персона
«Вернуть половину чайных плантаций Сочи
в оборот — реально!»
Президент Ассоциации производителей Краснодарского чая и председатель совета директоров АО «Мацестинский чай» Константин Туршу рассказал о планах по созданию технического регламента для отрасли и перспективах возвращения к советским объемам производства.
— Константин Юрьевич, погода в этом году в Краснодарском крае была капризной — удалось ли сочинским чаеводам собрать столько, сколько планировали?
— Действительно, сезон начался поздно: в мае стояли холода — пришлось начать сбор с задержкой в три недели. Но погода в итоге пошла навстречу: лето затянулось — и мы до сих пор продолжаем работать. Собрали всеми чайными хозяйствами уже 515 тонн чайного листа, из них 260 тонн — это мацестинский чай, по итогам года будет даже больше. Конечно, хочется сказать спасибо губернатору Вениамину Кондратьеву, так как в этом году администрация оказала реальную поддержку сельскому хозяйству и особенное внимание обратила на отрасль чаеводства. Мы получили первый транш субсидирования в размере 8 млн руб. Такой ощутимой помощи отрасли не было уже давно. Главное условие получения поддержки — отсутствие долгов по налогам. Предприятие должно быть успешным, чтобы получить субсидии.

— 515 тонн — это много или мало? В советское время урожаи чайного листа были существенно больше. Возможно ли вернуться к тем объемам?
— В этом году мы восстановили 27 гектаров заброшенных плантаций, которые в следующем году уже дадут урожай. Начали готовить еще 20 гектаров. Достичь таких объемов, которые были в советские годы, а это примерно 7 тыс. тонн, увы, уже невозможно. Половина земель в Сочи пришла в негодность, какую-то часть забрали фермерские хозяйства. Но половину от этих объемов мы вернуть сможем уже в течение ближайших трех лет. И я говорю не только о «Мацестинском чае» — другие хозяйства тоже планируют увеличивать объемы плантаций.
Чайные плантации в Мацестинской долине вызывают большой туристический интерес
— Возвращать земли, которые годами были заброшены, наверняка недешево. Если вы увеличиваете объемы, то и спрос должен соответствовать. Насколько востребован сегодня Краснодарский чай?
— Видна тенденция роста покупательского спроса на настоящий продукт. Люди смотрят на упаковки и, если там написано, что чай выращен в Дагестане, Чечне или Москве, понимают, что он априори не может быть краснодарским. Настоящий — тот, который выращен и переработан на территории Краснодарского края. И на нашу продукцию — настоящий Краснодарский чай спрос в последние годы увеличился в разы, и мы очень этим довольны.
Мы продолжаем расширять линейку. Сейчас выпустили новый продукт под торговой маркой «Мацеста чай» для сегмента HORECA — чай в фильтр-пакетах для чайников. Серия оформлена в спортивном стиле, готовимся представить ее на чемпионате мира по футболу-2018. Большой популярностью пользуются чайные композиции с натуральными ягодами и травами. «Мацестинская чайная фабрика» принципиально выпускает только стопроцентно натуральную продукцию, без синтетических добавок, даже в почву не вносятся никакие химические удобрения. Об этом свидетельствует сертификат Института экологической сертификации CERES — ведущего экспертного центра Евросоюза, который удостоверяет органическое происхождение продукции уже на протяжении десяти лет.
Ежегодно в течение последних шести лет «Мацестинская чайная фабрика» со своей продукцией становилась победителем конкурса «Лучший продукт года» на крупнейших международных выставках «Продэкспо» (Москва) и World Food Moscow. Только за последние год-два мы получили очень высокие оценки экспертов в Париже и Абу-Даби. Но самая ценная награда — это золотая медаль Международной выставки продуктов питания в Шанхае (Китай). В стране, являющейся родиной чая, и черный, и зеленый чай мацестинского производства был признан по всем показателям!
Система сбыта у нас налажена, но всегда есть к чему стремиться, так что мы намерены увеличивать объемы продаж. Прежде всего — на юге, где нас хорошо знают. Мы очень избирательно относимся к дистрибьюторам нашей продукции, поскольку спрос явно превышает предложение. И не жертвуем качеством ради сиюминутной прибыли.

— Не секрет, что конкурировать вам часто приходится с контрафактной продукцией. Стоит она, естественно, ниже. В 2016 году был принят краевой закон о Краснодарском чае, призванный защитить интересы добросовестных производителей. Прошел год. Работает ли он?
Конечно, трудно определить настоящий Краснодарский чай, если перед тобой на полке стоит 5-6 упаковок с такой надписью. Бывают ситуации, когда подделка внушает людям разочарование во всем Краснодарском чае, и это наносит нам как производителю качественного продукта серьезный ущерб. Становится обидно за Сочи и Краснодарский чай, который является фирменным продуктом города. Но тот, кто пробует нашу продукцию, становится нашим постоянным покупателем. Мацестинский чай имеет особенный аромат и вкус. Его можно определить по сладковато-карамельным ноткам — если говорить о черном.
Кроме явного контрафакта на рынке, к сожалению, присутствуют производители, которые действительно используют лист Краснодарского чая, но в совсем малом количестве, например 1—2% от общего состава. Остальное — более дешевое импортное сырье. Эти производители не вкладывают ни копейки в землю. Основные расходы направляются на маркетинг, а у нас в сезон работает до 500 человек, и им всем надо платить белую зарплату. Некоторые чаеводы зарабатывают по 80—90 тысяч рублей, потому что у них очень тяжелый труд. В 2014 году мы заплатили 12 млн руб. налогов. В 2015-м — уже 24 млн. В 2016-м—42 млн. А в этом году мы уже выплатили почти 49 млн руб. И эти средства, попадая в региональный бюджет, улучшают качество жизни жителей края.
Закон о Краснодарском чае, безусловно, стал очень важным для отрасли документом, но на первых порах он оказался «беззубым». Да, там прописано, что краснодарским может называться лишь чай, выращенный, произведенный и упакованный на территории Кубани. Но на практике ­никаких правовых последствий для тех, кто продает под этим брендом другой продукт, не наступает. Сейчас мы активно поднимаем вопрос о создании технического рег­ламента, где будет четко прописано, сколько чего должно быть в чае. Потому что по-другому навести порядок в отрасли не получится. В советское время такой техрегламент был, но в России он так и не был создан, что породило ­немало проблем. Думаю, губернатор Вениамин Кондратьев закроет создавшуюся лазейку для фасовщиков и поставит точку в этом вопросе. Тогда все производители снова будут работать в равных условиях.
Новая продукция
ТМ «Мацеста чай» — фильтр-пакеты для чайников
— Вы будете сами перерабатывать свой лист или планируете делиться с другими производителями?
— Мы и сейчас продаем другим производителям свой чай. И наоборот: наша фабрика принимает не только наш лист, но и из других хозяйств, у которых нет промышленного производства. Более того, наши мощности позволяют ­перерабатывать почти в два раза больше сырья, чем ­можно вырастить,— до 900 тонн в год.
Иначе говоря, мы полностью замкнули цикл производства. Таких «замкнутых» производств в мире сегодня не так много — всего около сотни. Мы сами выращиваем, перерабатываем, сортируем, купажируем и фасуем. А сейчас думаем над вопросом расширения реализации. Мэр Сочи Анатолий Пахомов предложил найти в городе места для наших фирменных магазинов, где люди смогут купить нас­тоящий товар производителя. Мы поддержали эту идею и будем открывать торговые точки под вывесками «Краснодарский чай» и «Мацеста чай». К сожалению, сейчас продавцы добавляют к стоимости нашего продукта наценку 100—200%. Люди смотрят на ценники и удивляются, почему так дорого. Но мы-то продаем свою продукцию значительно дешевле! Поэтому и решили, что будем открывать свои магазины с конкурентоспособными ценами. Надеюсь, что первые такие торговые точки появятся в Сочи уже в 2018 году, а после этого будем выходить с данной идеей и на краснодарский рынок.
Made on
Tilda