НМТП
Главная торговая гавань России

главная торговая гавань россии

Новороссийский торговый порт
в сентябре отметил свой
175-летний юбилей

Новороссийский международный торговый порт 175

НМТП
Главная торговая гавань России

главная торговая гавань россии

Новороссийский торговый порт
в сентябре отметил
свой 175-летний юбилей

Новороссийский морской торговый порт 175

На протяжении почти всей своей истории Новороссийский порт ориентировался на внешнеторговый оборот, лишь в годы войн, которых за 175 лет своего существования он пережил четыре, а также в период активного промышленного строительства страны порт работал на внутренние нужды. В 2019 году грузооборот Группы НМТП составил 142,5 млн тонн. К примеру, еще 80 лет назад, в 1940 году, перевалка грузов достигала 1,6 млн тонн.

Сегодня через Новороссийский порт переваливаются зерно, нефть и нефтепродукты, сахар, растительное масло, железорудное сырье и металлы. На заре своего существования порт отправлял на экспорт сельскохозяйственную продукцию. Причем в разные годы некоторые товары, например зерно, могли быть как экспортными, так и импортными.
Первыми, кто обратил внимание на удобство Цемесской, а изначально Суджукской бухты, были российские военные. Вот что писал о ее значении командующий Черноморским флотом и один из первооткрывателей Антарктиды адмирал Михаил Петрович Лазарев: «Суджукская бухта по естественному положению есть самое лучшее место из всех рейдов по протяжению всего северо-восточного берега Черного моря, не исключая и Геленджика; она представляет весьма важные выгоды не только для учреждения в Цемесе пристани для коммерческих судов и береговой нашей эскадры, ...но даже для убежища от морских ветров всех военных судов, какие находятся и будут обращаться в плавании у здешних берегов».
18 сентября 1838 года здесь, на месте будущего Новороссийска, была заложена крепость, а уже в 1845 году император Николай I повелел построить здесь торговый порт. «Открыть в Новороссийске порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных на том же основании, как оные допускаются в Сухум-Кальский порт, учредив в Новороссийске таможенную заставу», - цитировалось распоряжение императора в Своде законов Российской империи от 30 июля 1845 года.
С момента основания Новороссийского порта его главной задачей была перевалка грузов внешнеторгового оборота. Первые торговые корабли посетили его 26 октября 1845 года. В самом начале через Новороссийский порт отправлялись на экспорт воск, мед, воловьи и лисьи кожи, сливочное масло, говяжье сало, пиявки, соленая рыба, рожь и пшеница. В Россию ввозились мануфактурные и галантерейные изделия, чай, кофе, турецкий табак, аптекарские и другие товары. Причалы, способные принять большие корабли, появились значительно позже, поэтому изначально суда обрабатывались на рейде. Погрузка осуществлялась с помощью небольших парусных судов – фелюг.
Первый причал здесь появился лишь в 1887 году — свои коррективы в развитие порта внесла Крымская война. А толчком к стремительному развитию послужило строительство железной дороги. Движение со станции Тихорецкой к Новороссийску было открыто 25 июня 1888 года. Концессию на строительство получило акционерное общество Владикавказской железной дороги. Именно эта компания инициировала разработку проекта Новороссийского порта с пропускной способностью в 40 млн пудов (640 тыс. тонн). Проектом предусматривалось строительство пяти причалов.
Вместе с изменениями, которые происходили в стране, менялась и жизнь новороссийской гавани. Из порта, работающего преимущественно на экспорт, он время от времени превращался в порт, в основном принимающий грузы из-за рубежа. В иные времена гавань занималась перевозкой войск, а в период активного промышленного строительства через порт осуществлялись каботажные перевозки, снабжающие страну стратегически важным сырьем. С годами менялась и структура перевозимых товаров, по этому показателю также можно оценить те изменения, которые происходили в порту.

Железная дорога, построенная в 1888 году, упростила доставку в новороссийскую гавань товаров, прежде всего зерна из хлеборобных регионов страны: Северного Кавказа, Поволжья и Дона. В урожайные годы эти районы обеспечивали до 25% российского экспорта зерна. Конечно, хлеб вывозился и через другие порты Черноморско-Азовского бассейна, однако круглогодично работал лишь Новороссийский. Цемесская бухта зимой не замерзала, это преимущество позволяло увеличить грузооборот.
В результате основной специализацией порта в конце XIX века стал экспорт зерна. С его причалов также отправлялись за рубеж нефть, керосин и цемент. Импорт на тот момент был слабо развит и представлен земледельческими машинами, плодами цитрусовых и бокситом. Первые 17 резервуаров для хранения нефтяных грузов построены обществом Владикавказской железной дороги, их общая емкость составляла 2,5 млн пудов. В 90-х годах XIX века с ростом добычи нефти в районе Грозного ее экспорт увеличился, и для хранения нефти было сооружено еще 23 резервуара по 150 тыс. и 200 тыс. пудов.
К началу Первой мировой войны через Новороссийский порт на экспорт отправлялось 180−260 тысяч тонн цемента в год. По зерну порт обеспечивал четвертую часть вывоза России, по нефти — половину. Все изменила война, в годы которой порт был задействован для перевозки войск. Следом последовали революция и гражданская война, которые на время остановили его развитие.

После национализации Новороссийского порта в 1920 году на его территории начались восстановительные работы на гидротехнических и гражданских сооружениях, проводилась очистка территории от мусора и грязи. В 1921 году порт, ранее ориентированный на экспорт, переключился на импорт. В связи с неурожаем в советской России начался голод, и купленный за границей хлеб шел в страну через Новороссийск.
Лишь к концу 1920-х годов порт вернул лидирующие позиции по грузообороту, значительное место в котором стали занимать нефтяные грузы. Рекордным по их вывозу стал 1929 год. Однако уже в следующем году в связи с проведением нефтепровода Грозный - Туапсе вывоз грозненской нефти через Новороссийский порт сократился наполовину и сохранился на уровне 22-25% к общему грузообороту.
Между тем в том же 1930-м году в порту начинается строительство «Лесной гавани», также появляются складские сооружения по хранению замороженных грузов. Впоследствии российский лес из Новороссийска пойдет на экспорт в Италию, Грецию, Турцию, Ирак, Иран, Алжир и Тунис.

До начала 1940-х годов возможности торговой гавани активно использовала развивающаяся советская промышленность. Так из порта, работающего главным образом на экспорт зерновых грузов, он превратился в узел перевалки грузов малого каботажа - стране нужна была марганцевая руда и цемент.

И снова в работу порта внесла свои коррективы война. Разрушенную фашистами инфраструктуру торговой гавани восстанавливали целое десятилетие после ее окончания. Только в 1954 году порт достиг довоенного грузооборота. Чуть ранее, в 1951 году, новороссийская гавань была открыта для захода иностранных судов.
В 1950-1960 годах порт снова переживает эпоху бурного развития, активно строятся новые причалы, в том числе для перевалки леса и генеральных грузов, появляются новые склады, а в 1964 году
в гавани открыт нефтяной район «Шесхарис» с причалами для перевалки сырой нефти.
В 1971 году порт достиг рекордного грузооборота, который составил более 18 млн тонн. По этому показателю он стал первым среди других портов страны. В это время через новороссийскую гавань экспортируются нефть, зерно, цемент, сахар, металл, металлические и химические изделия, руда, уголь, патока, мочевина и другие минеральные удобрения. За рубеж также отправляются скот, ткани, спички, технические масла. В страну ввозятся сахар, металл и металлические изделия, минерально-строительные материалы, плоды, овощи, ткани, обувь и др. С 1975 года порт начал внедрять контейнерные перевозки.
Четыре войны пережил Новороссийский порт и трижды на десятилетия был отброшен в своем развитии. Впервые это случилось во время Крымской войны (1853 — 1856 гг.). Город был разрушен бомбардировкой англо-французской эскадры, в результате жители покинули его, он пришел в запустение и был упразднен. Новороссийск учредили вновь лишь в 1866 году, к тому моменту население города насчитывало несколько сот жителей. Только в конце 1870-х годов на Новороссийск вновь обратили внимание как на город-порт.

Второй сильнейший удар по инфраструктуре порта был нанесен 16 октября 1914 года. Два крейсера немецкий «Бреслау» и турецкий «Берк» подошли к западному молу и открыли огонь из орудий в направлении железной дороги, строений порта, а также по судам, стоящим у пристаней. После этой бомбардировки морская гавань уже не могла нормально функционировать, хотя с перевозкой войск справлялась.
В 1917 году после подписания Брестского мира угроза нависла над кораблями, базировавшимися в Севастополе, их могли захватить германские войска. В связи с этим флот был переведен в Цемесскую бухту, и здесь он оказался в тяжелейшем положении. Оборудованный под погрузку зерна, цемента и нефти порт не был приспособлен для долговременной стоянки большого количества военных кораблей. Кроме того, не хватало топлива и ремонтных средств. 18 июня 1918 года боевые корабли Черноморского флота были выведены на внешний рейд и торпедированы своими же судами.
Последовавшая за революцией гражданская война превратила Новороссийск в пристанище для добровольческой белой армии. Город и порт стал главной базой снабжения Деникина Англией, Францией и другими государствами. Это продолжалось вплоть до 1920 года, когда белая армия покинула Россию. Как итог, с 1914 год и до конца 1920-х годов, когда порт вернулся к полноценной жизни, о его развитии речь даже не шла.

22 июня 1941 года Новороссийск пережил первый налет немецкой авиации, на непродолжительное время работы в порту встали и возобновились в июле 1941 года, когда в порт стали прибывать суда с населением из прифронтовой полосы и эвакуируемыми грузами. Одновременно с этим в порт поступали сотни вагонов с военными грузами, предназначенными для фронта. Сотрудникам морской гавани приходилось работать в тяжелейших условиях под налетами гитлеровской авиации.
После захвата фашистами Новороссийска порт был сильно поврежден и не фунционировал, восстановление его началось сразу после освобождения города советскими войсками, которое произошло 16 сентября 1943 года.
К этому времени порт не имел ни одного годного к эксплуатации причала. Полностью были уничтожены механизмы, склады, подвижной ж/д состав и пути. Ущерб, нанесенный морской гавани военными действиями и оккупацией, составил 120 млн руб., что составляло 72,2 % от полной стоимости порта.

Восстанавливать порт было некому. Отступая, фашисты угнали практически все мирное население. По состоянию на 1 октября 1943 года коллектив порта состоял лишь из 60 человек. Полностью восстановить морскую гавань удалось лишь через десять лет.
Несложно подсчитать, что из 175 лет существования новороссийского порта около 70 лет приходится на периоды разрушений, забвения и последующего восстановления.
В конце 1980-х годов Новороссийский порт вместе со всей страной переходит на новые экономические рельсы. Здесь внедряется внутрипортовый хозрасчет, пересматривается система отношений между структурными подразделениями, совершенствуется управление, развиваются деловые связи, и проходит модернизация перегрузочного оборудования. В это время морской порт стал одним из учредителей нескольких акционерных обществ и коммерческого банка. Достигнутые экономические результаты позволяют установить целый ряд социальных льгот для портовиков и неработающих пенсионеров.

В 1992 году порт был приватизирован, так появилось ОАО «Новороссийский морской торговый порт». С конца 1990-х годов начался ежегодный уверенный прирост грузооборота. За период с 1992 по 2004 годы ОАО «НМТП» перегрузило 600 млн тонн грузов, объем капиталовложений за этот период составил более 11 млрд рублей. В частности, в 2001 году был введен в эксплуатацию комплекс по переработке минеральных удобрений. В 2004 году построены новый контейнерный терминал, проектной мощностью 600 тыс. TEU в год, и завершена реконструкция 3-й зерновой и 5-й наливной пристаней.
В результате консолидации стивидорных компаний, работающих в порту, в 2006 году была образована Группа НМТП. В нее вошли: ОАО «НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП», ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» и др. компании.
В результате консолидации стивидорных компаний, работающих в порту,
в 2006 году была образована Группа НМТП.
В нее вошли: ОАО «НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт»,
ОАО «ИПП»,
ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта»,
ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» и др. компании.
Консолидация активов компаний, входящих в Группу, позволила в достаточно сжатые сроки реализовывать инвестиционные проекты на основании одних и тех же методик бизнес-планирования, единой базы нормативных документов. Лишь за 2006 год компания реализовала шесть крупных проектов, среди которых реконструкция глубоководного нефтеналивного причала № 1 в нефтерайоне «Шесхарис» и строительство зернового терминала мощностью 3,6 млн тонн в год.

В 2010 году Группа НМТП вышла на третье место среди портовых операторов Европы с грузооборотом 81,6 млн тонн. Через пять лет общество было преобразовано в ПАО «НМТП», а в 2018 году «Транснефть» консолидировало акции компании. Это событие определило возможность внедрения эффективной системы корпоративного управления, лучших практик в области инноваций, управления персоналом и экологической ответственности.
Сегодня ПАО «Транснефть» владеет контрольным пакетом акций НМТП (50,11%), в 2019 году акции были выведены в юрисдикцию России. Кроме того, «Транснефть» имеет косвенное владение через ООО «Транснефть-Сервис» и ООО «НМТП-Капитал» (11,89% акций НМТП), которые также находятся в российской юрисдикции.

На протяжении последнего десятилетия развитие НМТП не останавливалось, строились перевалочные комплексы и складские помещения, реконструировались причалы, проводились дноуглубительные работы. В прошлом году ООО «ИПП», входящее в Группу, приступило к использованию новой технологии по перевалке подсолнечного масла с использованием резервуаров (накопление и отгрузка). В том же году на предприятии был установлен первый в мире портальный полноповоротный электрический кран Liebherr LPS 420 Е грузоподъемностью 124 тонны. Вложение инвестиций в развитие порта продолжается и сегодня, дальнейшая модернизация предприятия направлена на развитие существующей и создание новой производственной базы.