Уйти от оплаты не удастся, поскольку он связан банковской гарантией — без нее он просто не сможет «зайти» в проект. Обязанность муниципалитета, являющегося концедентом,— оформление земельных участков. Однако, даже если они не оформлены, это может сделать концессионер, и расходы на это будут включены в тариф.

Большое внимание в ходе форума было уделено прозрачности финансового механизма, предусмотренного типовым концессионным соглашением. Представителей власти беспокоило, каким образом концессионер будет распоряжаться средствами, и будет ли он их направлять на реализацию проекта в полном объеме. Виктор Афонин сообщил, что все средства, выделяемые в рамках проекта, будут находиться на выделенных спецсчетах, а не в общем «котле», и все финансовые операции можно будет легко отследить.

«Очень важное обстоятельство: в типовом концессионном соглашении не предусмот­рены бюджетные гарантии. Соответственно у региональной власти нет необходимости выделять в бюджете деньги под выполнение обязательств по проекту»,— добавил Виктор Афонин.

Директор ООО «Теплосервис» Вячеслав Сбитнев напомнил о том, что модернизация теплосетей уже ведется в рамках ФЗ №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Однако, по словам Виктора Афонина, преимущество ФЗ №115 состоит в том, что банку не нужен залог помимо тех 30%, с которыми концессионер заходит в проект. И это очень облегчает задачу по его реализации.
Одним из итогов форума стало предложение директора АО «Тепловые сети» Геннадия Слабогузова реализовать первый на Кубани концессионный проект в рамках ФЗ №115. «Начнем с Крыловского района: там уже строится объект, отведены земельные участки»,— заявил директор теплоснабжающего предприятия. Представители Сбербанка предложили ему ознакомиться с проектом концессионного соглашения, вывешенным на сайте Минстроя РФ, а также рекомендовали обратиться в администрацию региона и в муниципальное образование с просьбой также дать оценку этому документу. «Нам как банку важно, чтобы власти вступили с нами в формальный диалог — это и будет первым шагом на пути реализации концессионного проекта»,— заявил Виктор Афонин.
В завершение мероприятия участники признали, что типовой проект концессионного соглашения имеет массу преимуществ, и иных действенных механизмов, позволяющих быстро модернизировать систему теплоснабжения без бюджетных инвестиций, по сути не существует.

«Проблема изношенности теплосетей давно перезрела. Я хочу напомнить, что мы говорим с вами не о каких-то отвлеченных вещах, а о системе жизнеобеспечения человека. А у нас котельные со сроком экс­плуатации 15 лет работают уже по 35. Поэтому двигаться в этом направлении нужно очень активно»,— заявил Вячеслав Сбитнев.
Made on
Tilda