— Какие отрасли определены в рамках документа как стратегически важные, на развитие которых регион будет делать ставку до 2030 года?
— Приоритетными отраслями будут агропромышленный комплекс, курорты, транспорт и промышленность. Это наши преимущества и наши драйверы роста. Однако мы рассчитываем каждую из этих отраслей «перезагрузить». Так, АПК региона должен преобразоваться в кластер экологизированного АПК с глубокой и умной переработкой, курорты — в туристско-рекреационный кластер с единой платформой сервисов для отдыхающих и туристов, транспортный комплекс — в черноморский экспортный ХАБ (торгово-транспортно-логистический кластер), промышленность — в кластер «умной» промышленности, а развитие соцсферы — в кластер социальных и креативных индустрий.
— Какова планируемая динамика роста по основным показателям в стратегических отраслях, которой планируется достичь?
— Главная ценность стратегии — это человек. Один из центральных индикаторов — численность населения. Планируется, что с 5,5 миллиона она вырастет к 2030 году до 6 миллионов. Окончательно целевые индикаторы пока не определены — есть только предварительные расчеты, которые еще будут претерпевать корректировки. Например, объем продукции сельского хозяйства предположительно вырастет к 2030 году с 421 млрд руб. до 590 млрд руб. (в ценах 2016 года), количество туристов перевалит за 22 млн человек, оборот розничной торговли приблизится к 2,2 трлн руб., оптовой — к 2,3 трлн руб., а в целом ВРП прогнозируется в объеме 3,5 трлн руб.
В любом случае по приоритетным экономическим направлениям мы закладываем рост, опережающий прогнозируемую в целом по России динамику. Чтобы мы были успешными, повышали конкурентоспособность и наращивали удельный вес в экономике России, мы должны развиваться с опережением. Я бы не хотел сейчас дальше углубляться в цифры: это преждевременно. Впереди большая работа по их сверке и согласованию с отраслевыми органами власти.
— Каковы основные тренды в стратегически важных отраслях, на фоне которых будет реализовываться стратегия?
— В санаторно-курортном комплексе, на мой взгляд, тренд, на фоне которого предстоит развиваться,— это обострение конкуренции, как международной с учетом отмены ограничений на выезд в ряд стран, так и внутрироссийской — с курортами Крымского полуострова.
В АПК прогнозы благоприятные. Численность населения будет расти, а вместе с ней вырастет и потребление. Поэтому агропромышленный комплекс будет развиваться на фоне уверенно растущего спроса на продукцию, а практика импортозамещения — набирать обороты.
В транспорте мы рассчитываем на сохранение репутации края как крупнейшего транспортного узла и, конечно, главных морских ворот России. А также на развитие новых инфраструктурных проектов и повышение мощности трубопроводной системы.
В промышленности ключевыми трендами развития я вижу усиление инновационной составляющей и повышение производительности труда. На фоне этих показателей будет расти и конкурентоспособность.
— Каковы ключевые проблемы реализации стратегии в Краснодарском крае, с чем они связаны?
— Одной из проблем развития экономики края, выявленной в ходе стратегической диагностики по оценкам экспертов, является то, что регион недотягивает до лидеров по уровню инновационного развития и индустриализации. Кроме того, отмечена инертность сложившейся институциональной системы.
На мой взгляд, одним из проблемных вопросов реализации Стратегии-2020 являлось то, что многие просто о ней не знали и не были вовлечены в процесс ее разработки. В ходе формирования новой стратегии мы учли опыт прошлого.
— Какие основные задачи стоят перед исполнительными органами власти Краснодарского края в рамках реализации стратегии?
— Задача повышения глобальной конкурентоспособности края обуславливает необходимость внедрения проактивного — «живого» управления, ориентированного на повышение эффективности через достижение запланированных долгосрочных результатов на основе проектного подхода. А также устойчивости — обеспечения гарантированно высокого качества работы системы управления за счет использования передовых методов и привлечения лучших специалистов.
Необходимо будет менять подход к формированию государственных программ, повышать эффективность управления госсобственностью: более активно вводить в хозяйственный оборот земельные участки, усиливать контроль эффективности использования объектов недвижимости и обеспечивать приватизацию их неиспользуемой части, а также приватизацию ГУПов и пакетов акций хозяйственных обществ, повышать эффективность громоздкой сети краевых бюджетных учреждений, стимулировать развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Также необходимо создать современную систему управления, перейти на проектное управление, проводить оценку деятельности ОИВ по результативности, создавать современные и действенные институты развития.
В крае постепенно нарабатывается практика партнерства в социальной сфере и в реализации инфраструктурных проектов в коммунальном хозяйстве. Но этого недостаточно, потенциал использования этих механизмов привлечения внебюджетных ресурсов недоиспользован.
— Какие инструменты реализации стратегии планируют применять исполнительные органы власти региона?
— Это помимо прочего мероприятия госпрограмм, стратегий муниципальных образований, инвестиционных проектов, управление пространственным развитием муниципалитетов. В рамках стратегии важно также оперативно реагировать на изменения внешней среды, различных условий ее реализации, изменения законодательства и т. д., нужно постоянно проводить мониторинг и вносить своевременные корректировки. Ценность любой стратегии определяется тем, насколько удалось достичь поставленных результатов, реализовать намеченное. Стратегирование — это непрерывный процесс. А значит, и документ, по которому будет развиваться Краснодарский край, должен работать, быть актуальным, соответствовать ситуации в стране и мире. Беседовал Андрей Нимченко